kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыкально - ритмическое занятие по слушанию произведений П.И. Чайковского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Балет "Щелкунчик" П.И. Чайковского по мотивам сказки Э.Гофмана "Щелкунчик и мышиный король".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыкально - ритмическое занятие по слушанию произведений П.И. Чайковского»

КОНСПЕКТ НОД

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ»

Балет П.И.Чайковского «Щелкунчик» по мотивам сказки Э.Гофмана,

«Щелкунчик и Мышиный Король».


Задачи:

- Вызвать интерес и эмоциональный отклик на шедевры классической музыки, мировой художественной литературы. Накапливать детьми эмоционально-ценностный опыт восприятия произведений музыкальной культуры;

- Развивать музыкально–эстетический вкус, внимание, воображение, память;

- Создать игровые, творческие ситуации, через импровизацию с использованием классической музыки. Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности,

- Поощрять самостоятельность, проявления творчества.

Техническое обеспечение:

Ноутбук, колонка-усилитель звука, диски с записью произведений классической музыки из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского, портрет композитора; мультимедийное оборудование; декорации и картинки, соответствующие сюжету и теме; сказка Э.Гофмана, в сокращённом варианте; детские музыкальные инструменты (кастаньеты, колокольчики, музыкальный треугольник, металлофоны, бубны, ложки, барабаны, колотушка).

Атрибуты: костюм Мышиного Короля, костюм Гусара, лошадка, сабли по количеству мальчиков, маска-шапочка «Дракон», букетики цветов по количеству девочек.

Предварительная работа: чтение сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король», рассматривание иллюстраций к сказке, беседы с детьми; просмотр на мультимедийном оборудовании и разучивание русской пляски «Трепак», в тройке детей (две девочки и 1 мальчик); песни «Доброта» Е. Гомоновой; разучивание танцев «Марш солдатиков» и «Вальс с листочками»; игры С.Я. Маршака «Вышли мыши». Познакомила детей с новыми словами; было организовано совместное с воспитателями и детьми изготовление разноцветных осенних листьев для танца; оформление фотостенда: «Сцены из мультфильма».

Словарная работа: Рождество, сахарно-марципановые сладости, неуклюжая игрушка.



Слайд № 1. Портрет П.И.Чайковского.

М.р.: Здравствуйте, ребята, здравствуйте гости! Друзья, я рада видеть вас. У меня сегодня очень хорошее настроение, и я хочу поделиться с вами, приготовьте ладошки (повернувшись к детям, подносит ладони ко рту, дует в сторону детей), теперь у вас у всех чудесное настроение. А сейчас мы вместе и нашим гостям передадим хорошее настроение. Гости приготовьте ладошки.

Дети и М.р. дуют в сторону гостей.

М.р.: Знаете, что случилось? Сегодня я вошла в наш зал и нашла здесь музыкальную шкатулку! (Показывает её детям) сейчас я её приоткрою и мы прислушаем, что же будет?

Игра «ШКАТУЛКА». Звучит «Увертюра».

Восп-ль: Открывает-музыка звучит, закрывает-музыка замолкает. - 2 р.



М.р: Какая красивая сказочная мелодия! Я её узнала, эту музыку сочинил знакомый нам русский композитор П.И.Чайковский. Она зовёт нас в сказку! А вы хотели бы отправиться в сказку? Только мне показалось- эта музыка тревожная, а вы это заметили?!

Дети:

М. р.: (встревоженно) Сказочным героям нужна наша помощь! (вкрадчиво.) Но, вас ждут испытания, вы справитесь?!

Дети:

М.р: Конечно, справитесь, вы у нас лучшие! Вначале, нужно отгадать загадку, отгадка прячется в знакомой вам сказке! Вы готовы, тогда слушайте …

ЗАГАДКА: Он, деревянная игрушка – смелый воин!

Но, всё ж, пришлось ему без спешки,

Как Белочка щелкАть, для ребятни орешки,

Орешки всем детишкам раздаёт, себе орешки не берёт … (Щелкунчик).

Дети: Щелкунчик

Слайд № 2. Иллюстрация - Щелкунчик.

М.р.: Вы правильно отгадали, это Щелкунчик! Вот он какой смелый и мужественный герой! (показывает Щелкунчика, игрушку – самоделку).

А мы сейчас превратимся в сказочных героев и пойдём прямо в сказку. Повернулись, покружились и сказочных героев превратились. Вы слышите, музыка нас зовёт в путь!



Звучит «Увертюра – дети».

Дети ритмичным шагом идут по кругу…

М.р.: Нужно поспешить, побежали!? (лёгкий бег на носочках «змейкой», переходят на ритмичный шаг, по окончании музыки останавливаются).

Звучит произведение «Фея Драже».

Включается электро - гирлянда и бегущий огнями шар.



М.р.: Посмотрите, куда же мы попали? А! Это далёкая Германия, страна, где жил Щелкунчик и герои его сказки. Снежные хлопья летят за окном! На небе уже появились звёзды… В доме доктора Штальбаума, все готовились к праздничному балу, и взрослые, и дети. Все празднично украшали зал и высокую пушистую ёлку. На кухне кухарка пекла огромный торт, в виде сказочного замка! Так начиналась сказка. Что же было потом? Ответы детей

Слайд № 3. Иллюстрация - Гости.



Дети: Был большой праздничный бал! Приехали гости, все веселились, танцевали и играли! (Предложить детям присесть на стулья.)

М.р.: Весело и громко звучала музыка, вот послушайте, наверное, вы её узнаете и назовёте.

Звучит «МАРШ СОЛДАТИКОВ».

Дети: называют знакомое произведение

М.р.: Всё верно, это «Марш солдатиков», под эту музыку танцевали сказочные оловянные солдатики. Кто назовёт имя композитора, написавшего это музыкальное произведение. Ответы детей: П.И.Чайковский

СЛАЙД № 4. Портрет - Чайковского.

М.р.: Что вы можете сказать о ней, какой характере у этого произведения. Ответы детей …

М.р.: Вы помните, для Рождественского праздника для всех детей приготовили интересные подарки!

Дети: (игрушки.)

М.р.: Да! Игрушки привезли из далёких стран, вы сможете назвать из каких стран?

Дети: (называют страны…)

М.р.: В тот самый момент, когда зазвучала волшебная музыка, вдруг… куклы ожили, и затанцевали! А вы отгадайте ещё одно произведение-танец …

Звучит «ИСПАНСКИЙ ТАНЕЦ» или «ШОКОЛАД».



Дети: (дают полные ответы). Это произведение называется «Шоколад» или «Испанский танец».

М.р.: Вы все молодцы! Какое вкусное название! А какие куклы танцевали под эту музыку?

Дети: (полные ответы). Испанские куклы. Под эту музыку танцевали куклы, привезённые из Испании.

М.р.: Всё верно, куклы- привезённые из жаркой Испании. Что вы можете сказать о характере этого музыки?

Дети: По характеру эта музыка очень ритмичная, бодрая, торжественная, чёткая, под неё можно весело танцевать.

М.р. Если бы я вам предложила поиграть на музыкальных инструментах, какие выбрали бы вы для танца «Шоколад»?

Дети: (называют музыкальные инструменты и кастаньеты).

М.р.: Хотите стать музыкантами и поиграть на музыкальных инструментах «Испанский танец»? Подходите и разбирайте инструменты. Дети, подходят к столику и разбирают детские шумовые инструменты.

МУЗИЦИРОВАНИЕ. Звучит «Шоколад».

(На детских шумовых инструментах и кастаньетах по партитурам.)



М.р. А метель в сказочной стране разбушевалась и метёт, и метёт.

Звуки природы: «ШУМ ВЬЮГИ».

М.р. Теперь мы вместе, голосом успокоим снежную метель, (вкрадчиво…) я вас научу, на звук «А-а», поём как я… (поёт на звук «А-а» - терцию вверх или вниз, с различной динамикой.)

Упражнение «ПОКАЧАЕМСЯ». (Акапелла).

М.р. Прислушайтесь пожалуйста… Слышите, кажется, метель стихла! А у нас уже звучит другая музыка, вот бы вы тоже её узнали!!!

Звучит русская плясовая «ТРЕПАК».

Дети.: (Дают полные ответы). Это русская плясовая «Трепак»!

М.р. И русскую плясовую вы узнали и правильно назвали, молодцы! Ну, а какой характер у этой музыки?

Дети.: Музыка очень весёлая, радостная, задорная, праздничная. Звучит в быстром темпе.

М.р. Всё верно вы сказали. Произведение «Трепак», звучит в очень быстром темпе, ещё можно сказать – это стремительная музыка! Кто же из вас назовёт, из какой страны привезены были куклы, которые плясали «Трепак»?

Дети.: (дают полные ответы, что из России.) Только куклам из России под силу плясать в таком быстром темпе!

М.р.: «Ц-ц»! Тише… вы слышите, кажется, кто-то крадётся? Кто же там скребётся под полом? (Как бы прислушивается, к звукам, доносящимся из-под пола.) Как вы думаете, кто это там?

Дети.: (Мыши…)

М.р.: А мы с вами не боимся мышей!? Мы вместе поиграем в игру «Вышли мыши…». (Предлагает детям выйти на ковёр и встать в круг).

Подвижная игра «ВЫШЛИ МЫШИ».

Вышли мышки как-то раз, посмотреть который час!

Раз, два, три, четыре, мышки дёрнули за гири!

Вдруг раздался страшный звон: «Бом-бом-бом»!

Убежали мышки вон! (Игра 2 раза, с различной динамикой. Сели.)



М.р.: (Загадочно). А в сказке мыши сидели под полом сказочного дворца, их было целое войско. Гости веселились и танцевали. Мышам тоже хотелось веселиться, угощаться марципановыми пряниками, но их никто не звал и не приглашал, мыши ждали главный приказ – наступать! У каждого войска всегда есть главнокомандующий. Скажите, кто командовал мышиным войском?

Дети.: Мышиный Король!

М.р.: Расскажите, каким вы его представляете.

Дети.:

М.р.: (Вкрадчиво…) Сейчас садитесь поудобней, спинка прямая… послушаем, как звучит музыка Мышиного Короля.

Звучит произведение «Китайский танец» или «Чай».

СЛАЙД № 5. Мышиный Король.

М.р.: Что вы можете сказать о характере этой музыки, какая она?

Дети.: Сердитая, страшная, осторожная, опасливая, нерадостная.

М.Р. (Показывает иллюстрацию- «Злой Мышиный Король».) Мы послушаем эту музыку ещё раз, а вы можете изобразить Мышиного Короля, какой он этот толстый-претолстый злодей, как он может передвигаться. (Предлагает детям выйти на ковёр.)

МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Под музыку дети изображают Мышиного Короля.

М.р.: Поощряет творчество детей… (Сели.)



СЛАЙД № 6. МАРИ И ЩЕЛКУНЧИК.

М.р.: Не смотря ни на что, добро побеждает зло! Сейчас прозвучит торжественное вступление знакомого вам музыкального произведения П.И.Чайковского.

Звучит «ФИНАЛЬНЫЙ ВАЛЬС».



Дети.: (Называют… это прозвучал «Вальс».)

М.р.: Этот вальс Чайковский сочинил для танца Мари и Щелкунчика, они его танцевали, когда вместе победили злого Мышиного Короля! Вы можете сказать какая она - музыка Вальса?

Дети.: Музыка Вальса очень красивая, плавная, нежная, волшебная, праздничная, грациозная.

М.р.: Вы правильно почувствовали и сказали про эту музыку, она- завораживающая! Движения вальса плавные и лёгкие. И мы сейчас исполним под эту сказочную музыку наш вальс с осенними листьями. Я предлагаю взять свои разноцветные листочки, ну-ка, поищите их. (Листочки под стульями.)

Танец «ВАЛЬС» (С разноцветными листочками.)



Слайд № 7. Иллюстрация сказочных кукол.

М.р.: Молодцы, ребята! Вы танцевали так же красиво, как все куклы и герои сказки на сказочном балу. Но я вспомнила про Мышиного Короля. Как вы думаете, почему он такой коварный злодей?

Дети.:

М.р.: У всех бывает такое … Если вы чем-то расстроены, или обижены, что вам хочется в тот момент? Хочется, что бы пожалели, что бы с вами подружились или получить подарок! Но у нас с вами ничего такого нет. Что сделать чтобы он подобрел? Что мы можем ему подарить? Придумала! Мы подарим нашу песенку, которая называется «Доброта»! Возьмите колокольчики и споём эту песенку для него.

Песня «ДОБРОТА» (с колокольчиками).

Сл. И.Бурсовой, муз. Е.Гомновой.

М.р. (Показывает иллюстрацию улыбающегося Мышиного Короля) Посмотрите, ребята, он улыбается, значит, он стал добрей!

Вот и подошло к концу наше путешествие в сказку. Скажите, какое музыкальное произведение из этой сказки вам понравилось больше всего.

Дети.: …

М.р.: Пришла пора вам превращаться в самых лучших девочек и мальчиков. Повернулись, покружились в мальчиков и девочек обратно превратились! Заглядывает в музыкальную шкатулку, достаёт флешкарту …

Посмотрите, Щелкунчик подарил нам мультфильм, посмотрим его в группе. Пора возвращаться в детский сад.

Звучит произведение «УВЕРТЮРА-ДЕТИ».

Дети выходят из зала.




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Музыкально - ритмическое занятие по слушанию произведений П.И. Чайковского

Автор: Лугинина Марина Евгеньевна

Дата: 13.10.2022

Номер свидетельства: 614894

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект комплексного занятия в старшей группе "Весна пришла""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiektkomplieksnoghozaniatiiavstarshieighruppieviesnaprishla"
    ["file_id"] => string(6) "320122"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461010543"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект комплексного занятия в старшей группе "Весна пришла""
    ["seo_title"] => string(64) "konspiektkomplieksnoghozaniatiiavstarshieighruppieviesnaprishla1"
    ["file_id"] => string(6) "320123"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461010549"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "«Путешествие в страну Музыки»."
    ["seo_title"] => string(31) "putieshiestviie-v-stranu-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "247410"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446556568"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Конспект комплексной образовательной деятельности  музыкальной и изобразительной) в логопедической подготовительной к школе группе «Осенний парк»"
    ["seo_title"] => string(140) "konspiektkomplieksnoiobrazovatielnoidieiatielnostimuzykalnoiiizobrazitielnoivloghopiedichieskoipodghotovitielnoikshkolieghruppieosienniipark"
    ["file_id"] => string(6) "295959"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455895196"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) ""Музыкальный синтаксис на уроке сольфеджио""
    ["seo_title"] => string(40) "muzykalnyi_sintaksis_na_uroke_solfedzhio"
    ["file_id"] => string(6) "645155"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1707121184"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства