Просмотр содержимого документа
«Наглядное моделирование»
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи у старших дошкольниках с общим недоразвитием речи
Автор
Новикова Елена Михайловна – воспитатель
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 комбинированного вида»
города Пикалево
2018 год
“Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам – он будет
долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету”.
К. Д. Ушинский.
Формирование и развитие связной речи традиционно относится к числу важнейших задач дошкольной педагогики. ФГОС ДО выделяет развитие связной и грамматически правильной речи в качестве одной из приоритетных задач речевого развития старших дошкольников.
Особые трудности в овладении связной речью возникают у детей с общим недоразвитием речи.
Наши дети с тяжёлыми нарушениями речи не владеют в совершенстве связной речью, имеют скудный словарный запас, с трудом употребляют предлоги, не умеют согласовывать слова в предложениях. Дошкольники, страдающие общим речевым недоразвитием, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, с трудом формируют и не заканчивают фразы. Эту проблему необходимо решать до школы, так как усвоение школьного материала напрямую связано с речевым развитием ребенка.
Выстраивая собственную систему работы по развитию связной речи у старших дошкольниках с ОНР, изучая теоретическую и практическую учебно-методическую литературу по проблеме, мы обратили внимание на широкое использование авторами методов наглядного моделирования. Наглядное моделирование, как инструмент речемыслительной деятельности, в последнее время приобрело широкую популярность в среде практикующих педагогов.
В основе метода лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать предметы, условные изображения, пиктограммы, схемы, планы.
Наглядное моделирование называют по-разному: у В.К. Воробьевой - это методика сенсорно-графических схем, у Т.А. Ткаченко – предметно-схематические модели, у В.П. Глухова – блоки-квадраты, у Т.В. Большевой – коллажи, а у Л. Н. Ефименковой – схема составления рассказа.
Взяв за основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, используя готовые схемы педагогов-практиков, но изменяя и совершенствуя их по-своему, мы на протяжении нескольких лет применяем в работе приемы мнемотехники и наглядного моделирования.
Моделирование состоит из следующих этапов:
• Усвоение и анализ сенсорного материала
• Перевод его на знаково-символический язык
• Работа с моделью
Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие задачи:
• Знакомство с графическим способом представления информации;
• Развитие умения дешифровки модели;
• Формирование навыка самостоятельного моделирования.
При формировании лексико-грамматического строя речи метод наглядного моделирования применяется практически на всех занятиях. Сначала используем традиционные словесные игры на актуализацию словаря «Подбери действия к предмету или предметы к действию», «Подбери признак к предмету или предмет к признаку» с наглядной опорой в виде предметных и сюжетных картин.
Обучая детей применению предлогов, мы также используем карточки-схемы. Рассмотрев сюжетные картины, предлагаем детям предметно-графические схемы для составления предложений. Подбирая нужный предлог, дети учатся составлять предложения или рассказ.
Основной этап работы начинается с развития навыка связной речи практическими методами.
На разных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей мы использовали различные методы и приемы наглядного моделирования:
предметные картинки
сюжетные картинки
серии сюжетных картинок
Формирование практических навыков составления описательных рассказов начинали с разгадывания и составления загадок-описаний, затем рассказов-описаний с использованием предметных картин и предметно-графической модели описательного рассказа. На этапе начального обучения использовали более простые для восприятия модели Т.А. Ткаченко, а затем усложняли их путем увеличения отдельных звеньев. Параллельно применяли ассоциативные словесные игры с мнемотаблицами.
Знакомство с правилами строения рассказа начинаем с детьми подготовительной группы. Работу в этом разделе проводим по методике В.К. Воробьевой, где продемонстрирован сам принцип построения целостного и связного текста, то есть, показан тип связи соседних предложений друг с другом.
Прежде чем описывать предмет, учим детей выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу. В этом нам помогают схемы для описания: «времена года», «овощи и фрукты», «животные и птицы», «одежда, посуда» и т.д.
Моделирование особенно эффективно при разучивании стихотворений. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, глядя на картинки, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе мы предлагали готовую план-схему, а по мере обучения ребенок начинает активно включается в процесс создания своей схемы.
Создание детьми собственных условно-символических моделей можно считать основным результатом в овладении наглядным моделированием, как основой общих умственных способностей и средством интеллектуальной и речевой деятельности.
При формировании практических навыков пересказа повествовательного текста начинаем обучение с наиболее легких для восприятия детьми пространственных моделей. В качестве моделей сначала используем готовую серию сюжетных, затем предметных картин и наконец, серию схематических изображений. По мере увеличения доли условности в изображении самих моделей усложняем и текст для пересказа. Вместе с детьми обсуждаем содержание текста, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. В более старшем возрасте – дети сами, под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.
В данной работе мы затронули только определённую деятельность детей по развитию речи. Метод наглядного моделирования с использованием приемов мнемотехники и пиктограмм, можно использовать практически во всех видах деятельности.
Описываемые методики применялись в работе в течение 2007-2017 гг. на базе МБДОУ «ДС № 8 КВ» г. Пикалево.
Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает ощутимый результат. У детей возрастает чувство заинтересованности и ответственности, возникает удовлетворенность результатами своего труда, хорошо развиваются воображение и мышление, внимание и зрительная память. Таким образом, систематические занятия по развитию связной речи у детей с использованием наглядного моделирования, дидактических игр и упражнений, наглядных пособий, а также совместная работа с родителями воспитанников дают свои результаты. Поэтому, чем раньше приступить к обучению детей, применяя методы наглядного моделирования, тем лучше подготовка дошкольника, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Воспитанники МБДОУ «Д.С. № 8» группы «Репка» успешно осваивают образовательные программы. Подготовка детей к обучению в школе оценивается как хорошая; по отзывам педагогов и родителей, и те и другие удовлетворены качеством образовательных услуг ДОУ.
Список литературы.
1. В.К. Воробьёва Методика развития речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьёва – М.: Астрель, 2007.
2. В.П. Глухов Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М., 2004.
3. Н. В. Нищева Развитие связной речи у детей дошкольного возраста / Н. В. Нищева – М.: Детство – Пресс, 2009.