Июнь
1. Наблюдение за росой
«Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
Что это такое? На что похожи эти капли, как она образуется
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем не найдём. »
. Днём солнце подогревает землю, траву, кусты. Вечером всё постепенно остывает, лёгкий тёплый воздух поднимается от земли. Вместо него опускается холодный, прикасаясь к холодным предметам, он охлаждается. Влага в воздухе, которую не видно, в виде пара прозрачного, прикасается к холодным предметам, охлаждается и превращается в капельки росы.
2. Наблюдение за солнцем
«Солнышко встало, что делать ему
Дождь разогнало, развеяло тьму
Увидело мокрое поле и тёплым лучом посушило,
Увидело поле сухое и
Травам росу подарило. »
Посмотрите на солнышко, какое оно яркое, жаркое. Без очков на солнышко не посмотришь. А вы заметили, что солнышко рано стало просыпаться, вставать и позже ложиться спать. День стал длинным, а ночь короче. А вы заметили, что когда идёте в детский сад, солнышко уже проснулось и светит нам в окошко.
«Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату,
Мы захлопали в ладоши,
Очень рады солнышку».
3. Наблюдение за небом и облаками.
«Белая вата плывёт куда-то? »
Что это такое? Какие цветом облака? А небо? А какие бывают облака? На что похожи? (кучевые) А знаете, почему они так называются? Потому, что на небе они держатся кучками.
«На что похожи облака?
На что похожи облака?
На что они похожи?
На крокодила,
И быка,
И на оленя тоже.
4. Наблюдение за дождём.
«По небесам оравою бегут мешки дырявые,
И бывает иногда из мешков бежит вода».
(туча, дождь)
А что за вода течёт из тучи? Давайте послушаем, как стучит дождь. Какие капли у дождя? Как капает дождь? Давайте нарисуем дождь в воздухе. Покажите, как стучит дождь. Давайте постучим пальчиками по столу.
5. Наблюдение за радугой.
Посмотрите на небо, дети, что это за мост такой красивый?
«Нас лето солнцем радует,
Весёлыми дождями,
В гостях у лета радуга
Сверкает над полями. »
Дети, а какого цвета радуга? У радуги семь цветов (перечислить). А когда чаще всего бывает радуга? Луч солнца и дождевые капли: солнечный луч проходит через дождевые капли и отражается на другой стороне неба в виде красивой красочной радуги. Иногда радуга бывает даже ночью. Когда ночью пройдёт дождь, и выплывет луна, появляется радуга. Такую радугу называют лунной.
Июль
6. Наблюдение за птицами.
«Маленький мужичишка,
В сером армячишке,
По двору шныряет,
Крохи собирает. »
(воробей)
Чем заняты птицы? Они ловят мошек, жучков. А как чирикает воробей? Дети, а каких птиц вы знаете ещё? Чем отличаются они от воробья?
7. Наблюдение за одуванчиками.
Познакомить детей с цветком – одуванчик. Дать знания о цветах, какое строение (стебель, листья, цветок). Что растёт у нас на участке? Как называется этот цветок? Какого он цвета, когда зацветает, а когда отцветает? Давайте подуем на белый цветок и посмотрим, что же будет?
Послушайте рассказ про него. На что он похож?
8. Наблюдение за деревьями.
Скажите, что есть у дерева? Чем оно питается? Кто помнит, какими были раньше деревья (в зимнее время).
Рассказать детям о хвойных и лиственных деревьях. Предложить поиграть в игру, представляя деревья, помахать руками, покачаться (поднять руки вверх).
9. Наблюдение за бабочками и жуками.
Узнавать и называть уже знакомых детям насекомых. Показать 2-3-х новых жуков (бронзовку, жужелицу) и бабочек (капустницу, крапивницу). Учить различать и называть их. Знакомить с признаками и повадками. Рассматривать иллюстрации насекомых и бабочек. Загадать загадку: «Не птица, а с крыльями,
Не пчёла, а над цветами летает».
(бабочка).
10. Наблюдение за лягушкой.
Закрепить знания детей о лягушке (небольшое животное, серовато-зелёное, глаза большие, выпуклые). Познакомить с движениями лягушки (прыгает, плавает в воде, питается комарами, мухами, ноги задние длиннее передних).
11. Наблюдение за огородом.
Закрепить представление детей о том, что растёт на огороде: морковь, чеснок, редис, лук, фасоль, огурцы, свёкла, помидоры, кабачки, капуста.
«Круглая, да не луна,
Жёлтая, да не масло,
Сладкая, да не сахар.
С хвостом, да не мышь».
(репа).
«Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает».
(лук)
«Золотая головка,
Велика, тяжела,
Золотая голова.
Отдохнуть прилегла
Голова велика,
Только шея тонка».
(тыква)
Август
12. Наблюдение: «Бабочка»
Цель: познакомить с бабочкой, их образом жизни, необходимыми условиями для жизни. Развивать наблюдательность.
Ход наблюдения: летом появилось много насекомых, в том числе и бабочек. У бабочек очень красивый узор на крылышках- один из самых красивых, созданных природой. Брать бабочек за крылышки нельзя, они покрыты нежной пыльцой, которую легко стереть и она не сможет больше летать. Рассказать детям как бабочка появляется на свет.
Художественное слово: закличка – Бабочка-коробочка, полети на облачко, там твои детки - на березовой ветке. Загадка- Спал цветок и вдруг проснулся, больше спать не захотел, шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел. «бабочка»
13. Наблюдение за небом и облаками
Цель: разобрать понятие «облако», зависимость погоды от наличия облаков.
Основное содержание: В облачный день спросить у детей, что они видят на небе. Заметить, что облака движутся, иногда плывут медленно, иногда быстро. Какие они? Если на небе есть облака, они закрывают собой солнце, тогда на улице не так жарко.
Облака,
Белогривые лошадки,
Облака,
Что вы мчитесь без оглядки?
14. Наблюдаем за ветром
Цель: Продолжать знакомить с понятием «ветер». Учить детей определять ветреную погоду по разным признакам.
Основное содержание: Понаблюдать, как раскачиваются деревья, можно погоду ветреную определить по состоянию вертушки. Предложить детям подставить лицо для ветра, закрыть глаза. Ветер ласкает щечки, лицо.
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе…»
15. Наблюдение за грозой
Цель: Познакомить с таким явлением, как гроза. Учить определять приближение грозы.
Основанное содержание: Пронаблюдать за грозой и ее приближением. Перед грозой небо закрывают тяжелые тучи, поднимается сильный порывистый ветер. Ветер сильно раскачивает деревья. Все вокруг постепенно темнеет. Птицы с криком летают, стараясь укрыться. Вспыхивает молния, гремит гром.
Громко стучит,
Звонко кричит,
А что говорит никому не понять
И мудрецам не узнать.
(Гром)
16. Наблюдение за деревьями и кустарниками
Цель: Познакомить детей с сезонными изменениями, происходящими с живой природой. Закрепить знания о деревьях: березе.
Основное содержание: Рассмотреть, какие деревья растут поблизости, как они изменились с приходом лета. Обратить внимание на березу, она особенно мила нашему народу. Спросить, почему ее называют белоствольной.
Береза моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза раскудрявая!
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки,
На тебе, березонька,
Листья зеленые.
(Русская народная песня)
17. Наблюдение за цветущими растениями
Цель: Познакомить детей с некоторыми цветущими травянистыми растениями. Разобрать его строение, поговорить о пользе цветов. Учить бережно относиться к растениям.
Основное содержание: Познакомить с растениями, растущими вдоль дороги. Многие из них лекарственные: крапива, пижма, подорожник. Почему подорожник так называется?
Растет зеленый кустик,
Дотронешься – укусит.
(Крапива)
Отцвел желтый цветок,
Остался белый пушок.
(Одуванчик)