kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Модель успешной адаптации к дошкольному образовательному учреждению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. 

Поэтому предлагаю Вам статью по теме "Модель успешной адаптации к дошкольному образовательному учреждению".Привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша,которые и  раскрыты в моей статье.

Таким образом, если придерживаться этой  модели адаптации к дошкольному учреждению, то  пребывание ребёнка в ДОУ будет  максимально успешным для воспитанников. Реализация  проекта, описанного в данной статье поможет избежать такой формы адаптации как тяжелая. Эту модель адаптации можно использовать во всех ДОУ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Модель успешной адаптации к дошкольному образовательному учреждению »

Статья. Модель хорошейуспешной адаптации к дошкольному образовательному учреждению.

Автор: Хайруллина Лейсан Азатовна, старший воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Шалинский детский сад «Тургай»,Республика Татарстан с.Шали Пестречинского муниципального района.

Важным событием последнего года стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Детский сад для ребенка - это прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать


Дошкольное образовательное учреждение, являясь первой

ступенью образования, выполняет множество функций. Среди задач главной является всесторонне развитие личности ребёнка. Пребывание ребёнка в дошкольном учреждении должно быть максимально комфортным, тогда можно будет говорить о его и психическом, и физическом состоянии и развитии .

Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.

Чтобы определить перечень задач, которые решает воспитатель в процессе организации успешной адаптации детей к условиям детского сада, мы должны понимать определение понятия «адаптация».

Адаптация – способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.

Таким образом, под адаптацией понимают процесс приспособления. Период приспособления имеет важное значение для развития детей, и особенно тех, которые готовятся идти в дошкольное учреждение. Необходимым условием для успешной адаптации является

согласованность действий родителей и воспитателей, сближение

подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и дошкольном учреждении. Единые требования родителей и педагогов, соблюдение распорядка дня, тщательный гигиенический уход, правильная организация самостоятельной деятельности и игр-занятий создают здоровую обстановку для формирования эмоционально уравновешенного поведения детей

и успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Адаптационный период– серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита. В возрасте 1-3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных возможностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое количество незнакомых людей. Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Семья ребенка также требует какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам.

Актуальность проблемы адаптации обусловлена:

-повышением возрастного порога начала посещения ребенком дошкольного учреждения (до 3 лет);
-организацией образовательного процесса в дошкольных учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий;
-своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребенка к матери;
- индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психологическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психогенетическими.

И одним из методов решений проблемы успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению выступает проект. Новизна проекта заключается в адаптации родителей к дошкольному образовательному учреждению и работа с детьми перед поступлением в ДОУ. Это достигается за счёт комплекса психолого-педагогических методов взаимодействия с детьми и их родителями, а также целенаправленной просветительской и практической работы с семьей, создания определённых условий в адаптационной группе.

При организации образовательной деятельности с детьми воспитатели , педагог-психолог осуществляют дифференцированный и индивидуальный подход к ребёнку, наблюдают за эмоциональным состоянием детей, не допуская переутомляемости. В работе с родителями проявляют участие, понимание к проблемам воспитания и обучения детей, осуществляют и помогают развить положительное взаимодействие между участниками группы. Родители принимают активное участие в проекте адаптации: обеспечивают систематическое посещение, принимают участие в игровой и практической деятельности, поддерживают и устанавливают положительное взаимодействие между всеми участниками группы.

Основной целью проекта является создание благоприятных условий для приспособления ребенка к новым условиям в группе, через внедрение новых организационных методов и приёмов, для более успешной адаптации к дошкольному учреждению. А так же сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников в период адаптации к дошкольному учреждению.

Задачами проекта является создание благоприятных условий адаптации к социальному миру детей раннего возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников, оказание педагогической и психологической помощи родителям, воспитывающих детей в домашних условиях, реализация модели социального партнёрства дошкольного учреждения с родителями.
Основная идея проекта – создать благоприятные психологические условия адаптации детей к детскому саду.

Механизмы реализации проекта:

-Разработка содержания и форм работы адаптационной группы

- Диагностика результативности работы группы проекта с детьми раннего возраста

- в период адаптации, мониторинг качества образовательных и консультационных услуг.

- Обобщение результатов реализации проекта.

- Участникам программы рекомендуется: Осуществлять наблюдение за психоэмоциональным состоянием детей не допускать переутомления и перевозбуждения;

- Создавать ситуации успеха, позитивно подкрепляя их.

Поддерживать и подкреплять развивающееся положительное взаимодействие.

Ожидаемый результат

- Благоприятный адаптационный период детей.

- Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.

- Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

- Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.

-Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

В осуществлении проекта задействованы педагоги ,социальные педагоги, психологи, медицинский персонал, родители.

Вся работа будет проводится в три этапа по следующим направлениям:

  1. На первом этапе для исследования результативности адаптации будет использоваться Первичная диагностика.

Будут применятся следующие формы работы:

- анкетирование родителей (сбор информации о семье);

- характеристика родителями особенностей поведения и состояния своих детей в семье;

- Экскурсия родителей по ДОУ

- ведение воспитателями адаптационной карты наблюдения за ребенком.

В дальнейшем данные анкетирования позволят построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь - не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период. (Проведение консультаций на темы: ««Ребёнок идёт в детский сад» ,«Период раннего детства» ,«Адаптационный период»».)

  1. Второй этап будет включать в себя психопрофилактическую работу воспитателей с детьми и родителями, направленную на их успешную адаптацию к условиям образовательного учреждения:

- проведение тренингов на темы: ««Какая я мама», «Скажи, как ты меня любишь» «Детский мир глазами взрослого»»

-Анкетирование родителей.

-Встреча - знакомство детей с воспитателями групп раннего и младшего дошкольного возраста на прогулочной площадке.

-Адаптация в ДОУ ( без родителей).

3. На третьем этапе будет проходить контрольная диагностика (повторная) - по окончании периода адаптации и повторное анкетирование родителей.

По окончании второго этапа работы будет проводиться заключительная диагностика степени адаптации детей раннего возраста, а также сравнительный анализ показателей первичной и заключительной диагностик.

По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении будет проводиться совещание «Результаты адаптационного периода» с расширенным составом. В него войдут: заведующая, старший воспитатель, медсестра, воспитатели групп.

На совещании будут обсуждаться результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализироваться итоги, корректироваться планы по организации адаптации.

Таким образом, если придерживаться модели адаптации к дошкольному учреждению, то пребывание ребёнка в ДОУ будет максимально комфортным для воспитанников. Реализация этого проекта поможет избежать такой формы адаптации как тяжелая.



























Список литературы:

  1. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: Практическое пособие – 2-е изд.-М., Айрис- пресс, 2006.-112с.

  2. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. Балашов-Николаев ,2005-76с.

Электронные ресурсы:

  1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам https://uchitel-izd.adobeconnect.com

2. Портал дошкольных работников http: // www.planirovaniefqos.docx





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Модель успешной адаптации к дошкольному образовательному учреждению

Автор: Хайруллина Лейсан Азатовна

Дата: 27.01.2015

Номер свидетельства: 162665

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в соответствии с ФГОС "
    ["seo_title"] => string(114) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-uchastnikov-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "229792"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441885262"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Формирование  предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного"
    ["seo_title"] => string(88) "formirovaniie-priedposylok-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "314923"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459789136"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Формирование  предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Опыт работы."
    ["seo_title"] => string(109) "formirovaniie-priedposylok-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-opyt-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "314924"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459789321"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Программа по адаптации детей к школе «Интегрированный курс подготовки к школе» "
    ["seo_title"] => string(87) "proghramma-po-adaptatsii-dietiei-k-shkolie-intieghrirovannyi-kurs-podghotovki-k-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "167128"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423053299"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Организация коррекционно – развивающей работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(90) "orghanizatsiia-korriektsionno-razvivaiushchiei-raboty-v-dou-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "209261"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431077143"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства