kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение наглядного моделирования в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

 К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками относится

формирование у них связной монологической речи. В настоящее время нет

необходимости доказывать, что развитие речи тесным образом связано с развитием

сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Овладение родным

языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и

рассматривается в свете реализаций Федерального Государственного Стандарта ДО РФ  в

современном дошкольном воспитании как приоритетная проблема воспитания.

На современном этапе развития дошкольного образования и в соответствии с

ФГОС идет активный поиск и внедрение в практическую работу с дошкольниками новых

методов и приемов обучения, повышающих эффективность воспитательно-

образовательного процесса. Одним из таких средств является метод наглядного

моделирования. Коррекционно-развивающая работа, основанная на наглядном

моделировании, развивает не только речь ребенка, но и оказывает влияние на общее

умственное развитие ребенка с системной речевой патологией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение наглядного моделирования в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

МДОУ детский сад № 9 № Семицветик»














Применение наглядного моделирования в развитии связной речи у детей старшего

дошкольного возраста с ОНР













Сообщение из опыта работы: воспитатель

Максимова И.В.

















г.о. Серпухов, ноябрь.


Применение наглядного моделирования в развитии связной речи у детей старшего

дошкольного возраста с ОНР

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»


К.Д.Ушинский


 К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками относится формирование у них связной монологической речи. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в свете реализаций Федерального Государственного Стандарта  ДО РФ  в современном дошкольном воспитании как приоритетная проблема воспитания.

На современном этапе развития дошкольного образования и в соответствии с ФГОС идет активный поиск и внедрение в практическую работу с дошкольниками новых методов и приемов обучения, повышающих эффективность воспитательно-образовательного процесса. Одним из таких средств является метод наглядного моделирования. Коррекционно-развивающая работа, основанная на наглядном моделировании, развивает не только речь ребенка, но и оказывает влияние на общее умственное развитие ребенка с системной речевой патологией.

Актуальность использования наглядного моделирования у детей дошкольного возраста состоит в том, что:

во-первых, для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования;

  • во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания, формирует навык практического использования приемов работы с памятью;

  • в-третьих, применяя графическую аналогию, мы активизируем внимание и мышление детей, учим видеть главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания, что соответствует целевым ориентирам подготовки детей к школе.



Новизна моделирования состоит в том, что, предлагая детям наглядные схемы, модели, мнемосхемы и т.д., педагог дает ребенку шаблон, используя который ребенок учится элементарному исследованию, что свидетельствует об определенном уровне развития высших психических функций.

Цель применения наглядного моделирования: изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка

Основные задачи:

  • способствовать формированию связной речи у детей дошкольного возраста, как способа формирования социальных навыков и привычек, необходимых для взаимодействия с окружающими людьми;

  • развивать умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения;

  • развивать умения детей точно, последовательно, связно и грамматически правильно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели.

Наглядное моделирование можно использовать при:

-заучивании стихотворений;

- составлении и отгадывании загадок;

- пересказе текста;

- составлении рассказа по серии картинок;

- составлении творческого рассказа;

- составлении рассказа по сюжетной картине;

- составлении описательного рассказа

Все это является технологией моделирования.


В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

  • геометрические фигуры,

  • силуэтные изображения,

  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры. пиктограммы),

  • опорные схемы,

  • опорные картинки (предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок)

  • мнемотаблицы,

  • карточки

  • карточки — символы


В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры,

1) своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет, а моделями связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов.;

2) без учета внешних признаков объекта.

Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине, могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

Символические изображения предметов: силуэты, контуры.

Задание: придумать историю, опираясь на модель. Рассказ можно детализировать: дать описание предметов, внешнего вида людей, животных, назвать персонажей.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. 

В качестве элементов модели могут выступать картинки, фрагменты, силуэт изображения значимых объектов картины, которые являются планом рассказа по серии картинок.

Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.

Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет произведения, используются наглядные модели. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение произведения педагогом.

К моделям, используемым для развития речи, относится пиктограмма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. 

Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), схемы предложения – определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза. 

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.

В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины.

Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин.

Очень часто на занятиях детям предлагается расположить картинки в нужном порядке. Это по сути является планом рассказа, с помощью которого ребята успешно воспроизводят события.

Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания. 

В развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

  • принадлежность к родовидовому понятию;

  • величина;

  • цвет;

  • форма;

  • составляющие детали;

  • качество поверхности;

  • материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

  • как он используется (какую пользу приносит)?

  • за что нравится (не нравится)?

По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.

Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. Два-три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану. При этом символы описания выкладываются каждой подгруппой в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.

Предметные картинки можно эффективно использовать при разучивании стихотворений.

Творческая сказка по силуэтным изображениям

Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т.п.) Взрослый задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения. Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения, в отличие от картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания. Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя – прерогатива самого ребенка. Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами. На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая силуэты для модели в соответствии со своим замыслом.

Представленные приемы работы позволят повысить эффективность речи дошкольников с ОНР, могут быть использованы в работе с детьми как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста.

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Максимова Ирина Вячеславовна

Дата: 10.12.2022

Номер свидетельства: 619739

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
    ["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "125932"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415097260"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства