Просмотр содержимого документа
«Музыкально - ритмическое занятие по слушанию произведений П.И. Чайковского»
КОНСПЕКТ НОД
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ»
Балет П.И.Чайковского «Щелкунчик» по мотивам сказки Э.Гофмана,
«Щелкунчик и Мышиный Король».
Задачи:
- Вызвать интерес и эмоциональный отклик на шедевры классической музыки, мировой художественной литературы. Накапливать детьми эмоционально-ценностный опыт восприятия произведений музыкальной культуры;
- Создать игровые, творческие ситуации, через импровизацию с использованием классической музыки. Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности,
Ноутбук, колонка-усилитель звука, диски с записью произведений классической музыки из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского, портрет композитора; мультимедийное оборудование; декорации и картинки, соответствующие сюжету и теме; сказка Э.Гофмана, в сокращённом варианте; детские музыкальные инструменты (кастаньеты, колокольчики, музыкальный треугольник, металлофоны, бубны, ложки, барабаны, колотушка).
Атрибуты: костюм Мышиного Короля, костюм Гусара, лошадка, сабли по количеству мальчиков, маска-шапочка «Дракон», букетики цветов по количеству девочек.
Предварительная работа: чтение сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король», рассматривание иллюстраций к сказке, беседы с детьми; просмотр на мультимедийном оборудовании и разучивание русской пляски «Трепак», в тройке детей (две девочки и 1 мальчик); песни «Доброта» Е. Гомоновой; разучивание танцев «Марш солдатиков» и «Вальс с листочками»; игры С.Я. Маршака «Вышли мыши». Познакомила детей с новыми словами; было организовано совместное с воспитателями и детьми изготовление разноцветных осенних листьев для танца; оформление фотостенда: «Сцены из мультфильма».
М.р.: Здравствуйте, ребята, здравствуйте гости! Друзья, я рада видеть вас. У меня сегодня очень хорошее настроение, и я хочу поделиться с вами, приготовьте ладошки (повернувшись к детям, подносит ладони ко рту, дует в сторону детей), теперь у вас у всех чудесное настроение. А сейчас мы вместе и нашим гостям передадим хорошее настроение. Гости приготовьте ладошки.
Дети и М.р. дуют в сторону гостей.
М.р.: Знаете, что случилось? Сегодня я вошла в наш зал и нашла здесь музыкальную шкатулку! (Показывает её детям) сейчас я её приоткрою и мы прислушаем, что же будет?
Игра «ШКАТУЛКА». Звучит «Увертюра».
Восп-ль:Открывает-музыка звучит, закрывает-музыка замолкает. - 2 р.
М.р: Какая красивая сказочная мелодия! Я её узнала, эту музыку сочинил знакомый нам русский композитор П.И.Чайковский. Она зовёт нас в сказку! А вы хотели бы отправиться в сказку? Только мне показалось- эта музыка тревожная, а вы это заметили?!
Дети: …
М. р.: (встревоженно) Сказочным героям нужна наша помощь! (вкрадчиво.) Но, вас ждут испытания, вы справитесь?!
Дети: …
М.р: Конечно, справитесь, вы у нас лучшие! Вначале, нужно отгадать загадку, отгадка прячется в знакомой вам сказке! Вы готовы, тогда слушайте …
ЗАГАДКА: Он, деревянная игрушка – смелый воин!
Но, всё ж, пришлось ему без спешки,
Как Белочка щелкАть, для ребятни орешки,
Орешки всем детишкам раздаёт, себе орешки не берёт … (Щелкунчик).
Дети: Щелкунчик
Слайд № 2. Иллюстрация - Щелкунчик.
М.р.: Вы правильно отгадали, это Щелкунчик! Вот он какой смелый и мужественный герой! (показывает Щелкунчика, игрушку – самоделку).
А мы сейчас превратимся в сказочных героев и пойдём прямо в сказку. Повернулись, покружились и сказочных героев превратились. Вы слышите, музыка нас зовёт в путь!
Звучит «Увертюра – дети».
Дети ритмичным шагом идут по кругу…
М.р.: Нужно поспешить, побежали!? (лёгкий бег на носочках «змейкой», переходят на ритмичный шаг, по окончании музыки останавливаются).
Звучит произведение «Фея Драже».
Включается электро - гирлянда и бегущий огнями шар.
М.р.: Посмотрите, куда же мы попали? А! Это далёкая Германия, страна, где жил Щелкунчик и герои его сказки. Снежные хлопья летят за окном! На небе уже появились звёзды… В доме доктора Штальбаума, все готовились к праздничному балу, и взрослые, и дети. Все празднично украшали зал и высокую пушистую ёлку. На кухне кухарка пекла огромный торт, в виде сказочного замка! Так начиналась сказка. Что же было потом? Ответы детей …
Слайд № 3. Иллюстрация - Гости.
Дети: Был большой праздничный бал! Приехали гости, все веселились, танцевали и играли! (Предложить детям присесть на стулья.)
М.р.: Весело и громко звучала музыка, вот послушайте, наверное, вы её узнаете и назовёте.
Звучит «МАРШ СОЛДАТИКОВ».
Дети: называют знакомое произведение
М.р.: Всё верно, это «Марш солдатиков», под эту музыку танцевали сказочные оловянные солдатики. Кто назовёт имя композитора, написавшего это музыкальное произведение. Ответы детей: П.И.Чайковский
СЛАЙД № 4. Портрет - Чайковского.
М.р.: Что вы можете сказать о ней, какой характере у этого произведения. Ответы детей …
М.р.: Вы помните, для Рождественского праздника для всех детей приготовили интересные подарки!
Дети:(игрушки.)
М.р.: Да! Игрушки привезли из далёких стран, вы сможете назвать из каких стран?
Дети: (называют страны…)
М.р.: В тот самый момент, когда зазвучала волшебная музыка, вдруг… куклы ожили, и затанцевали! А вы отгадайте ещё одно произведение-танец …
Звучит «ИСПАНСКИЙ ТАНЕЦ» или «ШОКОЛАД».
Дети:(дают полные ответы). Это произведение называется «Шоколад» или «Испанский танец».
М.р.: Вы все молодцы! Какое вкусное название! А какие куклы танцевали под эту музыку?
Дети: (полные ответы). Испанские куклы. Под эту музыку танцевали куклы, привезённые из Испании.
М.р.: Всё верно, куклы- привезённые из жаркой Испании. Что вы можете сказать о характере этого музыки?
Дети: По характеру эта музыка очень ритмичная, бодрая, торжественная, чёткая, под неё можно весело танцевать.
М.р. Если бы я вам предложила поиграть на музыкальных инструментах, какие выбрали бы вы для танца «Шоколад»?
Дети:(называют музыкальные инструменты и кастаньеты).
М.р.: Хотите стать музыкантами и поиграть на музыкальных инструментах «Испанский танец»? Подходите и разбирайте инструменты. Дети, подходят к столику и разбирают детские шумовые инструменты.
МУЗИЦИРОВАНИЕ. Звучит «Шоколад».
(На детских шумовых инструментах и кастаньетах по партитурам.)
М.р. А метель в сказочной стране разбушевалась и метёт, и метёт.
Звуки природы: «ШУМ ВЬЮГИ».
М.р. Теперь мы вместе, голосом успокоим снежную метель, (вкрадчиво…) я вас научу, на звук «А-а», поём как я… (поёт на звук «А-а» - терцию вверх или вниз, с различной динамикой.)
Упражнение «ПОКАЧАЕМСЯ». (Акапелла).
М.р. Прислушайтесь пожалуйста… Слышите, кажется, метель стихла! А у нас уже звучит другая музыка, вот бы вы тоже её узнали!!!
Звучит русская плясовая «ТРЕПАК».
Дети.: (Дают полные ответы). Это русская плясовая «Трепак»!
М.р. И русскую плясовую вы узнали и правильно назвали, молодцы! Ну, а какой характер у этой музыки?
Дети.: Музыка очень весёлая, радостная, задорная, праздничная. Звучит в быстром темпе.
М.р. Всё верно вы сказали. Произведение «Трепак», звучит в очень быстром темпе, ещё можно сказать – это стремительная музыка! Кто же из вас назовёт, из какой страны привезены были куклы, которые плясали «Трепак»?
Дети.: (дают полные ответы, что из России.) Только куклам из России под силу плясать в таком быстром темпе!
М.р.: «Ц-ц»! Тише… вы слышите, кажется, кто-то крадётся? Кто же там скребётся под полом? (Как бы прислушивается, к звукам, доносящимся из-под пола.) Как вы думаете, кто это там?
Дети.: (Мыши…)
М.р.: А мы с вами не боимся мышей!? Мы вместе поиграем в игру «Вышли мыши…». (Предлагает детям выйти на ковёр и встать в круг).
Подвижная игра «ВЫШЛИ МЫШИ».
Вышли мышки как-то раз, посмотреть который час!
Раз, два, три, четыре, мышки дёрнули за гири!
Вдруг раздался страшный звон: «Бом-бом-бом»!
Убежали мышки вон! (Игра 2 раза, с различной динамикой. Сели.)
М.р.:(Загадочно). А в сказке мыши сидели под полом сказочного дворца, их было целое войско. Гости веселились и танцевали. Мышам тоже хотелось веселиться, угощаться марципановыми пряниками, но их никто не звал и не приглашал, мыши ждали главный приказ – наступать! У каждого войска всегда есть главнокомандующий. Скажите, кто командовал мышиным войском?
Дети.: Мышиный Король!
М.р.: Расскажите, каким вы его представляете.
Дети.:
М.р.: (Вкрадчиво…) Сейчас садитесь поудобней, спинка прямая… послушаем, как звучит музыка Мышиного Короля.
Звучит произведение «Китайский танец» или «Чай».
СЛАЙД № 5. Мышиный Король.
М.р.: Что вы можете сказать о характере этой музыки, какая она?
М.Р. (Показывает иллюстрацию- «Злой Мышиный Король».) Мы послушаем эту музыку ещё раз, а вы можете изобразить Мышиного Короля, какой он этот толстый-претолстый злодей, как он может передвигаться. (Предлагает детям выйти на ковёр.)
МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО.
Под музыку дети изображают Мышиного Короля.
М.р.: Поощряет творчество детей… (Сели.)
СЛАЙД № 6. МАРИ И ЩЕЛКУНЧИК.
М.р.: Не смотря ни на что, добро побеждает зло! Сейчас прозвучит торжественное вступление знакомого вам музыкального произведения П.И.Чайковского.
Звучит «ФИНАЛЬНЫЙ ВАЛЬС».
Дети.: (Называют… это прозвучал «Вальс».)
М.р.: Этот вальс Чайковский сочинил для танца Мари и Щелкунчика, они его танцевали, когда вместе победили злого Мышиного Короля! Вы можете сказать какая она - музыка Вальса?
Дети.: Музыка Вальса очень красивая, плавная, нежная, волшебная, праздничная, грациозная.
М.р.: Вы правильно почувствовали и сказали про эту музыку, она- завораживающая! Движения вальса плавные и лёгкие. И мы сейчас исполним под эту сказочную музыку наш вальс с осенними листьями. Я предлагаю взять свои разноцветные листочки, ну-ка, поищите их. (Листочки под стульями.)
Танец «ВАЛЬС» (С разноцветными листочками.)
Слайд № 7. Иллюстрация сказочных кукол.
М.р.: Молодцы, ребята! Вы танцевали так же красиво, как все куклы и герои сказки на сказочном балу. Но я вспомнила про Мышиного Короля. Как вы думаете, почему он такой коварный злодей?
Дети.:
М.р.: У всех бывает такое … Если вы чем-то расстроены, или обижены, что вам хочется в тот момент? Хочется, что бы пожалели, что бы с вами подружились или получить подарок! Но у нас с вами ничего такого нет. Что сделать чтобы он подобрел? Что мы можем ему подарить? Придумала! Мы подарим нашу песенку, которая называется «Доброта»! Возьмите колокольчики и споём эту песенку для него.
Песня «ДОБРОТА» (с колокольчиками).
Сл. И.Бурсовой, муз. Е.Гомновой.
М.р. (Показывает иллюстрацию улыбающегося Мышиного Короля) Посмотрите, ребята, он улыбается, значит, он стал добрей!
Вот и подошло к концу наше путешествие в сказку. Скажите, какое музыкальное произведение из этой сказки вам понравилось больше всего.
Дети.: …
М.р.: Пришла пора вам превращаться в самых лучших девочек и мальчиков. Повернулись, покружились в мальчиков и девочек обратно превратились! Заглядывает в музыкальную шкатулку, достаёт флешкарту …
Посмотрите, Щелкунчик подарил нам мультфильм, посмотрим его в группе. Пора возвращаться в детский сад.