Сегодня посещением музея никого не удивишь. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства и многие другие являются частью нашей культурной жизни. А что делать, если нет возможности пойти в музей? Именно поэтому педагоги нашего детского сада решили создать собственные музеи, пусть и маленькие. Тематика созданных мини – музеев очень разнообразна.Сегодня посещением музея никого не удивишь. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства и многие другие являются частью нашей культурной жизни. А что делать, если нет возможности пойти в музей? Именно поэтому педагоги нашего детского сада решили создать собственные музеи, пусть и маленькие. Тематика созданных мини – музеев очень разнообразна.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мини музей "Матрешка"»
Введение
Сегодня посещением музея никого не удивишь. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства и многие другие являются частью нашей культурной жизни. А что делать, если нет возможности пойти в музей? Именно поэтому педагоги нашего детского сада решили создать собственные музеи, пусть и маленькие. Тематика созданных мини – музеев очень разнообразна.
В группе раннего возраста воспитателями Заминева В.П. и Хажеева А.А. создан мини-музей «Русская матрешка». Экспонатами стали разнообразные игрушки, игрушки – матрешки, изделия из ткани, картинки с изображением матрешек, раскраски. Учитывая возраст детей, педагоги подобрали стихи, игры, песенки, потешки, сказки о матрешках. Большую помощь в создании мини - музея оказали родители детей.
Матрешка – как вид народного искусства обладает огромным потенциалом.
Матрешка – наиболее известный и любимый всеми российский сувенир - явление мирового масштаба.
Немного истории:
Матрешка (уменьшительное от имени «Матрена») - Русская народная кукла, но деревянная. Первая русская матрешка появилась в конце Х1Х века, тем не менее, она снискала небывалое признание, как один из всеобъемлющих образов России.
Матрешка – символ Русского народного искусства.
Первая русская матрешка была выточена Василием Звездочкиным, а расписана Сергеем Малютиным, была она восьмиместной с чередованием девочка, мальчик и т.д.
Самым благодатным материалом (деревом) являлась липа. Спиливали липу весной, когда древесина в соку. В течение не менее 2х лет выдерживали на открытом воздухе. Затем бревна распиливали на заготовки для будущей матрешки.
В 1900 году русская матрешка экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировое признание.
Благодаря огромной популярности матрешки, в России стали возникать новые центры по изготовлению и росписи. Теперь не только г. Сергиев Посад славится изготовлением игрушек, но и город Семенов в Нижегородском крае.
Знаменитая Семеновская матрешка, отличается от матрешек других центров, своей много местностью, в нее вкладывают 15 – 18 кукол. Именно в Семенове была выточена самая большая 72 местная матрешка, диаметр которой 0,5 метра высота 1 метр.
Московская матрешка отличается росписью, 5 местная. Сергиево-Посадская отражает семью, персонажи сказок, исторических личностей. Роспись чаще цветы. Голубая – неизвестная матрешка. День Рождения «Матрешки» в России 23 августа
Мини-музеи в группе нашего детского сада позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных мероприятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.
В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причем не только сам, но и его папа и мама, бабушка и дедушка, братья и сестры. Каждый созданный мини-музей – результат общения и совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада и показал свою огромную значимость в воспитании и развитии дошкольников. Педагоги проявили инициативу и творческую энергию в развитии качества дошкольного образования.
Музей «русскаяматрёшка»
Проект реализуется с детьми 2-3 года.
Вид проекта: краткосрочный, групповой, игровой.
Участники проекта: воспитатели, дети группы раннего возраста, родители.
Сроки реализации: 1 декабря по март.
Описание предметно – развивающего пространства: местоположение - группа раннего возраста «Дюймовочка».
Атрибуты: игрушки – матрешки, иллюстрации, изделия из ткани, картинки с изображением матрешек, раскраски.
Актуальность
Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.
Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.
Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
Проблема
Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения.
Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия !!! К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.
Цель: Выяснить значимость матрешки, как народной игрушки. Продолжать учить соотнесению предметов по величине, развивать зрительное восприятие. Формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с целостными рисунком и игрушкой. Совершенствовать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук.
Задачи:
Образовательные: сформировать у ребенка представление о русской народной игрушке матрешке; создать условия для участия родителей в образовательном процессе; формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его истории.
Развивающие: познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного края; развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами.
Воспитательные: формировать дружеские взаимоотношения между детьми; закреплять умение правильно, безопасно пользоваться атрибутами игры.
Предварительная работа: чтение художественной литературы: Л. Некрасова «Веселые матрешки», С. Маршак «О матрешках», стихов, потешек; беседа «В гости к нам пришла матрешка»; «Русская игрушка матрешка», рассматривание картин и иллюстрации о матрешках.
Работа с детьми:
* Познавательно – исследовательская деятельность (ООД, экскурсии, наблюдение, рассматривание).
* Коммуникативная деятельность (беседы, чтение художественной литературы, загадки, стихи).
* Игровая деятельность (игры, игровые упражнения, игровые ситуации)
* Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
Работа с родителями:
создание фольклорного мини-музея «Русская матрешка»
консультация «Как играть с матрёшкой»
консультация «Появление матрешки на Руси»
консультация «В какие игры можно играть с матрешками»
беседы
подбор литературы, иллюстраций
оформление рукописной книги «Любимые игрушки малышей».
Ожидаемый результат:
познакомить с особенностями русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узор);
разучить простейшие элементы росписи;
дать представление о цветовой гамме матрешек;
расширить и активизировать словарный запас слов.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный:
Составление перспективного плана
Изучение методических пособий и литературы по данной теме
Создание условий для организации мини – музея
Подбор художественной литературы, пословицы, стихи, загадки, игр.
2 этап – основной:
Организованная образовательная деятельность
Рассматривание картин, иллюстраций.
Чтение художественной литературы, пословицы, поговорки, отгадывание загадок.
Беседы.
Дидактические игры, подвижные игры.
Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация).
3 этап – основной:
Рассматривание картин, иллюстрации.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ МУЗЕЯ
Месяц
Содержание
Задачи
Участники
Сентябрь
Знакомство с матрешкой
Беседы
"Какие бывают матрешки? "
Рассматривание рисунка на матрешке. Игровая ситуация "Напоим матрешку чаем ".
Разучивание потешки: «Очень любим мы матрешку».
Проведение родительского собрания с использованием презентации.
Привлечение родителей к изготовлению экспонатов для мини – музея «Русская матрешка»
Познакомить детей с матрешкой.
Формировать представления детей о разнообразии матрешек.
Цель: учить составлять матрешек по росту, ориентируясь на величину и рисунок, подбирая их в следующем порядке: большая, поменьше, маленькая(наоборот). Развивать координацию руки и глаза.
«Собери матрешку»
Цель: учить собирать матрешку, выбирая их по величине; находить большую и малую матрешку, последовательно уменьшающихся в размерах.
«Помоги матрешке найти свою игрушку»
Цель: учить подбирать игрушки в соответствии величине матрешки, развивать зрительную память, воображение.
«Сказка про матрешку»
Цель: вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие. Побуждать соотносить слово и выразительные движение. Обогащать словарь детей, развивать речевое внимание, речевой слух, артикулярный аппарат детей.
«Найди домик для матрешки»
Цель: учить выполнять действия с предметами по двум свойствам – величине и росту, развивать мелкую моторику рук.
«Чей платочек»
Цель: учить самостоятельно подбирать предметы(«платочки») соответственно с узором на матрешке. Развивать речь детей, формировать интерес к изобразительной деятельности.