Конспект занятия в мини -музее «Матрёшка - символ России» для воспитанников средней группы
Конспект занятия в мини -музее «Матрёшка - символ России» для воспитанников средней группы
Заложить основы нравственно- патриотического воспитания у детей дошкольного возраста через представление о русской матрешке, как о символе русского народного искусства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в мини -музее «Матрёшка - символ России» для воспитанников средней группы»
Конспект занятия в мини -музее «Матрёшка - символ России»
Цель занятия: знакомство детей с народным творчеством через знакомство с игрушкой - матрёшкой через интеграцию процессов непосредственной образовательной деятельности
Задачи:
образовательные
познакомить детей с русской народной игрушкой - матрёшкой;
дать некоторые доступные для ребёнка исторические сведения о матрёшке;
расширить кругозор детей в области применения нетрадиционной техники рисования;
воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства;
создавать радостную творческую атмосферу в процессе интеграции разнообразных видов деятельности;
стараться вызывать у детей желание самостоятельно творить, воспитывать аккуратность в работе.
Материалы: разные виды матрёшек,
гипсовый силуэт матрешки,
кисти, краски, салфетки, баночки с водой;
домовёнок Кузя, сундучок;
русская народная музыка.
Ход НОД: 1. Организационный момент.
Дети заходят в зал, здороваются с гостями. Среди гостей педагог замечает домовенка Кузю.
Педагог: Здравствуй, Кузя, сегодня и ты пришёл к нам в гости. О чём ты хочешь узнать, чем нас порадуешь?
Кузя здоровается с детьми и предлагает им поговорить о добре.
Кузя: Кто объяснит, что такое добро?
Ответы детей.
В ходе беседы делается вывод: самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, - это добрые дела, доброта, забота о людях, любовь к ним.
Кузя: Да, дети, это самое бесценное добро. Посмотрите, какой красивый у меня сундучок. Его подарила мне моя матушка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, сыночек, сундук добра, мне его моя матушка, бабушка твоя, оставила. Береги его – он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю – береги!» Вот я и берегу! Всегда и везде его собой беру.
Как вы думаете, детки, что в нём?
Предположение детей.
Кузя: Хотитеузнать? Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её.
Загадка про матрёшку:
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская...
Дети: Матрёшка.
2. Основная часть.
Педагог достаёт и показывает Матрёшку.
Педагог: Ребята, это кукла не простая, она с секретом. А что за секрет, мы узнаем из стихотворения:
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой -
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую, -
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая.
В ней живет шестая.
А в шестой -
Седьмая,
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Что за секрет у матрёшки?
Ответы детей. (Куклы прячутся друг в дружке)
Педагог: Давайте поиграем с Матрёшкой.
Игра на развитие внимания, зрительной памяти «Какая кукла по счёту спряталась»
Педагог предлагает детям посмотреть на матрёшек, выстроенных в ряд, затем отвернуться (в это время воспитатель убирает игрушку), а повернувшись, определить, какая игрушка по счёту пропала.
Педагог: Ребята, посмотрите, какая нарядная и красивая эта деревянная русская кукла. Вы хотите узнать, откуда в нашей стране России появилась матрёшка? Как и из чего её делают и раскрашивают?
Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. (Слайд 1,2 презентации «Русская матрёшка»)
Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.
(Слайд 3 презентации «Русская матрёшка»)
Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёной.
(Слайд 4 презентации «Русская матрёшка»)
Как будет ласковое имя Матрёны?
Дети: Матрёшечка.
Первая матрешка оказалась круглолицей, пухленькой, озорной девушкой Матрёной в платке и сарафане, с петухом в руках.
(Слайд 5 презентации «Русская матрёшка»)
Внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, потом - снова девочка, мальчики и девочки чередовались и дальше, а самая маленькая изображала завёрнутого в пелёнки младенца. Всего восемь куколок.
Матрешка – это русская игрушка, она отражает образ русской женщины. Она одета в «русский костюм». Русские женщины в старину ходили с покрытыми головами: это были платки, кокошники.
Они носили длинные рубахи, поверх одевали длинные сарафаны, поэтому у матрёшки ног не видно. Рубаха и сарафан украшены различными узорами.
(Слайд 6 презентации «Русская матрёшка»)
Для изготовления матрешки используют сухую березу или липу. Деревья спиливают весной и очищают от коры. Из высушенных заготовок вытачивают фигурку. Начинают с самой маленькой. Затем фигурку обрабатывают шкуркой. После этого она попадает в художественный цех. Здесь её раскрашивают разноцветными красками и покрывают лаком.все матрёшки разные: одна веселая, другая – задумчивая, третья - озорная. Все зависит от художника. (Слайд 7 презентации «Русская матрёшка»)
Сегодня матрёшку знают во всём мире. Она стала традиционным русским сувениром.
Сувенир - красивый предмет, подарок, который олицетворяет собой образ нашей страны – России, в Москве открыт первый в России и в мире музей матрёшки.
(Слайд 8 - 13 презентации «Русская матрёшка»)
Каждая матрешка хороша по-своему. Но у них и много общего — все эти игрушки всегда символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия и добра.
Изобретательные мастера придумывали уже и новую форму матрёшки, новые сюжеты.
Русская матрёшка – добрая посланница дружбы и любви. Её называют душой России.
(Слайд 14, 15 презентации «Русская матрёшка»)
Кузя: Как интересно. А я вспомнил, частушку про матрешку. Вот послушайте: Шли матрешки по дорожке Было их немножечко, Две Матрены, три Матрешки, И одна Матрёшечка.
Педагог: Молодец, Кузя, замечательная частушка, а мы сейчас поиграем в
хороводную игру " Матрёшечка - матрешка"
Из детей по считалке выбирают пару из мальчика и девочки. Они садятся на корточки в центре круга, который образуют другие дети. Ребята идут хороводным шагом и поют песню "Матрёшки" на мотив русской народной песни "Колпачок": На слова «Пляску начинайте» пара в кругу выполняет любые знакомые танцевальные движения. Дети, стоящие в хороводе повторяют их. После слов «Выбирай, кого захочешь» - девочка приглашает мальчика, а мальчик девочку.
Ой, Матрешки, вы Матрешки
Красные сапожки
Аленький платочек
Сарафан в цветочек.
На ноги вставайте
Пляску начинайте
(говорком) Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.
Педагог: Дети у нашей матрёшки случилась беда, она пригласила к себе в гости матрешек, а их в пути застал дождь и ветер. И все красивые узоры смылись. Давайте поможем матрёшкам и разукрасим их наряд. Педагог:
И мы с вами, ребята, создадим свою матрёшку, непохожую на другие. Пройдите в нашу творческую мастерскую.
Дети усаживаются за столы, на которых лежат гипсовые силуэты матрёшек с нарисованными лицами и платками.
Педагог:Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Педагог: Приступаем к работе. Звучат русские народные мелодии в записи, дети красками, кистью и пальчиками разукрашивают матрешкам сарафаны. Кузя хвалит детей, за красивый наряд и помощь матрешкам, прощается с детьми и уходит.
Педагог: Вот и матрёшки наши готовы. Давайте на них посмотрим, какие замечательные матрешки у нас получились, они все разные и красивые.
Матрешки получились разные, все дети старались и работали как настоящие мастера.
Давайте поблагодарим наших матрешек за то, что мы много узнали так много интересного.