НОД Познание.
«Наши умные помощники»
Программное содержание: Развивать умения различать и называть органы чувств ( глаза, уши), формировать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними;
Развивать умение различать звуки по громкости и упражнять в речевом дыхании;
Закреплять сенсорные знания детей;
Развивать двигательную активность;
Воспитывать культурно-гигиенические навыки, доброе отношение к окружающим;
Материал: запись звуков леса; корзинки жёлтого, синего и красного цвета, плоскостные цветы жёлтого, синего и красного цвета; незаконченные портреты девочек и мальчиков, фломастеры;
Содержание организованной деятельности детей:
Воспитатель: Дети, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.
А теперь я приглашаю вас на прогулку по весеннему лесу.
Игра «Послушай и угадай»
По тропинке в лес пойдём, ( шагают друг за другом)
Лужу мимо обойдём, ( обходят воображаемую лужу)
Перепрыгнем ручеек, (прыгают)
Посмотрели мы налево, ( смотрят налево)
Посмотрели мы на право, ( смотрят на право)
Посмотрели вверх на солнышко, ( смотрят вверх, встали на носочки)
Посмотрели вниз на травку. ( смотрят вниз, наклонились)
Ах, как красиво! ( удивились)
Воспитатель: Вот мы и в лесу. Садитесь поудобнее.
Прослушивание кассеты с записью звуков леса.
Воспитатель: Чьи голоса вы слышали?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы слушали внимательно, а что помогало вам в этом? ( уши)
Наши уши помогают нам не только слушать магнитофон, но и друг друга, они помогают нам общаться. Уши – это умные помощники человека.
Покажите свои уши. Сколько их у человека? (два) Зачем нужны уши?
Уши постоянно воспринимают окружающие звуки. Если мы закроем свои уши, то ничего не услышим. Попробуйте. Вы ничего не слышали? ( нет)
Звуки и шумы бывают разные громкие и тихие.
Игра «Громко-тихо»
Воспитатель называет имя любого ребёнка сначала шёпотом (дети повторяют), затем очень тихо (дети повторяют), дальше чуть громче (дети повторяют), громко и очень громко.
Воспитатель: Ухо очень тонкий и сложный орган чувств.
- Дети, а как надо беречь свои уши?
- Нельзя ковыряться в ушах острыми предметами (карандашом, спичкой, палкой)
- Нельзя слушать слишком громкую музыку.
- Надо защищать уши от сильного холодного ветра, носить шапку.
- Надо мыть уши водой с мылом или чистить специальной палочкой.
- После купания надо тщательно вытирать уши.
- Если заболело ухо, нужно срочно обратиться к специальному врачу.
Дидактическая игра «Свой цвет узнай»
Воспитатель: Вот в наш лес пришла, Весна
Солнце, радость принесла.
С тёплыми лучами,
С быстрыми ручьями,
С зелёными листочками,
С первыми цветочками.
Перед вами три корзинки. Какого они цвета? ( жёлтая, красная, синяя). А на полянке цветочки такого же цвета. Этот цветочек жёлтого цвета, в какую корзинку его надо положить? ( тоже в жёлтую)
Дети раскладывают цветочки по корзинкам.
Воспитатель: Как же вы смогли узнать какого цвета цветы, какой наш орган помог в этом? (наши глаза). Как вы думаете, для чего нужны человеку глаза? (ответы детей). С помощью глаз мы видим друг друга и разные предметы, их форму, размер и цвет.
Как бы мы жили, если бы у нас не было глаз? (ответы детей)
Глаза – тоже наши помощники.
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко:
Сразу сделалось темно,
Где кроватка? Где окно?
Странно, скучно и обидно –
Ничего вокруг не видно… ( А. Боске)
Воспитатель: У вас есть глаза? Покажите. Сколько глаз у человека? (два) Когда глаза болят, человеку очень плохо, поэтому их надо беречь
Как надо беречь свои глаза?
- Осторожно обращаться с острыми предметами, чтобы не поранить глаза ( карандаши, кисти, палочки от пирамидок, ложки, вилки)
- Нельзя сыпать в глаза песок и тереть их грязными руками.
- Нельзя близко смотреть телевизор
- Каждое утро нужно умывать глазки тёплой водой
- Если заболели глаза, нужно срочно обратиться к врачу.
- Нужно делать гимнастику для глаз, чтобы они не уставали.
Гимнастика для глаз «Глазки делают зарядку»
- Рано утром, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- И как часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- Вместе в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)
- А потом посмотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.
Воспитатель: Дети, посмотрите, что это? ( в руках у воспитателя портреты девочек и мальчиков)
А что художник не дорисовал на портретах? (ответы детей) Давайте поможем ему.
Дети подходят к столу. Каждый ребёнок дорисовывает глаза и уши своей кукле. Воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы оба глаза должны быть одинакового цвета.
-Куклы говорят вам спасибо. Ведь благодаря вам они увидели окружающий мир.
Физкультминутка.
Это глазки вот-вот (показывают)
Это ушки вот-вот.
Это носик, это рот.
Это ручки хлоп-хлоп,
Это ножки топ-топ,
Там спинка, здесь живот.
Вытираем лоб.
Воспитатель: Погуляли мы в лесу,
Повидали всю красу,
А теперь пора прощаться
В детский садик возвращаться.