Просмотр содержимого документа
«Народная педагогика - как средство воспитания»
Народная педагогика - как средство воспитания
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.
Сегодня я предлагаю вашему вниманию опыт по использованию эффективных технологий этнокультурного воспитания, которые использует наш детский сад и все подразделения в своей работе с дошкольниками.
Народная педагогика — составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о том, что воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ. И также предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы.
Народная педагогика (этнопедагогика) – это совокупность педагогических знаний и опыта воспитания, сохраняющаяся в народных культурных традициях, в народном художественном творчестве, в свойственных каждому народу особых устойчивых формах взаимодействия разных поколений друг с другом.
Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в ДОУ, является народная традиция, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции, это представлено в программе воспитания. Запланированные мероприятия по данному направлению на учебный год находят своё отражение в ежегодно составляемом примерном календарном плане воспитательной работы.
Главной задачей детского сада - русской культурной традиции- является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Условиями эффективной реализации национальных традиций в процессе ознакомления с родной культурой являются следующие:
- взвешенный подход к конструированию содержания дошкольного образования: включение парциальных программ по приобщению детей к родной культуре в реализацию базовой комплексной программы нами определена парциальная образовательная программа с учетом национально-культурных традиций региона «СамоЦвет» (Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»/ О.А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева, О.В. Закревская; ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019г.; авторская программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей Мартьяновой Т. Ю. «ВОСПИТАНИЕ, ЕСЛИ ОНО НЕ ХОЧЕТ БЫТЬ БЕССИЛЬНЫМ, ДОЛЖНО БЫТЬ НАРОДНЫМ…», участвовала в региональном конкурсе этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» 2021г., в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи», лауреат конкурса);
- определение базовых направлений в работе с детьми, раскрывающих окружение ребёнка предметами национального характера, использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), народные праздники и традиции, ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством;
- совместная деятельность родителей и педагогов, реализующая требования целостного педагогического процесса, где затрагиваются стороны развития ребенка, способствующие гармонизации его личности;
- использование разнообразных технологий организации деятельности детей на занятиях, в игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств (общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественную литературу; игру, народную игрушку и национальную куклу; декоративно-прикладное искусство, народные песни и танцы; живопись; музыку; этнические мини-музеи).
Народная педагогика использует в качестве основных средств воспитания все компоненты народной культуры.
Таким образом, народная педагогика является важной составляющей образовательно-воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения, так как своими специфическими средствами способствует решению сложных и актуальных задач воспитания детей.