«Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»
«Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»
Данныйпроект направлен на сохранение, возрождение и применение коми народных игр для воспитания подрастающего поколения в современном детском саду. Развитие интереса у детей к физкультуре путем включения народных подвижных игр в воспитательно – образовательную работу. Сохранение, возрождение и применение коми народных игр для воспитания подрастающего поколения в современном детском саду. Развитие интереса у детей к физкультуре путем включения народных подвижных игр в воспитательно – образовательную работу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»»
Проект
«Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»
Автор проекта: Прошева Людмила Михайловна
Участники проекта: дети старшей группы «Звездочка», родители группы, руководитель по физической культуре, воспитатели.
Вид проекта: игровой, долгосрочный
Сроки реализации проекта: 2016-2017 учебный год.
База реализации проекта: МАДОУ «Детский сад №7»г. Сыктывкара
Цель проекта: Сохранение, возрождение и применение коми народных игр для воспитания подрастающего поколения в современном детском саду. Развитие интереса у детей к физкультуре путем включения народных подвижных игр в воспитательно – образовательную работу.
Задачи проекта:
1. Обучение народным подвижным играм и совместным действиям; учить использовать в самостоятельной деятельности народные игры, действовать согласно правилам; расширять кругозор детей.
2. Развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр.
3. Закрепление основных движений: бега, прыжков, метания в ходе проведения народных подвижных игр.
4. Способствовать познавательному развитию ребенка путем знакомства с коми подвижными играми.
5. Сформировать интерес у детей и потребность в использовании народных подвижных игр.
6. Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений, формировать дружеские взаимоотношения, приобщать детей к народной культуре, воспитывать любовь и интерес к коми народной игре.
7. Использовать в работе все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Актуальность проекта:
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека. Доступность и выразительность народных игр активирует мыслительную деятельность ребенка, способствует расширению представлений о культурном наследии русского народа, развитию психических процессов. Поэтому проблема приобщения дошкольников к коми народным играм актуальна и соответствует потребностям времени и детского сада. Только через народную педагогику возможно приобщение к культурным ценностям, наследию коми народа. В играх испокон веков дети проявляли и закрепляли ту деятельность, которая сопровождала их в кругу семьи. Именно через игру дети знакомились с основными приемами того или иного ремесла, промысла: ткачества, охоты, рыбалки. Коми подвижные игры создают благоприятные условия для развёртывания активной двигательной деятельности. Знакомя детей с народными играми, мы возрождаем добрую традицию, передаём опыт старшего поколения. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека - гражданина своей страны.
Прогнозируемый результат : Удетей сформируются знания о коми народных играх; дети научатся использовать игры в свободной деятельности; в семье установится связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки делятся воспоминаниями о своем детстве, родители будут вовлечены в совместные игры с детьми; - повысится профессиональный уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность; углубятся знания традиций и культуры народа. - повысится образовательный уровень родителей через введение их в увлекательный мир народных игр.
- повысить уровень профессиональной компетентности;
- определить объем материала, который будет адресован детям;
- собрать и проанализировать литературу для взрослых и детей;
- составить систему работы направленную на обучение народным подвижным играм.
Задачи:
1. Сбор и анализ информации по данной проблеме.
2. Проведение бесед с детьми и анкетирование родителей; разработка и организация спортивных прогулок, занятий, коми народных подвижных игр. Рассматривание рисунков, фотографий о коми народных играх, знакомство с литературными произведениями, малым фольклором.
3. Подготовка картотек коми народных подвижных игр, картотека считалок. 4. Повышение компетентности родителей и воспитателей по вопросам, касающихся обучению детей старшего дошкольного возраста коми народным подвижным играм.
Пути реализации:
1. Оформление картотек коми подвижных игр и считалок.
2. Оформить альбом с рисунками и фотографиями коми народных игр.
3. Анкетирование родителей по теме: «Коми народные подвижные игры».
4. Консультации для родителей по теме: Консультации «Коми народная игра в жизни дошкольника», «Использование потешек, скороговорок в повседневной жизни дошкольника»
5. Чтение произведений малых фольклорных форм: потешки, заклички, считалки.
Второй этап: основной.
Цель:
- организовать совместную образовательную деятельность со старшими дошкольниками с целью закрепления с детьми коми народных подвижных игр.
- Развивать у детей познавательные способности.
Задачи:
- познакомить детей с различными видами русских народных игр и широкое их использование;
- учить детей точно и полно воспринимать информацию о народных играх.
Пути реализации:
октябрь
1.Беседа с детьми «В какие игры играли наши бабушки и дедушки»
2.Опрос детей по теме «Народные детские подвижные игры»
3.Составление картотеки «Народные подвижные игры»
Расширить представление детей об историческом и культурном прошлом наших предков
Пробудить у детей интерес к теме народных игр
Подбор народных игр из предложенных детьми в соответствии с возрастом детей.
ноябрь
1.Игры: «Медведь», «Кукушка», «Охота на оленей»
2.Считалка «Шла кукушка мимо сети»
Знакомство с игрой. Игровые правила: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге.
Разучить считалку для распределения ролей
декабрь
1.Подвижная игра «Ловля оленей», «Стой олень»
2.Подвижная игра «Невод»
3.Закличка в выборе водящего «Кто засмеется»
Упражнять детей в умении самостоятельно выбирать направление движения; воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту
Познакомить детей с новой народной игрой и ее правилами, разучить закличку к и совершенствовать навыки детей самостоятельно выбирать водящего; закреплять устный счет; побуждать детей бегать в одном выбранном направлении; способствовать развитию внимания, памяти, речи
январь
1.Развлечение на улице««Учимся играть в игры бабушек и мам» с родителями
(«Нарты - сани», «Бег в снегоступах», «Охота на волка», «Перетягивание каната»)
Продолжать знакомить детей с характерными особенностями коми народного творчества через народные игры.
Вызвать эмоциональный положительный отклик.
февраль
1.Игра «Медведь», «Кукушка»
2.Игра «Мышь и угол»
Закличка «Мышка, мышка, продай уголок»
Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей в беге в различных направлениях, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила
Знакомство с игрой. Игровые правила
Развивать умение действовать по сигналу, внимание, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию (закличка)
Разучить закличку к игре «Мышь и угол»
март
1.Игры «Колечко – малечко», «Ручеек»
Считалка «Шла кукушка»
Познакомить детей с новыми народными играми и их правилами; совершенствовать навыки детей быстро передавать предмет по кругу; развивать память, речь, внимание, реакцию; формировать умение детей сдерживать свои эмоции во время игр
Закрепить, учить использовать в самостоятельной двигательной активности
Третий этап: заключительный.
Цель: проанализировать результаты реализации проекта.
Задачи:
- знакомство родителей с результатами проекта – презентация
- Оценка этапов реализации проекта детьми.
Пути реализации:
апрель
Игры – эстафеты «Перепрыгни через нарты», «Собери чум», «Ловля оленей», «Стой олень», «На оленьих упряжках»
Продолжать учить играть в игры соревновательного характера, развивать ловкость, выносливость, быстроту
май
Проводятся игры по желанию детей
Повторение правил игры.
Обыгрывание с детьми пройденных игр. закрепление считалок, закличек
Перспективное планирование работы с родителями и педагогами
срок
содержание работы
цель
сентябрь
Буклет для родителей «Народные игры»
Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей через народные подвижные игры
октябрь
Информационный лист «В помощь родителям. Народные игры для дошкольников»
ноябрь
Информационный лист «Организуем народные игры в семье»
декабрь
Консультация для педагогов «Народные игры и их роль в развитии дошкольника»
Применение детьми народных игр в самостоятельной игровой деятельности в помещение и на улице
январь
Развлечение на улице««Учимся играть в игры бабушек и мам» с родителями
(«Нарты - сани», «Бег в снегоступах», «Охота на волка», «Перетягивание каната»)
Повысить интерес родителей к участию в оздоровительной работе вместе с детьми, способствовать психологическому сближению детей и родителей.
февраль
Рекомендации в организации домашнего стадиона
Помочь родителям в организации занятий физкультурными упражнениями и оздоровительных мероприятий дома
март
Выставка работ детского творчества «Мои любимые игры»
Информировать родителей о работе, проводимой в детском саду в данной области
апрель
Презентация опыта ««Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни».
май
Фотостенд «Мы весело играем»
Оценка результатов проекта.
Результаты анкетирования семей по теме «Коми народные подвижные игры»: во всех принявших в анкетировании семьях родители гуляют с детьми, обеспечивают им возможность играть, но в то же время большинство родителей не играют со своими детьми и не смогли ответить, какое же значение имеют подвижные игры для физического развития и здоровья детей. Большинство родителей знают, что такое народные подвижные игры и знакомы с ними. Но мало играют с детьми. Это говорит о том, что в семьях слабо прослеживается связь поколений, воспитание в историческом и патриотическом русле не проводится. По итогам анкетирования было решено ознакомить родителей с информацией о важности и необходимости совместных подвижных игр с детьми, их значении для укрепления здоровья детей и укрепления связей внутри семьи. Обратить внимание родителей на взаимосвязь поколений в историческом, культурологическом и патриотическом направлении. С этой целью были проведены консультации для родителей «Коми народная игра в жизни дошкольника», «Использование потешек, скороговорок в повседневной жизни дошкольника», выступление на родительском собрании: «Влияние коми подвижных игр на всестороннее развитие дошкольников», индивидуальные беседы с родителями, также к родителям была просьба принести фотографии моментов совместных игр с детьми с целью привлечения родителей к совместным играм. Из результатов опроса детей можно сделать вывод, что дети знают названия игр, их правила, и могут организовать в самостоятельной деятельности игры. В ходе проекта ребята научились отличать подвижные игры от других видов игр, также ребята смогли познакомиться с понятием народные игры, оказалось, что народные игры детям знакомы, и они любят в них играть, но пока с трудом могут отличить народные игры от других подвижных игр. С многими детьми родители начали проводить свободное время в игре. Подводя итоги проекта, было принято решение всеми его участниками продолжать изучение народных игр, применять их в совместных играх, как в семьях, так и во время пребывания в детском саду.
Приложения
Консультация: «Народная подвижная игракак средство приобщения дошкольниковк здоровому образу жизни».
После проведения теоретической части мастер-класса - практическая часть.
Цель: Систематизировать представления педагогов о народных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с некоторыми народными играми
2. Закрепить знания участников мастер – класса об организации и проведении подвижных игр.
3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса.
Значение подвижной игры для развития ребёнка.
Одной из форм организации оздоровительной работы, приобщения к здоровому образу жизни являются русские народные подвижные игры. Подвижные игры - естественная форма физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям, одно из условий культурного развития ребёнка. В них он осмысливает и познаёт окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Играя, ребёнок не только познаёт окружающий мир, но и преображает его.
Оздоравливающее значение игр зависит от важного фактора, на который указывали все выдающиеся педагоги, начиная с Платона, – это интерес, чувство удовольствия, радости, сопровождающее игру. П.Ф. Лесгафт указывал, что в национальных играх ребёнок приобретает знакомство с привычками и обычаями местности, семейной жизни, среды, его окружающей. Он считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребёнка, развития нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплинированности, товарищества.
На большое значение народных подвижных игр указывали не только учёные и педагоги, но и общественные деятели. А.Н. Соболев, священнослужитель, отмечал, что «игры имеют громадное значение для детей по удовольствию, которое они им доставляют. В игре дети живут, …их самодеятельность, творчество проявляются здесь во всей силе; в игре вырастает весь облик играющих с их вкусами, наклонностями, умственным складом и дарованиями. Процесс игры приводит в движение всё существо играющего, как физическое, так и духовное. Начиная играть, дети хотят именно играть, т.е. приятно провести время, им эта приятность игры побуждает иногда детей играть до полного утомления, до тех пор, пока есть у них какие-нибудь силы для игры. Деревенские игры не в пример разнообразнее и веселее городских.»
Радость движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка, формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств.
Школа воспитания ребёнка.
Народная подвижная игра – это школа воспитания, где удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. В ней свои «учебные предметы». Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Игра развивает у детей ловкость, меткость, быстроту и силу, моторику, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы и законы физики. Игра формирует высокую нравственность.
Народные подвижные игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Она учит премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны. Они доступны для детей, начиная с дошкольного возраста, но не менее интересны и для взрослых. Раньше, после тяжелого трудового дня, взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.
Многообразие народных игр.
Народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Характерная особенность народных подвижных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метание, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется. Они просты и общедоступны. В них каждый может найти себе активную роль по силам и способностям. Атрибуты для этих игр могут быть изготовлены самими играющими, большинство игр не требует специально оборудованного места. Даже для подвижных игр достаточно обычной лужайки или «пятачка» во дворе. В неё можно играть на прогулках, во время вечернего отдыха, на семейных праздниках. Игры на свежем воздухе, особенно в весенне-осенние периоды, повышают устойчивость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, а также к вредным влияниям неблагоприятной внешней среды.
Таким образом, народные подвижные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности коми народа в физкультурном аспекте деятельности.
Коми народные подвижные игры, в комплексе с другими воспитательными средствами, представляют собой основу начального этапа формирования, гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Народные подвижные игры можно распределить на группы:
1. Народные игры, отражающие отношение человека к природе («Медведь», «Кукушка», «Охота на волка»). Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру.
2. Игры, отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших
предков «Охота на оленях», «Стой, олень», «Капуста»). Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость.
3. Игры, где есть возможность помериться силой и ловкостью «Мышь и угол», «Перепрыгни через нарты», «На оленьих упряжках»,).
Народные подвижные игры оказывают благотворное влияние не только на развитие физических и нравственных качеств, но и на развитие речи, которая становится красивой, образной и мелодичной, улучшают эмоциональный настрой игроков.Этому способствуют ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре:
Катился горох по блюду,
Ты води, а я не буду.
Я куплю себе дуду
И по улице пойду,
Громче, дудочка, дуди:
Мы играем, ты води.
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы, дети,
Кукушата просят пить,
Выходи — тебе водить.
Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды. Например, игроки выбирают путем считалки сначала двух детей, а они, договорившись, кто из них как будет называться, встают в пару и, подняв вверх соединенные руки, образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят или пробегают в эти воротца. Последнего ворота задерживают: игроки опускают руки и тихо спрашивают:
«Красное яблочко или золотое блюдечко?»,
«Ниточка или иголочка?»
Играющий встает позади того, кого выбрал. Таким способом все дети делятся на две команды, и начинается игра.
В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные певалки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят:
Кто засмеется,
Губа задерется.
Раз, два, три, четыре, пять,
С этих пор молчать!
Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим.
Певалки имеют место и в самом содержании народных игр. Например, в игре «Мышь и угол» водящий подходит к кому-либо из стоящих в «уголке» (очерченном на земле круге) и говорит:
Мышка, мышка,
Продай уголок
За шильце,
За мыльце,
За белое полотенце,
За зеркальце!
После этих слов все играющие меняются уголками (перебегают), а водящий старается занять свободный уголок.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом,
задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.
Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьевка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин. Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от ее вида и содержания. Так, несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально-выразительно. Воспитатель дает представление о ее содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать Один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил определенные качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.
Сюжетную народную игру тоже можно объяснять по-разному. Например, воспитатель предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает национальными обычаями, фольклором. Или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать прослушать диалог, если он имеется и перейти к распределению ролей, которое, помимо применения считалок, проходит иногда путем назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами (поощрить и активизировать застенчивого ребенка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким; отклонить просьбу самоуверенного ребенка и включиться в игру самому воспитателю с целью показать ответственность роли водящего, от действий которого зависит, например, правильность ориентировки в пространстве всех остальных игроков).
Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в в будущей жизни
Условия проведения подвижных игр.
Народные подвижные игры можно проводить на прогулке, включать в непосредственно образовательную деятельность по физической культуре, в развлечениях, физкультминутках. Подвижные игры обеспечивают психологическую разрядку, восстанавливают душевное равновесие, избавляют от трансформации негативных эмоций на собственный организм.
Благодаря знакомству с народными играми, мы сохраняем свои традиции, передаём их будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей. У детей появляется прекрасная возможность, играя, приобщиться к здоровому образу жизни, прикоснуться к особенностям жизни, истории, обычаям русского народа, познать радость общения со сверстниками и взрослыми.
Для этого в группе, в детском саду созданы все условия: развивающая двигательно-оздоровительная среда (спортивный зал, спортивные площадки, участок для прогулок). В группе спортивный уголок с оборудованием, уголок народно – прикладного искусства, картотека народных игр.
Народная игра в жизни детского сада.
Народные подвижные игры используются в повседневной деятельности в утренней зарядке, физической культуре, музыкальных занятиях, ритмике оздоровительных прогулках разной направленности. В народные подвижные игры дети играют круглый год: во время проведения «Дней здоровья», каждый день на прогулках, во время проведения праздников, досугов, посиделок, народных праздников («Масленица», «Колядки» и др.) .
Человек родился, новый росток проклюнулся. Сколько тепла, света, животворящей влаги надо, чтобы выросла крепкая поросль! Вот поэтому и хочется, чтобы народные подвижные игры запомнились на всю жизнь, оставив в памяти ощущение чего-то приятного и светлого. Необходимо привлекать в народную игру и взрослых: мам и пап, бабушек и дедушек. Тогда не прервётся связь между поколениями и игры, в которые играли бабушки и дедушки перейдут к мамам и папам, а от них – к детям. И тогда ещё не одно десятилетие будут звучать во дворах «Стой, олень» или «У медведя во бору».
Картотека коми подвижных игр
Стой, олень!
Дети находятся на разных сторонах площадки. В середине ведущий с палочкой в руке. После сигнала «Беги олень» все дети разбегаются, а водящий старается догнать кого – нибудь, коснуться полочкой и сказать «Стой, олень». Тот кого коснулись палочкой, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает 4 - 5 оленей.
Правила игры:
Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!». Осаленные отходят в условленное место. Салить надо осторожно.
Ловля оленей
Выбираются два пастуха, остальные играющие – олени, становятся внутри очерченного круга. Пастухи находятся в противоположных концах за кругом друг напротив друга. По сигналу «1, 2, 3 - лови» пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те убегают от мяча. Олень в которого попал мяч, считается пойманным.
Правила игры.
Игру надо начинать, только по сигналу. Бросать мяч можно только в ноги играющих. Засчитывается прямое попадание, а не после отскока.
Охота на оленей
Играющие делятся на две команды. Все становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1,5м от оленьих рогов. В руках у каждого ребенка аркан. Каждый ребенок стараетсч заарканить (поймать) оленя.
Правила игры.
Выигрывает тот, кто больше поймал оленей. Прежде чем играть в эту игру, надо научиться правильным приемам броска аркана. Набрасывать петлю на рога оленя следует по сигналу. Нельзя подходить к оленю ближе места, обозначенного чертой.
Не попадись в круг
Чертится круг. Дети стоя по кругу, друг напротив друга. По сигналу дети стараются столкнуть друг друга в круг. Кто окажется в кругу, тот проигрывает и выходит из игры.
Куропатки
Одного из играющих выбирают совой. Остальные дети – куропатки. В начале игры куропатки стоят на определенном месте. Сова на противоположном, на холме. По сигналу «День» куропатки летают, «Ночь» - замирают столбиком. Сова обходит куропаток и того кто шевелится забирает и отводит с собой.
Строим чум
Дети делятся на 2 команды и становятся за линией кона. На расстоянии 3 -4 м отмечается место, где будет строить чум каждая команда. По сигналу первые из каждой команды бегут, ставят свой шест и поднимают флажок – сигнал для следующих участников. Выигрывает тот, кто скорее построит чум.
Прыжки через нарты
Перед играющими ставятся в две колонны санки (по 3) на расстоянии40 – 50 см друг от друга. Участники перепрыгивают через них и передают эстафету. Та команда, которая закончит первой становится победителем.
Медведь
Выбирается медведь. Он опускается на четвереньки, его укрывают шубой. Остальные дети ходят вокруг него и собирают ягоды и произносят слова:
Мишка, мишенька, собираем мы бруснику.
Мишка, мишенька, собираем голубику.
Ягодки берем, медведю не даем.
На последнем слове медведь с рычанием встает, а дети бегут домой. Кого он поймает, тот становится медведем.
Кукушка
Дети, держась за руки идут по кругу и поют:
К нам кукушка в огород залетела и поет.
Эй, кукушка, не зевай, кто позвал тебя, узнай.
В центре круга один из ребят изображает кукушку с закрытыми глазами. С окончанием песни все останавливаются. Воспитатель, не называя имени, указывает рукой на кого – нибудь из играющих. Тот произносит слово кукушка. Кукушка должна отгадать, кто ее позвал. Если кукушка отгадала голос, то он занимает место кукушки, если же ошиблась, по воспитатель предлагает снова закрыть глаза.
Оленья упряжка
Дети встают двойками, у каждой пары обруч., стоятся в 2 колонны. Бег до стойки и обратно, один из игроков в обруче, другой за ним.
Невод
Играющие, выбирают «рыбу». На голову ей надевают яркий платок или венок из цветов и помещают в центр хоровода, изображающего невод. На расстоянии 1,5—2 м от хоровода устанавливают четыре украшенных лентами шеста. «Рыба», пробравшись сквозь невод (под руками играющих, бежит к одному из шестов. Игроки догоняют ее. Если «рыбу» не догнали и она спряталась за шестом, она остается «рыбой», если поймают, то она возвращается в хоровод. Рыбой становится тот, кто ее догнал.
Правила игры.
Игроку, выбегающему из-под невода, надо проявлять ловкость, а не силу. Разрывать круг нельзя.
Мышь и угол.
Выбирают кота, остальные мыши. Мышки занимают пустые углы в комнате (если углов недостаточно, устраивают дополнительно с помощью стульчиков). Водящий ходит по середине комнаты и повторяет:
Мышка, мышка дай мне угол (2 раза)
Мышки в это время меняются своими углами, перебегают из угла в угол. А кот наблюдает за ними, занимает пустой угол. А мышь, оставшаяся без угла, становится котом.
Кто засмеется?
Все играющие берутся левой рукой за большой палец соседа, образуя как бы ручную мельницу и вращаясь по кругу, приговаривают:
Из собственных рук ручка жернова
У кого первым покажутся зубы-
Тому десять щелчков. ТЬФУ! ТЬФУ!
После этих слов все замолкают, никто не разговаривает, не улыбается. Кто не выдержит и первым засмеется – щелчок по лбу.
Слепой горань
У определенного с помощью считалки игрока платком завязывают глаза. Покрутив на месте, его спрашивают: «Горань, моя горань! Куда пойдешь: за черникой или земляникой?» Независимо от ответа, его отталкивают в какую-либо сторону. После этого он начинает искать. Поймав игрока, водящему надо отгадать имя. Во время вращения можно приговаривать приговорки:
Шапка-татарка, глаза закрыты,
Если хочешь ищи, но только не поймаешь!
Ступу поймай, пест поймай, А меня не поймай!
Игра с веревкой
Игроки обеими руками хватаются за веревку, который образует круг. Водящему в середине круга надо в удобный момент дотронутся до чьей – то руки. Игрок. Чтобы не попасться, не отпуская одной руки от веревки, отскакивает назад или отпускает руки. Кого осалят, тот становиться водящим.
Кошка, бабушка и горшки для сметаны
Из игроков выбирают «кошку», «бабушку», остальные становятся «горшками для сметаны» и садятся на корточки в круг. Бабушка отходит в сторону - уходит спать. За время ее сна «кошка» опрокидывает «горшки»- укладывает сидящих игроков. Когда бабушка просыпается и видит проделки «кошки», начинает гоняться за ней по кругу. Догоняя, ей обязательно надо поднимать опрокинутые «горшки». Если бабушка поймает «кошку», они меняются местами или выбирают новых.