kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа летнего эколого-трудового лагеря «ПЧЁЛКИ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном пособии представлен материал по организации познавательного отдыха и трудовой деятельности подростков  при школе в летний период. Эколого-трудовой  лагерь – одна из наиболее эффективных форм экологического и трудового образования и воспитания, поскольку представляет собой комплексную форму, объединяющую в себе экологические игры, лекции, экскурсии, наблюдения и практическую деятельность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа летнего эколого-трудового лагеря «ПЧЁЛКИ»»

Программа летнего эколого-трудового лагеря

«ПЧЁЛКИ»

 







В данном пособии представлен материал по организации познавательного отдыха и трудовой деятельности подростков при школе в летний период. Эколого-трудовой  лагерь – одна из наиболее эффективных форм экологического и трудового образования и воспитания, поскольку представляет собой комплексную форму, объединяющую в себе экологические игры, лекции, экскурсии, наблюдения и практическую деятельность.











































Цели и задачи программы



Цель: организация познавательного отдыха и трудовой деятельности подростков.

Задачи:

  1. Реализовать систему мероприятий направленных на оздоровление и физическое развитие детей, их нравственное воспитание, развитие любознательности, познавательной и двигательной активности, формирование трудовых навыков.

  2. Практическое ознакомление учащихся с навыками поведения на пришкольном участке, углубить знаний о природе и хозяйственной деятельности человека.







Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь.

Китайская пословица

Пояснительная записка

Экологическая культура – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Формирование экологического мировоззрения людей гораздо легче и эффективнее происходит на ранних этапах развития личности, когда закладываются основные представления о природе и обществе.  Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, трудовой, общественно-полезной по изучению и охране природы.

Эколого-трудовой  лагерь – одна из наиболее эффективных форм экологического и трудового образования и воспитания, поскольку представляет собой комплексную форму, объединяющую в себе экологические игры, лекции, экскурсии, наблюдения и практическую деятельность. Работа эколого-трудового лагеря позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу исследовательской работы. Работа эколого-трудового лагеря при школе наиболее полно способствует расширению и углублению знаний о природе; так же способствует организации познавательного отдыха и трудовой деятельности подростков.

Актуальность программы заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний в области экологического образования и трудовой деятельности подростков.

Эколого-трудовой лагерь организуется на базе Дашко-Николаевской основной школы в период летних каникул (июль).

В лагере ведётся работа по трём направлениям:

  • Образовательное (экологическое);

  • Трудовое;

  • Спортивно-оздоровительное направление

Образовательное направление включает теоретические занятия, полевые практикумы, экскурсии, сбор растений для гербариев.

Трудовое направление включает мероприятия, которые проводятся на пришкольном участке овощных культур и цветниках. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств: участие в благоустройстве и озеленение школы.

Спортивно-оздоровительное направление включает проведение спортивных мероприятий, игры на свежем воздухе, тренинги, различные терапии и здоровьесберегающие упражнения.



Информационная карта программы

1

Полное название

Летний эколого-трудовой лагерь «Пчёлки»

2

Цель программы

Организация познавательного отдыха и трудовой деятельности подростков

3

Направление деятельности

Физическое развитие детей средствами игры, познавательной и трудовой деятельности.

4


Автор программы

Л.А.Терещук, учитель биологии



5

Образовательное учреждение, представившее программу

КГУ «Дашко-Николаевская основная школа»

6

Адрес, телефон

СКО, Тайыншинский район,

с. Дашко-Николаевка, тел. 43-7-47

7

Место реализации

Дашко-Николаевская основная школа

8

Количество учащихся

19

9

Сроки проведения, количество смен

Июль 2013 года, 2 смены



В ходе реализации данной программы ожидается:



1. Формирование экологической культуры учащихся.

2. Приобретение учащимся практических экологических и  трудовых навыков.

3. Формирование умений правильного поведения в природе.

4. Активная жизненная позиция школьников.

5. Развитие креативности, нестандартного мышления учащихся.

6. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья

7.Расширение кругозора детей







План работы летнего эколого-трудового лагеря «Пчёлки»

Учащиеся

Ответственные

Период

Скиба Елена

Грачёв Айдар

Скаковский Евгений

Майзнер Валерий

Нейфельд Александр

Баранова Надежда

Белоконь Анастасия

Минакова Марина

Куликовская Марина



1 – 16 июля

Бакка Мария

Домерт Ульяна

Лановенко Мария

Терещук Сергей

Червинский Сергей

Годун Юрий

Ермак Юлия

Крашенинникова Надежда

Майзнер Татьяна

Скиба Елизавета


17 – 31 июля



План работы летнего эколого-трудового лагеря

«ПЧЁЛКИ»

Дата

Мероприятия

Время

Ответственные

01.07

Работа на пришкольном участке

Тест «Умеешь ли ты охранять природу?»

Спортивный час

09.00-10.00

10.00-11.00



11.00-12.00


02.07

Работа на пришкольном участке

«Воздействие солнечных лучей на кожу»

Спортивный час

09.00-10.00


10.00-11.00


11.00-12.00


03.07

Работа на пришкольном участке

Цветочная терапия

Спортивный час

09.00-10.00


10.00-11.00

11.00-12.00


04.07

Работа на пришкольном участке

Операция «УЮТ»

Спортивный час

09.00-10.00


10.00-11.00

11.00-12.00


05.07

Работа на пришкольном участке

Эколого-психологический тренинг «Природа в моей жизни»

Спортивный час

09.00-10.00



10.00-11.00


11.00-12.00


08.07

Работа на пришкольном участке

Экологическая игра

«Деревья, травы, цветы»

Спортивный час

09.00-10.00


10.00-11.00


11.00-12.00


09.07

Работа на пришкольном участке

Вода – источник жизни на Земле

Спортивный час

09.00-10.00


10.00-11.00


11.00-12.00


10.07

Работа на пришкольном участке

Эколого-психологический тренинг

«Человек из коры»

Спортивный час

09.00-10.00



10.00-11.00


11.00-12.00


11.07

Работа на пришкольном участке

Трудовой десант

«Школьный двор»

Спортивный час

09.00-10.00


10.00-11.00


11.00-12.00


12.07




Работа на пришкольном участке

Экологическая игра

«Что растет в родном краю?»

Спортивный час

09.00-10.00


10.00-11.00


11.00-12.00


15.07

Работа на пришкольном участке

Тест «Умеешь ли ты охранять природу?»

Спортивный час

09.00-10.00


10.00-11.00


11.00-12.00


16.07

Работа на пришкольном участке

«Воздействие солнечных лучей на кожу»

Спортивный час

09.00-10.00


10.00-11.00


11.00-12.00



17.07

Работа на пришкольном участке

Цветочная терапия

Спортивный час

09.00-10.00


10.00-11.00

11.00-12.00


18.07

Работа на пришкольном участке

Операция «УЮТ»

Спортивный час

09.00-10.00


10.00-11.00

11.00-12.00


19.07

Работа на пришкольном участке

Эколого-психологический тренинг «Природа в моей жизни»

Спортивный час

09.00-10.00



10.00-11.00


11.00-12.00


22.07

Работа на пришкольном участке

Экологическая игра

«Деревья, травы, цветы»

Спортивный час

09.00-10.00


10.00-11.00


11.00-12.00


23.07

Работа на пришкольном участке

Цветотерапия

Спортивный час

09.00-10.00

10.00-11.00

11.00-12.00


24.07

Работа на пришкольном участке

Эколого-психологический тренинг

«Человек из коры»

Спортивный час

09.00-10.00

10.00-11.00




11.00-12.00


25.07

Работа на пришкольном участке

Трудовой десант

«Школьный двор»

Спортивный час

09.00-10.00


10.00-11.00


11.00-12.00


26.07

Работа на пришкольном участке

Экологическая игра

«Что растет в родном краю?»

Спортивный час

09.00-10.00


10.00-11.00


11.00-12.00


29.07

Работа на пришкольном участке

Вода – источник жизни на Земле

Спортивный час


09.00-10.00

10.00-11.00

11.00-12.00


30.07

Работа на пришкольном участке

Трудовой десант

«Школьный двор»

Спортивный час

09.00-10.00

10.00-11.00


11.00-12.00


31.07

Работа на пришкольном участке

Операция «УЮТ»

Спортивный час

09.00-10.00

10.00-11.00

11.00-12.00
















Правила сбора растений для гербариев

Гербарные образцы — это необходимые, постоянно используемые справочные документы для исследования в разных разделах ботаники. Гербарный лист с точно определенным растением служит эталоном для определения растений. Гербарные образцы — это ботаническая коллекция засушенных растений, оформленная и снабженная этикетками. В переводе с латинского слово «гербарий» означает «травник». В гербарии, однако, могут быть и цветы, и листья деревьев.

Для изучения разнообразия форм и видоизменений органов у растений собирают гербарий морфологический. По хозяйственным признакам подбирают тематические гербарии, например «сорные травы», «лекарственные растения». Растения вашего края или области составят флористический гербарий. Если растения расположены в определенной системе по родам, ботаническим семействам и т. д., то такой гербарий называют систематическим. При правильном содержании гербарий хранится столетиями, не теряя окраски и не ломаясь.

И все-таки зачем нужен гербарий?

Гербарий хранит справочный материал, содержит образцы для определения сравнительным методом (картинка в книжке и даже цветное фото могут быть менее достоверными), служит эталоном правильных научных названий. Наблюдение растений в природе, сбор их и составление гербария - это, помимо прочего, плодотворный и увлекательный способ знакомства с царством растений. Без гербарных коллекций невозможна систематика растений.

Как правильно собирать растения для гербария?

Вам потребуются:

  • гербарная папка для переноса собранных растений;

  • запас бумаги (2 листа плотного картона или фанеры размером 45х35 см с двумя продернутыми в разрезы тесемками для затягивания (последнее время вошел в практику сбор растений для гербария в большие пакеты, что позволяет донести их до. помещения более свежими, а это облегчает последующую закладку в пресс);

  • запас бумаги для засушивания растений, по возможности не проклеенной, пористой (фильтровальной, газетной);

  • инструменты для выкапывания и срезания растений;

  • этикетки;

  • гербарный пресс, состоящий из двух металлических или деревянных рамок, затянутых сеткой.

Каких правил надо придерживаться при сборе растений?

Растения для гербария собирают в сухую погоду: после дождя или росы растения плохо сохнут и могут почернеть;

отбирают здоровые, неповрежденные экземпляры со всеми надземными и подземными органами (это связано с особенностями определений растений по морфологическим признакам);

травянистые растения, превышающие размер папки, перегибают 2—3 раза. От очень крупных растений берут: верхнюю часть с цветками и листьями, среднюю с листьями, нижнюю с прикорневыми, листьями. С деревьев и кустарников срезают побег е листьями, цветками и плодами: (если они есть); в «рубашку» укладывают растения одного вида; берут 1—2 крупных растения, мелких — до 10 и более (чтобы лист заполнить);

растения выкапывают, освобождают от почвы, толстые стебли, корневища и корни разрезают пополам вдоль;

для размещения растения в папку ее следует положить на ровную поверхность;

при закладке в папку растение надо расправить и придать ему форму, в которой потом его будете монтировать. Нельзя ничего отрывать, особенно нижние листья. Если на растении много листьев, которые налегают друг на друга, то часть листьев можно удалить, сохраняя при этом черешки для истинного представления о расположении листьев. При подготовке растения к монтажу часть листьев разворачивают нижней стороной, чтобы можно было рассмотреть характер опушения или другие особенности листа. Так поступают и с частью цветков (соцветий);

в «рубашку» с растением вкладывайте черновую этикетку, на которой надо указать: название растения (если растение неизвестно, то ему можно присвоить номер или дать условное имя), место, где растение собрано (область, район, ближайший населенный пункт), место обитания растения (луг, лес, степь), дату сбора, кем растение собрано и определено.

Как правильно высушить растения?

Собранные растения необходимо заложить для сушки в гербарный пресс. Для этого их вынимают из папки вместе с листом, на котором они размещены («рубашкой»), и переносят в пресс, перекладывая дополнительными листами бумаги — прокладками. Растения следует расправить, чтобы отдельные части не налегали друг на друга. Если это невозможно, между налегающими органами проложите бумагу. Растения не должны выступать за пределы бумаги.

Вместе с растением обязательно должна быть этикетка. Стопку, состоящую из гербарных «рубашек» (листов с растениями) и прокладок, размещают между половинами пресса и плотно его затягивают. В один пресс можно поместить до 50 листов с растениями. Пресс сушат на солнце, обязательно занося его на ночь в помещение. Влажные прокладки заменяют сухими ежедневно (для водных растений — 2 раза в день).Правильно высушенное растение становится хрупким, его листья и цветки не провисают. Приложенное к губам, оно не вызывает ощущения холода.

Как правильно монтировать гербарий?

Растение, смонтированное на гербарном листе, должно давать истинное представление о его морфологии. В связи с этим при оформлении гербария необходимо придерживаться ряда правил:

высушенные в ботанических прессах растения монтируют на гербарном листе из тонкого белого картона или плотной белой бумаги размером 42х28 см (формат A3). На одном гербарном листе помещают один или несколько (в случае небольших размеров) экземпляров растений одного вида;

в правом нижнем углу гербарного листа приклеивают этикетку размером 10x8 см. Записи на этикетке делать разборчивым почерком черной пастой. Информацию на этикетку переносить с черновой этикетки. Гербарий без этикетки не имеет никакой ценности;

для монтажа отбирают наиболее удачные экземпляры, с цветками и плодами, не имеющие пораженных органов (если только это не гербарий повреждений);

растение размещают на листе так, чтобы подземные органы были направлены вниз. Если экземпляр имеет большие размеры, его можно надломить в нескольких местах и в таком виде закрепить;

растение пришивают белыми или зелеными нитками. Сначала закрепляют подземные органы, затем стебель, черешки листьев, ось соцветия, цветоножки;

с нижней стороны гербарного листа не должно быть широких стежков, узелки плотно завязывайте с лицевой стороны на растении;

после этого гербарный лист возьмите в руки и слегка согните или переверните растением вниз. Отстающие от листа бумаги части растения наклейте с помощью бумажной «соломки» (полоски кальки шириной 1,5—2 мм);

соцветие или цветок при необходимости «оденьте» в конверт из кальки. Плоды можно поместить в специальный конверт, который наклеивается на этот же лист.

Внимание! При монтировке гербария используют клей ПВА или крахмальный клейстер.

Чернила для заполнения этикеток должны быть водостойкими.

Не рекомендуется в качестве «соломки» использовать скотч или пластырь: со временем они приводят к порче гербарного образца.



Экологический практикум на пришкольном участке

Цель экологического практикума – формировать любовь к природе, стремление познать природные законы и понимание того, что природа – дом человека, который необходимо беречь.

Задачи практикума состоят в том, чтобы выработать у ученика практические умения:

  • проводить оценку состояния окружающей среды ближайшего природного окружения;

  • защищать окружающую среду от загрязнения (соблюдать культуру личного поведения, предотвращать негативные последствия в природном окружении в результате поступков других людей, выполнять посильные операции по ликвидации возникшего нежелательного явления);

  • использовать различные источники информации при выполнении заданий практикума;

  • проводить разъяснение современных проблем экологии и охраны природы.

Важное место в воспитании экологической культуры школьников принадлежит исследовательской деятельности учащихся, которая осуществляется в природном окружении школы через экологический практикум. Экологический практикум, включая в себя разнообразные исследовательские задания, способствует развитию наблюдательности, повышению познавательных интересов, развивает мышление и практические умения.



Тема 1. Изучение состояния деревьев и кустарников в окрестностях школы

Цель работы: изучить состояние деревьев и кустарников в окрестностях школы.

Оборудование: планшет, лист бумаги, карандаш, рулетка.

Ход выполнения

Нарисуйте план участка. Покажите с помощью значков размещение деревьев и кустарников на территории школы.

Путем тщательного осмотра выясните, в каком состоянии находятся растения. Осмотрите и отметьте на плане деревья с дуплами, с обнаженной корневой системой, с ободранной корой, с засохшими ветвями, суховершинные деревья, обломанными и отмершие кустарники.

Установите причины повреждения: антропогенные факторы, заболевания растений, повреждения их насекомыми- вредителями.

На основе проведенного исследования составьте характеристику состояния древесно-кустарниковой растительности в окрестностях школы. Предложите конкретные меры по охране деревьев и кустарников школьной территории.

Тема 2. Изучение видового состава деревьев и кустарников в окрестностях школы

Цель работы: изучить видовой состав деревьев и кустарников территории школы.

Оборудование: блокнот, карандаш, секатор, гербарный пресс.

Ход выполнения

  1. Проведите описание и учет видового состава деревьев и кустарников на территории школы.

2.  Заложите в гербарный пресс по 2-3 экземпляра хорошо сформированных небольших (10-15 см) веточек каждого вида деревьев и кустарников.

3. Произведите паспортизацию ценных видов деревьев .

4. Оформите гербарий древесно-кустарниковой растительности школьного двора.

Тема 3. Изучение видового состава антропогенной растительности в окрестностях школы

Цель работы: выявить и изучить видовой состав антропогенной растительности в биотопе школы.

Оборудование: блокнот, карандаш, гербарный пресс, папка.

Ход работы

  1. Обследуйте травянистую растительность в биотопе школы. Выделите растения, которые являются антропогенными (распространяются посредством человека, другое название – сорные растения)

  2. Определите распространенность антропогенных растений на пришкольном участке.

  3. Заложите в гербарный пресс по 2-3 экземпляра каждого вида антропогенных растений.

  4. Определите видовое название растений с помощью определителей.

  5. Оформите гербарий антропогенной растительности биотопа школы.

  6. На основе проведенной работы составьте характеристику видового состава антропогенной растительности биотопа школы.



Воздействие солнечных лучей на кожу

Цель: расширить представления учащихся о роли солнечного света на кожу, на живой организм.

Задачи:

  • Образовательная: формирование у учащихся знаний о солнечной энергии, о закаливании организма, о здоровом образе жизни.

  • Развивающая: продолжение формирования интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать), развитие умений учащихся применять полученные знания на практике,

  • Воспитательная: воспитание у учащихся интереса к обучению, привитие навыков коммуникативного общения, развитие культуры речи, творческой инициативы.

Оборудование:

  • ватман, файлы с заданием, маркеры, ножницы, листы А4;

Слова учителя: Кожа – самый большой и наиболее доступный орган человеческого тела, мы видим его, осязаем, чего не скажешь, например, о печени. Кожа нуждается в постоянном уходе. На кожу самое большое влияние оказывает солнце.
А какие функции выполняет кожа?

Ответы учащихся: Кожа, покрывающая все тело человека, выполняет ряд функций: защитную, чувствительную, секреторную и выделительную. Она участвует в регуляции температуры тела и образовании витамина D.

Слова учителя: А какова площадь кожного покрова у взрослого человека и масса кожи?

Ответы учащихся: Площадь кожного покрова у взрослого человека в среднем равна 1,5-2 м, и ее масса достигает 2-3 кг.

Слова учителя: А что относят к производным кожи?

Ответы учащихся: К производным кожи относят: волосы, ногти, потовые, сальные и молочные железы.

Слова учителя: Солнечные лучи относят к факторам неживой природы, активно влияющим на организм человека. Долгое время сильный загар воспринимался как показатель здоровья кожи. Сейчас у медиков и косметологов отношение к интенсивному воздействию солнечных лучей на кожу неоднозначное. Так, давайте все же выясним, чем опасны и полезны солнечные лучи? «Солнечная активность определяет уровень солнечной радиации и температуру окружающей среды. Существуют ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи. Ультрафиолетовые и инфракрасные лучи человек невооруженным глазом увидеть не может.
Основное действие инфракрасных лучей на организм – тепловое. Они нагревают поверхность кожи, вызывая расширение капилляров, что ведет к общему покраснению кожного покрова. Тепловое воздействие повышает температуру тела, усиливает потоотделение и учащает пульс. Интенсивный солнечный свет может приводить к помутнению хрусталика. Чаще это заболевание встречается в жарком поясе Земли. Помутнение хрусталика возможно у стеклодувов и рабочих железопрокатных заводов, которые смотрят в огонь и на расплавленную стеклянную массу
Видимые лучи обеспечивают зрение. Психологи считают, что видимый свет способен воздействовать на организм человека: зеленый цвет – нейтральный, красно-желтые оттенки бодрят, сине-фиолетовые – успокаивают. Поэтому для неуравновешенных людей желательно синее освещение, а для вялых – красное.
Ультрафиолетовые лучи обладают большой биологической активностью. В умеренных дозах их действие полезно. Повышается тонус центральной нервной системы. Под их действием образуется витамин D и усиливается обмен веществ. Ультрафиолетовые лучи губительны для микроорганизмов.
Часть людей на земном шаре живет в условиях недостатка естественных солнечных лучей, т. е. солнечного голодания. Это жители Крайнего Севера и Заполярья, где бывают длительные, полярные ночи.
Работники подземного и безоконного производств трудятся без естественного освещения. В крупных городах солнечный свет экранируется загрязнением атмосферы, пылью, дымом, газами. Проникновение ультрафиолетовых лучей в помещение уменьшают: двойные рамы в 5-6 раз, тюлевые шторы в 1,2 раза. Поэтому необходимо следить за чистотой окон, уровнем освещенности и проветриваемости помещений.
В первую очередь от солнечного голодания страдают дети, у которых существует риск возникновения заболевания рахита. Поэтому необходимо принимать витамин D и регулировать пребывание на солнце.
Ультрафиолетовые лучи могут и отрицательно воздействовать на организм: вызывать ожоги, появление пигментных пятен и повреждения глаз. Солнечные ожоги приводят к болевым ощущениям, покраснению, припухлости и повышению температуры. Избыточное ультрафиолетовое облучение стимулирует перерождение клеток кожи в злокачественные образования.
Среди людей рак кожи развивается при сниженном содержании пигмента меланина. На Гавайских островах рак кожи у представителей негроидной расы встречается в 42 раза реже, чем у европеоидной. В Казахстане коренные жители болеют раком в 10 раз реже, чем приезжие. Сильное ультрафиолетовое облучение ведет к высыханию кожи, преждевременному образованию морщин и старению».

Эксперимент профессора дерматологии Сэма Шустера убедительно доказал, что солнечные лучи старят кожу. Были взяты четыре небольших образца кожи: по одному со спины и предплечья восьмидесятилетнего человека и аналогичные кусочки кожи юноши. Коллаген в коже спины старого человека соответствовал (с учетом естественного процесса старения) коллагену в обоих образцах кожи молодого человека. Однако коллаген в коже предплечья старика был разрушен в гораздо большей степени. Единственным объяснением этого различия может быть то, что предплечье находилось под воздействием солнечных лучей в течение 80 лет, в то время как спина была закрыта одеждой. Этот эксперимент стоит вспомнить, когда вы соберетесь раздеться на пляже и позагорать. Но осмотрительное отношение к принятию солнечных ванн способствует сохранению и укреплению здоровья.

Для того, чтобы ваша кожа была здоровой и красивой, старайтесь выполнять правила и рекомендации пребывания на солнце:

  • Необходимо знать, какая у вас кожа. Каждый человек имеет свой предел пребывания на солнце. Бессмысленно и вредно пытаться превысить его. Люди со светлой кожей могут получить солнечный ожог даже после непродолжительного пребывания на солнце. У них никогда не будет темно-коричневого загара, как бы осторожно и настойчиво они ни загорали. Даже темнокожие люди могут получить ожог, если превысят предел инсоляции. Если вы знаете по опыту, что даже после краткого пребывания на солнце вы покрываетесь волдырями, будьте особенно осторожны и смазывайте кожу защитными кремами с высоким защитным фактором.

  • Не старайтесь загореть сразу. Даже люди с довольно темной кожей не должны первоначально находиться на солнце более получаса. Люди же со светлой кожей должны ограничиться 5 минутами. В дальнейшем время пребывания на солнце можно увеличивать на 10-15 минут каждый день.

  • Избегайте полуденного солнца (с 11.00 до 15.00); ультрафиолетовое излучение наиболее интенсивно в это время.

  • Оптимальное время для загара в средней полосе – с 9 до 11 ч, на севере – с 10 до 12 ч, на юге – с 8 до 10 ч.

Тест "Умеешь ли ты охранять природу?"

Несколько слов о том, как отвечать на вопросы. После каждого из них есть три ответа. Выбери из трёх один – тот, который больше других тебе подходит. Обведи карандашом то количество очков, которое стоит после выбранного тобой ответа, и переходи к следующему вопросу. Отвечай честно и не старайся специально набрать побольше или поменьше очков, всё равно не угадаешь, да и результат будет неверным.

Вопрос № 1. Ты нашёл (или нашла) на поляне неизвестный, очень красивый цветок. Как ты поступишь?

- Полюбуюсь на него и пойду дальше. (1 очко);

- Засушу его для школьного кабинета биологии. (3 очка);

- Осторожно срежу и поставлю в красивую вазу. (5 очков).

Вопрос № 2. Ты нашёл гнездо с птицами. Что ты сделаешь?

- Покормлю птенцов. (3 очка).

- Позову ребят, чтобы они тоже посмотрели. (5 очков).

- Буду наблюдать издали. (1 очко).

Вопрос № 3. Ребята собрались в рощу за берёзовым соком. Пойдёшь ли ты с ними?

- Пойду, но буду собирать очень осторожно. (5 очков).

- Не пойду и других не пущу. (3 очка).

- Сначала расспрошу об этом учительницу биологии. (1 очко).

Вопрос № 4. После привала в походе у вас осталось много пустых бутылок и банок. Как бы ты поступил с ними перед тем, как продолжить поход?

- Взял бы с собой, чтобы сдать в городе. (3 очка).

- Отнёс бы в кусты, чтобы никто не поранился. (5 очков).

- Закопал бы в землю. (1 очко).

Вопрос № 5. Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?

- Почти всё знаю и всегда её охраняю. (3 очка).

- Кое-что знаю, но хотел бы знать больше. (1 очко).

- Я люблю природу, но мы ещё этого не проходили. (5 очков).

Итак, у тебя получилось пять кружочков с числом очков. Сложи их вместе.

Теперь по сумме определи, к какой из трех групп юных друзей природы ты относишься. Не обижайся, если что-нибудь тебе не понравится в результате. Лучше задумайся.

Группа 1 - те, кто набрал от 5 до 11 очков.

Если бы все были такими, как ты, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только знаешь многое о природе, но и умеешь её охранять. Но главное - не останавливайся, стремись узнать больше.

Группа 2 - те, кто набрал от 12 до 18 очков.

Ты, безусловно, кое-что знаешь о природе, и хотел бы ей помочь. Но твои знания неполны, и ты, сам того не желая, можешь причинить ей вред. Больше читай, говори со знающими людьми, и ты (с твоей огромной энергией) сможешь принести пользу.

Группа 3 - те, кто набрал от 19 до 25 очков.

Ты, наверное, любишь природу. Это хорошо. Но ты так мало о ней знаешь…Тебе больше всех нужно изучать жизнь растений, повадки животных. А пока ты еще знаешь немного.

Честно говоря, есть ещё одна группа ребят. Они сломали бы неизвестный красивый цветок, разорили бы гнездо, замусорили бы зелёную лесную поляну. И предложенные ответы в нашем тесте не для них.

Эколого-психологический тренинг

Включение в педагогическую среду природных объектов, - мира природы, обуславливает постоянное воздействие на школьников всей совокупности психологических стимулов, создает возможности для вступления в контакт с природными объектами. Образовательная среда, насыщенная природными объектами, является условием и средством формирования экологической культуры.

Упражнения для эколого-психологического тренинга

Упражнение "Ритуалы и традиции"

Цель: развитие экологического мировоззрения, коррекция целей взаимодействия с объектами природы.

Материалы: бумага, ручка, домашние фотоматериалы.

Ход: вначале ведущий зачитывает описание какого-то ритуала, а затем участники сами создают свой ритуал, связанный с природой. Каждая группа рассказывает или показывает данный ритуал.

Упражнение "Экскурсия"

Основные цели: Экскурсия по живому уголку, на базе которого проходит тренинг. Эта форма не требует от участников большой активности, позволяет им привыкнуть к обстановке и друг к другу, а также дает возможность ведущему соответствующим образом настроить участников, заложить основы своего авторитета в группе.

Материалы: живой уголок, подготовка к экскурсии.

Очень важно вызвать у участников тренинга сочувствие к животным. Эффективно использование механизма идентификации: "Вот представьте:", или "А если бы на Вас: " Стимуляция эмпатии участников тренинга возможна через вопросы типа: "Что он, по Вашему мнению, чувствует сейчас?", "Не кажется ли вам, что они теперь…" и т.д.

Целесообразно подчеркивание фактов, актуализирующих соответствующую эмоциональную реакцию" "Какие у него огромные глаза!" или "Видите, какой он мягкий, пушистый, как красивы его движения!".

Может быть использован целый ряд и других приемов нейролингвистического программирования отношения участников тренинга к животным.



Упражнение "Природа в моей жизни"

Основные цели: Упражнение подходит для начала занятий и может проводиться после обсуждения впечатлений от экскурсии. Позволяет участникам составить представление друг о друге, приучает к самоанализу, который предстоит использовать каждому участнику на протяжении всего тренинга.

Материалы и подготовка: Лист бумаги, ручка.

Процедура: Каждому участнику предлагается написать в столбик цифрыот1 до 10 и десять раз письменно закончить высказывание "Природа для меня:" ("Природа в моей жизни:"). После того, как участники напишут свои высказывания, им предлагается рассказать группе о своем опыте общения с природой, о своих мыслях по этому поводу.

В качестве примера приведем мысли о природе, записанные одной из участников тренинга:

"Природа в моей жизни - это:

  • источник вдохновения;

  • способ наслаждения;

  • погружение в гармонию;

  • проведение досуга;

  • способ самореализации;

  • сфера моего познавательного интереса;

  • стимул для расширения моего кругозора;

  • возможность восстановления душевного равновесия;

  • предмет моей заботы;

  • осознание моей ответственности перед ней".



Упражнение "Человек из коры"

Основные цели: Расширение перцептивного опыта, актуализация эмпатии, развитие воображения.

Процедура: Каждому участнику предлагается исследовать несколько кусочков коры. Их можно рассматривать, ощупывать, нюхать, лизать, откусывать, ощутить вес на ладони и т.д. На следующем этапе упражнения участникам предлагается представить, что каждый кусочек коры превратился в человека. Этих человечков, соответствующих "своему "кусочку коры, нужно нарисовать. Важно в рисунке человечка отразить свои ощущения, полученные при исследовании коры. В конце упражнения участники могут предложить друг другу определить, из какой коры какой человечек "родился".

Упражнение "Музыкальные картинки"

Основные цели: Развитие эмпатии по отношению к природным объектам, стимулирование воображения.

Материалы и подготовка: нескольких музыкальных отрывков.

Процедура: Группе для прослушивания предлагается запись музыкального отрывка. Каждому участнику нужно выбрать животное или растение, к которому, по их мнению, подходит такая музыка. Упражнение заканчивается обсуждением, при этом участники стараются описать свои представления о том, в какой ситуации находится выбранный ими объект, какое у него настроение, что могло произойти с ним до этого и т.д.

Не следует оценивать, насколько каждый выбор "соответствует" музыке. Вообще, оценка "успешности" или "не успешности" того или иного результата, полученного кем - либо из участников в процессе упражнения противоречит принципам эколого- психологического тренинга.

Упражнение "Чистописание"

Основные цели: Развитие эмпатии, усиление доминантности отношения к природе, стимулирование воображения.

Материал и подготовка: Бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Процедура: Участникам предлагается задумать нескольких животных, которые бы максимально отличались друг от друга. Затем нужно написать названия каждого животного подбирая размер, цвет, форму, толщину, частоту букв таким образом, чтобы эта надпись соответствовала внешности и характеру данного животного. При этом "надо стараться, чтобы надпись понравилась самому животному, если бы попалась ему на глаза".Упражнение заканчивается обсуждением.

Выполнение данного упражнения "включает" работу психомоторики участников, расширяя этим диапазон психолого-педагогического воздействия.

Упражнение "Ателье мод"

Цель: развитие эмпатии, воображения, повышение доминантности отношения к природе, идентификация.

Материалы и подготовка: бумага, цветные карандаши.

Ход: участникам предлагается двух максимально различных животных (маленький - большой, пушистый - гладкий и т.д.), затем необходимо разработать для них комплект одежды. Надо постараться, чтобы эта одежда подходила к внешнему виду животного, подчеркивала его достоинства, соответствовало характеру и духу животного. Упражнение заканчивается показом мод и обсуждением в кругу.

Упражнение: "Зоологический балет"

Цель: идентификация с животными и растениями

Ход: участникам предлагается выбрать любое животное или растение, затем на 20 минут нужно стать им. О своем выборе не объявляется, участников следует ориентировать на выражение не только внешних черт, но и "внутреннего мира" избранного животного или растения. При выполнении задания можно шуметь, активно выражая чувства, будь то страх, гнев, любовь. Целесообразно поделиться своими чувствами.

Экологические игры

Игра «Принеси, что скажу»,

Дети делятся на две команды, внутри каждой команды рассчитываются по порядку номеров, запоминая свой номер. Вдали от играющих приготовлены две коробки (по одной для каждой команды) с одинаковыми наборами природного материала (шишки сосновые.кедровые, лиственничные, веточки, листья разных пород деревьев, плоды, косточки и т.д.). По команде: «№ 4 — лист березы!», 4-е номера из обеих команд бегут к своим коробкам, ищут названный предмет и приносят ведущему. Прибежавший первым получает для команды фишку, например шишку сосны. Побеждает команда, набравшая большее количество шишек.





Игра « Угадай, что в руке?»

Играющие (в эту игру интересно включаться также и взрослым) стоят в кругу, руки за спиной, ладони раскрыты.

Ведущий вкладывает в ладонь детям косточки персика, сливы, вишни, шишки еловые, кедровые, сосновые, веточки, семена растений, перышки и т.д. Играющие должны определить и назвать, что у них в руке.

Игра «Поезд»

Дети движутся в разных направлениях «паровозиком», держа в руке листья растений: тополя, черемухи, боярышника, березы и т.д. Ведущий называет остановки, например «черемуха». Ребята с листьями черемухи выходят из «поезда». Все остальные движутся дальше, до следующей остановки.

Игра «Узнай свою шишку»

Для игры в коробку складывают сосновые (или еловые, лиственничные, кедровые) шишки различной формы и размера. Детям предлагается выбрать одну шишку, подержать ее в руке, понюхать, поднести к уху, слушая ее скрип, внимательно рассмотреть и запомнить. Затем все шишки складываются снова в коробку, перемешиваются, и теперь каждому нужно отыскать уже «свою» шишку.

Игра «Деревья, травы, цветы»

Ведущий предлагает послушать названия цветов, кустов, деревьев, одновременно выполняя разные движения. Если куст — похлопать; дерево — поднять руки вверх; цветок, трава — положить руки на пояс.

Шиповник
Сосна
Береза
Кедр
Тополь
Лиственница
Осина
Яблоня
Ива
Смородина
Пижма
Верба
Калужница
Мак

Ландыш

Одуванчик
Ирис
Акация
Крыжовник
Багульник
Пихта
Калина
Ольха
Подснежник
Рябина
Тысячелистник
Боярышник


Игра «Что растет в родном краю»

Ведущий называет деревья, кустарники. Дети должны отметить хлопком те растения, которые растут в вашей местности:

Яблоня, груша, шиповник, мимоза,
Ель, саксаул, облепиха, береза,
Вишня, черешня, сосна, апельсин,
Пихта, осина, кедр, мандарин.

А теперь быстро:
Липа, осина, каштан,
Черемуха, тополь, платан,
Дуб, кипарисы и слива,
Багульник, смородина, ива.

Игра «Стань птицей»

Если у детей накоплено достаточно представлений о повадках птиц, им можно предложить «стать птицами», выполняя задания:
—ходим важно, как голубь;
— прыгаем, как воробей;
— сели на дерево, стучим, как дятел, ищем червяков;
— полетели, как синички на кормушку, сели, посмотрели вокруг, взяли зернышко, полетели, сели на ветку, смотрим по сторонам;
— летим, как сова, бесшумно между деревьями, высматриваем мышек;
— ходим, как ворона.



ЦВЕТОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

(комнатные растения)

Для чего же нам нужны комнатные цветы? Конечно, цветы действительно создают в помещении уют, комфортную атмосферу, делают интерьер помещений живым и привлекательным, однако в последние годы учёные открыли и другие свойства комнатных растений, и эти открытия изменили отношение людей к ним. Комнатные цветы нужны в каждой квартире не только для уюта. В воздухе закрытых помещений по разным причинам накапливаются токсические вещества: их выделяют отделочные материалы, моющие средства, водопроводная вода, да и воздух, попадающий с улицы, далеко не всегда бывает чистым и безопасным – в выхлопах автомобилей и сигаретном дыме содержатся такие опасные для здоровья вещества, как бензол и толуол. Электромагнитное излучение, бактерии и высушенный воздух тоже не прибавляют здоровья ни нам, ни нашей коже. Со всеми этими проблемами помогают справиться комнатные растения, однако, не все подряд, а определённые виды.

Всем давно известно положительное влияние некоторых цветов на экологию воздуха. И это мы успешно используем в нашей школе, причём в каждом классе. Это такие цветы как – хлорофитум, аспарагус, мирт, розмарин и многие другие. Данные растения рекомендуется размещать в школьных кабинетах, так как они оказывают благоприятное влияние на энергетику детей и на атмосферу в классе. Но это ещё далеко не все возможности цветов для улучшения душевного состояния и самочувствия человека. Ведь не случайно человек непроизвольно окружает своё пространство какими-то цветами?

Комнатное растение хлорофитум: польза для здоровья

Если рассматривать комнатные растения с этой точки зрения, то самым полезным из них окажется хлорофитум. Это растение известно всем: длинные зелёные листья, иногда с полосками, иногда без; цветёт мелкими белыми цветами; размножается очень легко, и неприхотливо в уходе – достаточно отделить «деток» от длинного стебля, который выгоняет каждый взрослый цветок, и буквально воткнуть в сырую землю. Растение тут же примется и начнёт пускать корни. Хлорофитум поглощает не только токсины, выделяемые синтетическими материалами, а также попадающие в квартиру снаружи, но и убивает вредоносные бактерии. Если в помещении есть несколько хлорофитумов, вам не понадобится устанавливать дорогие воздухоочистители: за сутки эти растения поглощают почти все вредные бактерии в помещении. Не зря хлорофитумы никогда не поражаются вредителями. Частого полива растение не требует, однако полив должен быть обильным, особенно летом. Добавив в горшок с хлорофитумом несколько таблеток активированного угля, можно значительно усилить его очищающие свойства.

Комнатное растение драцена: польза для здоровья

Если в помещении в качестве полового покрытия используется линолеум, то заведите драцену. Это растение очень красиво, и легко вписывается в любой интерьер. В офисах обычно используют крупные экземпляры, а для квартир подойдут небольшие растения. Драцена почти на 70% очищает воздух от бензола, выделяемого линолеумом, а также справляется с попадающими в квартиру выхлопными газами.

Комнатные растения диффенбахия и фикус: польза для здоровья

Очищать загрязнённый воздух жилища способны и такие растения, как пестролистая диффенбахия и фикус. Их следует размещать на той стороне комнаты, окна которой выходят в сторону промышленного района или оживлённой автострады. Эти растения любят свет, однако нужно располагать их так, чтобы исключить попадание прямых солнечных лучей. Когда полив для диффенбахии будет недостаточным, она вытянется вверх и начнёт сбрасывать листья. Фикус же, напротив, не любит слишком интенсивного полива, и может сбрасывать здоровые листья именно по этой причине. В зимнее время фикус лучше не поливать вообще – достаточно опрыскивать растение из пульверизатора. Однако, нужно помнить, что её сок ядовит, и может вызвать аллергические реакции, попав на кожу или слизистые оболочки.

Комнатное растение герань: польза и свойства герани

Герань известна нам очень давно, и многие русские классики упоминали о ней в своих произведениях, описывая интерьер старинных домов и квартир. Это растение широко распространено и в наши дни, благодаря своей неприхотливости, красивым цветкам и лечебным свойствам. Герань способна убивать стрептококки и стафилококки, а наиболее предпочтительным местом для неё будет спальня, так как вещества, выделяемые растением в окружающую среду, обладают успокаивающими и антистрессовыми свойствами. Лучше всего держать герань на подоконнике, на солнечной стороне, так как она светолюбива, хотя и требует обильного полива в тёплое время года.

Комнатное растение кактус: польза кактусов

Видов кактусов очень много, но особенно полезны кактусы с длинными иглами. Они обладают бактерицидными свойствами, однако у них есть ещё одна важная особенность. Кактусы могут защищать человека от от вредного электромагнитного излучения, снижая ионизацию воздуха в помещениях. Именно поэтому кактусы рекомендуется располагать в непосредственной близости от экрана телевизора или компьютера, но при этом растение должно получать достаточно света, ведь кактусы – растения жарких стран.





Экологическая игра-викторина

Цели:

  1. расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;

  2. воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;

  3. воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;

Ход занятия

1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».

  1. На какие группы можно разделить все растения? (Хвойные и цветковые).

  2. Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).

  3. Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?

  4. Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).

  5. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).

  6. На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).

  7. Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).

  8. Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).

  9. Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).

  10. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).

  11. У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).

  12. Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).

2-й конкурс. Кто больше составит слов – существительных из слова ПРИРОДА. (У каждой команды лист и карандаш. Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др.).

3-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

  1. Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …

  2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …

  3. Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …

  4. Осина, липа, дуб, ель. Так как …

  5. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …

  6. Липа, осина, клён, яблоня. Так как …

  7. Груша, слива, тополь, вишня. Так как …

  8. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

Загадки

  1. Русская красавица,
    Всем нам очень нравится.
    Бела она, стройна,
    Одежда зелена. (Береза).

  2. Прямо в небо рвутся, ввысь;
    Ты внимательно всмотрись:
    Не березы, не осинки,
    Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).

  3. Вот бочонок с шапочкой,
    С дерева упал.
    Год прошел – и деревцем
    Маленьким он стал. (Желудь).

  4. Ветви над рекой склонила,
    В реку смотрится уныло. (Ива).

  5. Осень тихая настанет,
    Дивным дерево то станет:
    Листья – звезды яркие,
    Золотые, жаркие. (Клен).

  6. Летом знойным зацветет –
    Сразу пчел к себе зовет.
    Круглые листочки,
    Светлые цветочки.
    Вкусен, сладок их нектар...
    Кто-то дерево узнал? (Липа).

  7. Что за дерево такое
    Угощает снегирей?
    Снег стоит, трещат морозы,
    Ну а ягоды вкусней. (Рябина).

4-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».

  1. Что человек делает для сохранения животного мира?

  2. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).

  3. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).

  4. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).

  5. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).

  6. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).

  7. У кого на сучке кладовая? (У белки).

  8. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).

  9. Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши).

  10. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).

  11. Есть на речках лесорубы
    В серебристо-бурых шубах
    Из деревьев, веток, глины
    Строят прочные плотины. (Бобры).

  12. Скачет зверюшка:
    Не рот, а ловушка.
    Попадут в ловушку
    И комар, и мушка. (Лягушка).

  13. Над рекою он в полёте,
    Этот чудо-самолётик.
    Над водой парит он гладкой,
    На цветке его посадка. (Стрекоза).

  14. На спине я дом ношу,
    Но гостей не приглашу:
    В костяном моём дому
    Место только одному. (Черепаха).

  15. Лежит верёвка,
    Шипит плутовка,
    Брать её опасно –
    Укусит. Ясно? (Змея).

  16. Волны к берегу несут
    Парашют – не парашют
    Не плывёт он, не ныряет,
    Только тронешь – обжигает. (Медуза).

"Вода - источник жизни"

Цель: Расширение представления учащихся о роли воды в жизни человека, воспитание бережного отношения к пресной воде и водным ресурсам.

Ход занятия

Вода – самое распространённое неорганическое соединение на нашей планете. Вода - основа всех жизненных процессов, единственный источник кислорода в главном движущемся процессе на Земле - фотосинтезе. В последнее время возник острый дефицит пресной воды. Уже сейчас около трети Земли испытывает недостаток в чистой пресной воде. Возникший дефицит воды связан также с загрязнением водоёмов промышленными и бытовыми стоками.

Можем ли мы прожить без чистой воды хотя бы день? Рационально ли мы используем ценный природный ресурс? Как надо относиться к воде?

На эти и другие вопросы нам предстоит ответить в ходе занятия.

Задание: в своём мини-рассказе дать ответ на вопрос - для чего нужна вода?

(выслушиваются ответы учащихся)

“Сколько воды необходимо для производства еды?”

Каждый из нас выпивает 2-4 литра воды в сутки. Но большая часть воды поступает в наш организм с пищей. Например, для производства 1кг говядины требуется около 100000 литров воды, а 1 кг пшеницы “обходится” в 1500 литров Таким образом, исходя из данных таблицы можно сделать вывод, что одним из наиболее значительных водопотребителей является сельское хозяйство.

Я хочу рассказать о функциях воды в нашем организме.

  1. Регулирует температуру тела.

  2. Обеспечивает доставку кислорода и питательных веществ ко всем клеткам.

  3. Помогает преобразовывать пищу в энергию.

  4. Помогает усваиваться питательным веществам.

  5. Защищает жизненно важные органы.

  6. Выводит шлаки и отходы продуктов жизнедеятельности.

Организм человека не только потребляет воду, но ещё и выводит, поэтому необходимо постоянно восстанавливать баланс воды в организме. В сутки человек теряет 2-2,5 литров воды. Только при дыхании человек теряет в среднем более 300 грамм воды. Человек очень остро ощущает изменение содержания воды в своём организме. При потере воды в количестве 2% - появляется чувство жажды, 6-8% - полуобморочное состояние, 10% - галлюцинации, нарушение глотания, 10-20% опасно для жизни. Таким образом, иметь необходимое количество чистой питьевой воды – обязательное условие жизни человека.

Учитель: Ребята, задумывались ли вы, как мы расходуем воду?

Дело в том, что мы привыкли, что в нашей стране избыток водных ресурсов. Россия принадлежит к числу стран, наиболее обеспеченных водными ресурсами (на территории нашей страны четверть мировых запасов пресной воды), стоимость воды у нас одна из самых низких в мире, поэтому мы относимся не экономно к воде, не бережём свои ресурсы, беспечно относимся к ним.

К чему может привести такое безответственное поведение?

При обилии водоёмов на нашей планете, запасы пресной воды, пригодной для питья, ограничены. Сегодня мировая потребность в воде уже превышает половину среднегодового стока всех рек Земли. Нехватку воды испытывает более 2,5 миллиардов людей. С ростом и развитием городов и производств дефицит будет увеличиваться. И однажды мы тоже можем оказаться в ситуации, когда жажда станет нашим привычным состоянием.

А что можем сделать мы?

Вот нехитрые правила, соблюдение которых позволит обеспечить водой наших потомков:

  • Закрывайте кран во время чистки зубов.

  • Вовремя устраняйте протечки.

  • Не выливайте в канализацию токсичную бытовую химию (растворители, очистители) и лекарственные препараты.

  • Не используёте токсичные удобрения в саду.

  • Не разбрасывайте мусор вокруг водоёмов.

  • Старайтесь мыть машину на специализированных мойках, где применяется система многократного использования воды.

Я предлагаю всем викторину. На вопросы легко ответит тот, кто был активным и внимательным сегодня, кто много читает и умеет слушать.

Викторина “Вода для жизни”

1. Какое количество имеющейся на земном шаре воды годится для потребления человеком?

А -0,25 % Б- 2,5% В – 25%

2. В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты?

3. На какой вид человеческой деятельности затрачивается самое большое количество воды?

А – личная гигиена

Б – приготовление пищи

В – орошение

4. Сколько литров воды в день использует городской житель, если ему необходимо принять душ, помыть посуду, постирать одежду, спустить воду в туалете и т.д. ?

А – 2 – 5 литров Б – 100-300 литров В – 1000-1500 литров

5. Представьте, что из вашего крана капает вода. Сколько воды теряется из-за такого неисправного крана в сутки?

А - примерно 100 литров воды

Б - примерно стакан воды

В – примерно 6 литров воды

6. На изготовление чего используется больше всего воды?

А – шерсти

Б – пива

В – бумаги

7. Сколько литров воды понадобится, чтобы вырастить килограммового цыплёнка?

А – 3,5 литра

Б – 3500 литров

В – 70, 00 литров

8. Сколько литров воды понадобится , чтобы вырастить 1 кг риса и 1 кг говядины?

А – 1 кг риса: 19 л / 1 кг говядины : 100 л

Б - 1 кг риса: 190 л/ 1 кг говядины : 1000 л

В – 1 кг риса : 1900 л/ 1 кг говядины : 100000 л

9. Сколько людей во всём мире не имеют доступа к безопасным источникам воды?

А – 400 миллионов

Б – 1 миллиард

В – 4 миллиарда





Ответы:

1. Лишь около 0,25% всей воды на земном шаре может быть использовано для удовлетворения человеческих потребностей.

Факт: 90% всей пресной воды содержится в ледниках и полярных льдах или хранится в водоносных слоях на большой глубине.

2. Озеро Байкал

3. 70% всей воды используется для орошения

4. Объём потребляемой воды жителем города составляет около 300 литров в сутки.

5. Да, из капающего крана теряется до 100 литров воды в сутки, что примерно равно восьми вёдрам воды.

Факт: если кран будет протекать в течение года, будет потеряно примерно 35000 литров чистой пресной воды.

Д6. ля производства 1 литра пива требуется 25 литров воды.

Для производства 1 кг шерсти необходимо 150 литров воды

Для производства 1 кг бумаги требуется 300 литров воды.

7. 3500 литров = 1 кг цыплёнка – бройлера

Факт: Цыплёнок выпивает небольшое количество этой воды. Большая часть воды используется для того, чтобы вырастить для него корм.

8. Чтобы вырастить рис, необходимо примерно 1900 литров воды. Рис – самый большой “водохлёб” из всех зерновых культур. Чтобы получить один кг говядины, требуется огромное количество воды - 100000 литров.

Факт: животные выпивают небольшую часть этой воды, большая её часть используется для выращивания для них корма.

9. Да, в конце 1999 г. около миллиарда человек не имели доступа к безопасным источникам воды.

Факт: 2,4 миллиарда не имело доступа к современным санитарно-техническим сооружениям. Это составляет более 1\3 всего населения земного шара.



Игры на свежем воздухе

1. ДУХОВОЙ ТЕННИС. (ДУЙ ПОНГ)

Сформируйте 2 команды. Команды садятся по разным сторонам большого теннисного стола. По центру стола сделайте разметки. Все кладут руки за спину. Ведущий пускает теннисный мяч по разметке и свистит в свисток. Все члены команд одновременно дуют на мяч. пытаясь задуть его за край стола на стороне противника. при этом . никакими частями тела нельзя касаться стола. Начните с одного мяча. а затем. постепенно, вводите еще в игру мячи.


2. ТЕРМИНАТОР (игра для 4-20 человек)

Выбирается водящий. Игра состоит в том, что по сигналу все игроки разбегаются в разные стороны, а водящий бросается за кем-нибудь из них вдогонку. Его задача: осалить кого-нибудь, но это сделать не так-то просто, потому, что он не имеет права салить игрока, присевшего на корточки (на корточках нельзя сидеть более 15 секунд), а также игрока, застывшего в неподвижной позе. Единственное, что водящий может сделать с "застывшим" игроком - это заставить его зашевелиться или рассмеяться. При этом не разрешается дотрагиваться руками до "застывшего", но зато можно щекотать его травинкой или чем-нибудь подобным. Осаленный или "размороженный" становится водящим.


3. ВОКРУГ ОБРУЧА

Участники игры по очереди сильным движением рук направляют гимнастический обруч по ровной дорожке. Затем стараются догнать его и успеть проскочить через него туда и обратно. Кто сделает это большее число раз, тот победитель. Можно провести соревнование по-другому. Два обруча кладут в трёх шагах один от другого. Двое соревнующихся стремятся в течение минуты большее число раз пролезть сквозь обруч, надевая его сверху вниз. Два самых быстрых игрока в финале соревнуются между собой. Ещё один вариант игры с обручем: берут его одной рукой и движением пальцев заставляют вращаться на месте. Судья засекает время вращения до тех пор, пока обруч не упадёт. Соревнуются поочерёдно, а если есть два обруча - парами. Тогда в финальном поединке встречаются два лучших игрока.

4. СКАКАЛКА-ПОДСЕКАЛКА

Для игры понадобится обычная скакалка или двухметровая верёвка, к концу которой привязан мешочек с песком весом 150-200 г. Игроки располагаются по кругу, на середину которого выходит ведущий. Присев, он вращает вокруг себя скакалку. Игроки перепрыгиваю через неё, стараясь не коснуться ногой. Тот, кого скалка «подсекла», получает штрафные очки, но продолжает играть. Итоги подводятся через 3-4 мин. Побеждает игрок, не имеющий штрафных очков. Если соревнуются две команды, проигрывает та, члены которой набрали больше штрафных очков, а значит, оказались менее внимательными и ловкими.

5. ПАДАЮЩАЯ ПАЛКА

Встав в круг, несколько играющих рассчитываются по порядку номеров. Участник игры под номером один берёт гимнастическую палку и выходит на середину круга. Поставив палку вертикально и накрыв её ладонью сверху, он громко называет какой-либо номер, например 3, а сам отбегает на своё место. Тот, кто назван, выбегает вперёд, стараясь подхватить падающую палку. Если он успевает это сделать, то участник игры под номером один снова берёт палку и, поставив её вертикально, называет какой-либо номер и т.д. Если же палка упала на землю, то водящим становится тот, кто не сумел её подхватить. Игра длится 5-7 минут. Побеждает тот, кто меньше других был в роли водящего.


6. ЧЕЛНОК

Посередине площадки проводят черту, неподалёку от которой выстраиваются две команды по 4-6 человек. Представитель одной из них выходит к черте и прыгает с места как можно дальше от черты. К отметке, куда допрыгнул представитель первой команды, выходит представитель другой команды и прыгает обратно к черте. После этого ещё один представитель первой команды вновь прыгает в обратную сторону и т.д. Если последний прыжок оказался за чертой, то завершающая соревнование команда побеждает: сумма прыжков её членов больше. Если последний прыгун не допрыгивает до черты, то победа на стороне команды, начинавшей игру.

7. ВОЗЬМИ БУЛАВУ

5-7 человек образуют широкий круг. Внутри круга ставят булавы (кегли или городки), но на одну меньше, чем участников игры. Ребята идут по кругу и выполняют по указанию ведущего несложные упражнения: поднимают и опускают руки, приседают и т.д. Неожиданно ведущий командует: «Взять!». Каждый стремится как можно быстрее взять одну булаву. Тот, кому она не достанется, выбывает из игры. Каждый раз количество булав уменьшается на одну. Двое самых внимательных и ловких участников игры разыгрывают между собой последнюю булаву.


8. ПЕРЕТЯГИВАНИЕ

На земле проводят длинную черту. Играющие становятся вдоль неё так, чтобы составилось две команды: одна по одну сторону черты, другая по другую. Расстояние между ними - один шаг. По первому сигналу ведущего члены команд берутся попарно за руки. По второму сигналу каждый старается перетянуть своего соседа за черту. Переступивший за неё обеими ногами считается пленником и выбывает из игры, а перетянувший его может теперь помочь одному из членов своей команды: обхватив его сзади руками, вместе с ним пытается перетянуть члена другой команды. Команда, взявшая большее число пленных, считается победительницей.


9. ВДОГОНКУ ЗА МЯЧОМ

Две команды (по 4-6 человек) выстраиваются двумя шеренгами справа и слева от ведущего и рассчитываются по порядку номеров. Ведущий кидает мяч как можно дальше вперёд и громко называет какой-либо номер. Два участника игры, имеющие этот номер, устремляются к мячу, чтобы завладеть им и сразу же бросить партнёрам по команде. Если это удаётся, команда получает очко. В том случае, когда мяч перехвачен противником, очко засчитывается ему. Затем снова выстраиваются две шеренги и игра продолжается. Ведущий называет номера в любой последовательности, и чтобы выиграть нужно быть внимательным. Побеждает команда, набравшая большее число очков.

10. ЗАМОК

Играющие делятся на две команды. Первые должны расколдовать «замок», а вторая команда - помешать им в этом. «Замком» может служить дерево или стена. Около «замка» находятся главные ворота - двое ребят из второй команды с завязанными глазами. Вообще у всех игроков этой команды глаза должны быть завязаны. Они произвольно, так, как им хочется, располагаются на игровой площадке. Игроки, которые должны расколдовать «замок» по команде ведущего начинают бесшумно двигаться к главным воротам. Их задача - незаметно дойти до ворот, пройти сквозь них и дотронуться до «замка». При этом игра считается оконченной. Но задача второй команды с завязанными глазами осалить тех, кто движется к «замку». Те, кого осалят, выбывают из игры. По окончанию игры ребята меняются ролями. Перед началом игры надо оговорить одно условие: будут ли ребята из второй команды стоять на месте или они могут передвигаться по площадке.

11. СВЕТОФОР.

На площадке чертят две линии на расстоянии 5-6 метров друг от друга. Играющие стоят за одной линией. Водящий стоит между линиями примерно посередине спиной к играющим. Водящий называет какой-то цвет. Если у играющих этот цвет присутствует в одежде, они беспрепятственно проходят мимо ведущего за другую линию. Если такого цвета в одежде нет, то водящий может осалить перебегающего пространство между линиями игрока. Осаленный становится водящим.




12. ОТГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК

Водящий отходит в сторону, пока играющие договариваются, кто будет подавать голос. Затем водящий встает в круг и закрывает глаза. Играющие идут по кругу со словами: «Мы собрались дружно в круг, повернулись разом вдруг, а как скажем «Скок, скок, скок» (эти слова произносит один человек), отгадай, чей голосок». Водящий открывает глаза и отгадывает, кто из ребят сказал «Скок, скок, скок». Если это ему удается, он меняется с говорившим местами. Можно дать водящему три попытки. Если он все же не угадывает, игра начинается сначала.







































Список использованной литературы

 

  1. Самарина И.А. Основы туристско-экологической деятельности учащихся. Учебно-методическое пособие. – М., ФЦДЮТиК, 2007.

  2. И.В.Махалова, Е.И. Николаева «Воспитание здорового ребенка»

  3. Международные экологические акции в школе (7-9 классы) Издательство “Учитель” Волгоград 2005

  4. Как прекрасен этот мир!.. / Ред.-сост. Л. И. Жук. – Мн. : Красико-Принт, 1998.

  5. Ю. Г. Илларионова. – Учите детей отгадывать загадки М. : Просвещение, 1985.

  6. Книга о здоровье. М.: Медицина, 1988 г.

  7. Билык Н. И. Спутник классного руководителя. 5-7 класс. Волгоград: Учитель, 2007 г.

  8. Максимцева Т. А. Здоровый образ жизни в школе. Волгоград: Учитель, 2003 г.

  9. festival.1september.ru

  10. http://www.water.ru/

  11. http://rspu.edu.ru/















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа летнего эколого-трудового лагеря «ПЧЁЛКИ»

Автор: Терещук Людмила Антоновна

Дата: 18.11.2014

Номер свидетельства: 132086


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства