- Ребята, к нам сегодня пришел необычный гость. Это один из жителей села Константиново, Рязанской области и прибыл он к нам из далекого прошлого, из начала 20 века. Чем знаменито это село? (ответы детей).
(Педагог показывает куклу в народном костюме.)
- Как вы думаете, какой национальности этот человек? (ответы детей).
- Да, на Рязанской земле в такой одежде мы могли встретить русского человека.
- По каким признакам можно понять, что он из прошлого? (по одежде, головному убору и обуви).
Вводная часть занятия.
Иван: (с детьми "знакомится" кукла, одетая в народную одежду)
- Здравствуйте люди добрые! Пришел я к вам познакомиться и своими глазами посмотреть на ваш замечательный музей имени моего земляка, великого русского поэта Сергея Есенина. Да еще я принес в ваш музей новые экспонаты, а какие- сейчас узнаете.
Отгадайте загадку и поймете, о чем пойдет речь.
В любое время года,
мы смотрим на погоду,
Конечно, есть для праздников,
Для девочек и мальчиков.
Поймет даже невежда
Нужна людям разная. (одежда)
Точно! Разговор пойдет об одежде, которую носили в старину, о народной одежде Рязанского края.
Педагог: Давайте сначала поговорим о том, что вы хорошо знаете.
Расскажите Ивану в какую одежду вы одеты сегодня. (Дети называют свою одежду).
Иван:
- Да, удивили вы меня, в мое время такую одежду не носили и слов таких не знали. Приглашаю вас в музей, где представлена русская народная одежда Рязанского края.
Основная часть занятия.
Дети вместе с педагогом и Иваном перемещаются в музей ДОУ, где располагается мини выставка народной одежды Рязанского края (косоворотка,
порты, кушак, картуз, сарафан, передник, лапти).
Иван:
А вот и русская народная загадка :
Сижу верхом, не знаю на ком.
Знакомца встречу, соскочу - привечу!
(шапка или картуз)
Педагог: Это головной убор, который при встрече мужчины снимали друг перед другом в знак уважения и приветствия.
Иван:
- Мой головной убор называется картуз. Ау вас есть похожие головные уборы? (Дети отвечают)
Молодцы, быстро соображаете. Верно, кепка или фуражка похожи на картуз.
Скажите, а знаете ли вы как называется моя одежда с вышивкой?
(варианты детей)
Это рубаха с косым воротом, поэтому она называется КОСОВОРОТКА.
А теперь назовите одежду, которая у меня на ногах? (варианты детей)
Это вы носите брюки, джинсы и шорты, а на мне надеты ПОРТЫ.
Динамическая пауза.
Педагог:
- Ребята, вы хорошо запомнили одежду Ивана? (да)
Тогда давайте поиграем в игру - я буду называть одежду, а вы показывать, на какой части тела ее носят, договорились?
Картуз (руками обхватываем голову)
Косоворотка (проводим руками от груди до живота и расставляем руки в стороны)
Порты (похлопываем по ногам).
А теперь я буду вас путать, вам нужно быть внимательными и показывать движения правильно.
Иван:
- Отлично поиграли. Обратите внимание на экспонаты выставки.
Косоворотки могут быть разных цветов, обязательно с вышивкой, а праздничная рубаха была белого или красного цвета.
Рубахи мужчины в старину не заправляли в штаны, а перевязывали специальным поясом. Называется такой пояс - кушак. Кушак всегда был длинным и делали его из широкого куска ткани или шнура. Кушаки были и мужские и женские.
Девочки и женщины носили разнообразные сарафаны и передники.
Посмотрите внимательно, какие экспонаты представлены в нашем музее. (Дети рассматривают экспонаты, задают интересующие вопросы, ведут беседу с Иваном).
Педагог:
- Русские люди в старину шили одежду для своей семьи, женщины вышивали на ней украшения и узоры, плели кушаки. Делали это с любовью и заботой о членах своей семьи. Поэтому часто называли одежду ласково.
Давайте поиграем в игру "Назови ласково" (показывается предмет старинной одежды или обращается внимание на современную одежду детей)
Пояс - поясок
Кушак - кушачок
Брюки - брючки
Порты - порточки
Сарафан - сарафанчик
Передник - передничек
Фартук - фартучек
Наш земляк, великий русский поэт Сергей Есенин, в одном из своих стихотворений о маме, описывает еще один вид одежды. Послушайте, пожалуйста :
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Сергей Александрович написал о верхней одежде, которая называется ШУШУН. Вот вам еще одно старинное название русской народной одежды.
Посмотрите внимательно на иллюстрацию, вот так выглядит ШУШУН. (Дети рассматривают иллюстрации).
Заключительная часть занятия
Педагог:
- Кто может повторить все старинные названия одежды? (ответы детей)
Молодцы, отлично потрудились.
Иван:
- Как вам понравилась сегодняшняя экскурсия? (ответы детей)
А кто хочет отправиться с Иваном в прошлое и примерить косоворотку или сарафан? (дети по желанию надевают приготовленные заранее народные костюмы)
Окончание занятия
Педагог:
- Мы с вами живем в великой стране России, являемся земляками великого поэта, известного во всем мире, и каждому русскому человеку просто необходимо знать свою историю. В следующий раз мы с вами узнаем о народных играх нашего края.
А сейчас пора прощаться с Иваном, в группе нас ждут раскраски с народной одеждой Рязанского края.