Проблема взаимодействия дошкольной организации с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Семьи нередко не удовлетворены качеством дошкольного образования, аргументируя это тем, что образовательные учреждения не помогают детям быть социально защищенными, не формируют у детей способностей к самореализации, не оказывают родителям необходимой психолого-педагогической помощи.
Дошкольная организация обладает уникальной возможностью постоянного общения с семьей, поэтому педагоги, при условии грамотного построения работы, могут оказывать компетентную помощь родителям в воспитании детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"НА ОДНОЙ ВОЛНЕ С РОДИТЕЛЯМИ"»
«На одной волне с родителями»
Ильичёва А. А.
Методист
ГККП «Ясли – сад №4 «Дельфинчик»
город Темиртау
Модернизация системы образования в Казахстане предъявляет новые требования к дошкольным организациям образования: к организации учебно-воспитательного процесса, к уровню качества образовательных услуг.
Проблема взаимодействия дошкольной организации с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Семьи нередко не удовлетворены качеством дошкольного образования, аргументируя это тем, что образовательные учреждения не помогают детям быть социально защищенными, не формируют у детей способностей к самореализации, не оказывают родителям необходимой психолого-педагогической помощи. [1, с70]
Дошкольная организация обладает уникальной возможностью постоянного общения с семьей, поэтому педагоги, при условии грамотного построения работы, могут оказывать компетентную помощь родителям в воспитании детей.
В настоящее время все более пристальное внимание уделяется взаимодействию детского сада и семьи. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей внедряя новые, инновационные и нетрадиционные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.
Система взаимодействия с семьей в нашей дошкольной организации строится по двум направлениям:
Работа с коллективом дошкольной организации по организации взаимодействия с семьей;
Взаимодействие педагогического коллектива с семьей.
Первое направление - работа с коллективом дошкольной организации - это длительный, регулярный системный процесс, который осуществляется по блокам.
В мотивационный блоквключена работа, направленная на помощь воспитателям в осознании и преодолении собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями воспитанников.
Когнитивный блоквключает в себя формирование у педагогов дошкольного учреждения системы знаний о семье, ее воспитательном потенциале, особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи.[1, с70]
Практический блоквключает в себя работу, направленную на овладение воспитателями практическими умениями и навыками по диагностике особенностей семейного воспитания, организацию педагогически целесообразного общения с родителями, овладениекоммуникативными умениями.
Каждый блок содержит разнообразные взаимосвязанные формы и методыактивизации воспитателей.
В осуществлении каждого блока системы взаимодействия непосредственно участвует методист детского сада, оказывая методическую помощь воспитателям в соответствии с их запросами, а те, в свою очередь, оказывают помощь родителям в воспитании детей.
Методическая помощь педагогам в установлении контакта с родителями подразделяется на несколько позиций, а именно:
Диагностика, которая, в свою очередь, реализуется в двух направлениях:
а) выявление особенностей воспитания ребенка в семье;
б) диагностика работы воспитателя с семьей;
Планирование, в условиях которого, втечение учебного года каждый
педагог дошкольной организации еженедельно планирует работу с семьей, включая: наблюдение за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями; плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуального развития ребенка; просмотр родителями разных видов детской деятельности (иногда в видеозаписи); вовлечение родителей в детскую деятельность как равных партнеров детей; ознакомление родителей с результатами продуктивных видов детской деятельности и творчества; проведение опросов, анкетирование родителей с целью изучения их ожидания в отношении детского сада, их мнений по различным проблемам семейного и общественного воспитания детей.
3. Контроль, когда после изучения характерных особенностей состояния работы по данному направлению намечаются основные пути, определяется конкретное содержание и адекватные формы методической помощи.[2,с 52]
Отслеживание качества взаимодействия педагогов с родителями со стороны методической службы разворачивается параллельно и также носит цикличный характер.
Вторым направлением в системе взаимодействия дошкольной организации с семьей является непосредственно работа педагогического коллектива с семьей.
Длительный мониторинг в сочетании с анализом богатого опыта работы педагогического коллектива нашей дошкольной организации с семьями позволяет выделить в работе по этому направлению следующие основные этапы: изучение семей воспитанников, детско-родительских отношений, посещение семей на дому; разработка программы сотрудничества и составление планов работы с семьями в соответствии с их особенностями (выбор содержания, форм, средств взаимодействия с семьей); реализация программы сотрудничества.
Большое значение на данном этапе уделяется мотивации и вовлечению родителей в работу дошкольной организации.
С целью выявления запросов родителей и компетентности педагогов ежегодно проводятся тестирование педагогов и анкетирование родителей.
Для повышения профессионального уровня педагогов был разработан семинар - практикум «Роль семьи в формировании национальной толерантности у детей дошкольного возраста средствами театрализации». Данный семинар способствовал реализации следующих задач: привлечение родителей к совместной работе по формированию национальной толерантности, учить детей уважать, соблюдать национальные традиции и обычаи народов Казахстана, систематизировать совместную театрализованную деятельность детей и родителей.
Родители наших воспитанников принимают активное участие в тренингах, получают консультации в нестандартных формах, участвуют в конкурсных программах, собраниях, спектаклях и творческих семейных праздниках.
На протяжении нескольких лет в ясли - саду используются различные формы взаимодействия, наиболее яркими и эффективными из них являются: организация и работа клуба молодой семьи «Родительские гостиные»; Дни открытых дверей, здоровья в детском саду; проведение праздников «Веселые старты», «Зарница» под девизом «Один за всех, и все за одного!».
Используя различные проективные методики, анализируя проведенную работу, педагоги пришли к выводу, что взаимодействие с родителями и семьями воспитанников в дошкольной организации в течение нескольких лет поднято на более высокий уровень.
Для того чтобы родители стали активными партнерами в организации учебно-воспитательного процесса в каждой возрастной группе разработаны советы, рекомендации и консультации по конструктивному взаимодействию педагогов с семьей по повышению педагогической компетентности родителей. Цель такой работы: совершенствование практики работы с семьями, возможность создания сообщества детей и взрослых. При разработке советов и рекомендаций особое внимание уделялось таким формам работы, которые позволяли бы педагогам, родителям и детям окунуться в особую атмосферу творчества и сотрудничества.
К сожалению не каждая семья способна прогнозировать развитие своего малыша, поэтому необходимо педагогическое сопровождение родителей. Только в содружестве педагогов, специалистов и родителей успех решения данной проблемы более реален. И очень приятно, что в ясли - саду есть родители, которые хотят развивать своего ребенка и обращаются к педагогам за советом и помощью.
Литература
Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка. Дошкольное воспитание. 1998. №6. с70
Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей. Дошкольное воспитание. 2002. № 9. с 52
Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Дошкольное воспитание. 2000.№. с 41
Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей. Дошкольное воспитание. 2001. № 8. с 57 .