г. Ядрин, 2016
Ведущими целями «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой являются: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные женственные).
Знакомить с традициями детского сада. Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми. Формировать умение замечать изменения в оформлении группы и зала, участка детского сада (как красиво смотрятся яркие, нарядные игрушки, рисунки детей и т.п.). Привлекать к обсуждению и посильному участию в оформлении группы, к созданию ее символики и традиций.
месяц | № дата | Тема образовательной деятельности | Программное содержание | Учебно-методическое и информационное обеспечение программы |
Обязательная часть | Часть, формируемая участниками образовательного процесса |
Сентябрь
| 1 06.09.2016 | Сегодня дошколята, завтра школьники | Продолжать знакомит с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка. Рассказать о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в школе, о школьных принадлежностях и т.д. расширять представления о профессиях сотрудников детского сада (учитель, воспитатель, младший воспитатель, музыкальный руководитель, врач, повар, дворник и др.). | Формировать дружеские доброжелательные отношения между детьми, уважение к труду педагогов. | |
2 13.09.2016 | Я и моя семья | Закрепление знаний об имени, отчестве родителей, их работе; домашних обязанностях, помощи взрослым | Продуктивная деятельность: «Портреты моих родных», «Мы гуляем с папой и мамой» Заучивание А. Барто «Перед сном». | А. Барто «Перед сном». Фотографии родителей. |
3 20.09.2016 | Моя семья на фото | Учить правильно определять членов семьи на фотографиях, изображать характерные черты их внешности в рисунке, рассказывать о них. | Беседа о родственных связях. Чтение стихотворения о маме и бабушке. | Семейные фотографии. |
4 27.09.2016 | Одежда девочек и мальчиков | Систематизировать знания о предметах одежды и предметах трудовой деятельности. Формировать у детей культуру взаимоотношений полов. | Рассматривание предметов одежды. Рассматривание иллюстраций. Беседа «Что любят надевать девочки (мальчики)». Чтение А. Шибаев «Какая одежда?» | Иллюстрации одежда, А. Шибаев «Какая одежда?» |
5 04.10 2016 | Моя большая семья | Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. | Беседы: «Мои дедушка и бабушка», «Мои родственники» Чтение Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша» | Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша». Фотографии дедушки и бабушки. |
октябрь | 6 11.10.2016 | Мой любимый детский сад | Расширить знания детей о своем детском саде, привлечь внимание к его истории, уточнить представления о труде сотрудников детского сада. | Беседа «Детский сад – мой второй дом» Чтение О. Высоцкая « Детский сад» | О.Высоцкая «Детский сад» |
| 7 18.10.2016 | Мои родители меня назвали… | Формировать понятия « Я и моё имя», познакомить с происхождением имен, отечества, фамилии. | Беседа « Кому какие дают имена» Чтение Е. Чарушин « Почему Топу назвали Топой» | Е. Чарушин « Почему Топу назвали Топой» |
| 8 25.10.2016 | Забота о младших. | Формировать желание заботится о малышах, развивать чувства ответственности уважения к младшим товарищам | Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад»Чтение М. Бородицкая «Ждем брата». | М. Бородицкая «Ждем брата» |
9 01.11.2016 | Наш детский сад - большая семья. | Формировать представление о значении детского сада в жизни ребенка; формировать эмоционально-положительное отношение к детскому саду. | Рассматривание фотографий из архива детского сада .Рассказ воспитателя. Чтение С. Михалков «А что у вас?» | С. Михалков «А что у вас?» |
ноябрь | 10 08.11.2016 | Кем я буду и каким я буду | Расширять знания ребенка о себе, о своем имени отчестве, представление о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом. | Беседа «Какими хотят стать девочки и мальчики?» Чтение русская народная сказка «Василиса Прекрасная» | Русская народная сказка «Василиса Прекрасная». |
11 07.11.2016 | Моя родословная | Продолжать знакомить детей с правом ребенка на воспитание в семье; закрепить понятия «род», «родословная», «семья», «гениалогическое древо». | Рассматривание семейных фотографий. Домашнее задание: составление генеалогического древа (2-3 поколения) Чтение Я. Аким «Кто кому кто?» | Семейные фотографии. Я. Аким «Кто кому кто?» |
| 12 15.11.2016 | Какими мы были в младшей группе | Вспомнить вместе с какими они были в младшей группе | Чтение « Новая девочка» Н. Найденова Беседа « Что мы научились в детском саду» | «Новая девочка» Н. Найденова |
| 13 22.11.2016 | Поведение девочек и мальчиков | Раскрыть интеллектуальный потенциал детей, закрепление доброжелательного отношения к противоположному полу. | Беседы: «Какими должны быть мальчики», «Что украшает девочку». Чтение А. Барто «Вовка - добрая душа», «Любочка». | А. Барто «Вовка - добрая душа», «Любочка». |
| 14 29.11.2016 | Папа на работе | Закрепить знания о себе, своей семье. | Беседа: «Моя семья» Чтение Маргарита Иванычева«А мой папа». | Маргарита Иванычева«А мой папа». |
декабрь | 15 06.12.2016 | Я и мое имя | Познакомить с историей происхождения некоторых имен, отчеств и фамилий. | Дидактические игры: «Я знаю пять имен девочек -(мальчиков)» Чтение М. Яснов «Вот как я семью нарисовал» | М. Яснов «Вот как я семью нарисовал» |
| 16 13.12.2016 | Мои друзья | Закрепление знаний о себе, своей семье, родословной, детском саде. | Продуктивная деятельность: «Наш участок летом» Заучивание А. Барто « Игра в стадо» | А. Барто « Игра в стадо» |
17 20.12.2016 | Новый год у ворот | Формировать представления детей о новогодних традициях России и других стран | Подготовка к утреннику, целевые прогулки на празднично украшенную улицу Чтение Г.Х.Андерсен « Снеговик». | Г.Х.Андерсен « Снеговик». |
18 27.12.2016 | Новый год в России и других странах | Рассказ воспитателя о встрече Нового года. Разучивание стихотворений и инсценировок к празднику. | Сюжетно-ролевая игра «Семья - встреча Нового года в разных странах». Продуктивная деятельность: «Новогодние пожелания», «Дед Мороз и Снегурочка», игрушки-самоделки на елку. | Сюжетно-ролевая игра «Семья. |
Январь
февраль
| 19 10.01.2017 | Как мы говорим друг с другом и со взрослыми | Продолжать обучение культуре речевого общения в детском саду и дома, развивать речевой этикет. | Дидактические упражнения: «Как обратиться с просьбой к родственникам, товарищу, незнакомому человеку» Чтение А. Усачёв « Что такое этикет» | А. Усачёв « Что такое этикет». |
20 17.01.2017 | Путешествие в прошлое предметов | Расширять представления детей о семье, учить рассказывать о маме как о самом дорогом человеке. Побуждать нежные чувства, желание совершать добрые поступки, радуя тем самым мамочку. | Формировать представление о труде мам дома и на работе, воспитывать бережное отношение к результатам их труда, развивать стремление оказать посильную помощь. | Дидактические игры: «Да-нет», «Будь внимателен», «Скажи ласково», «Найди свою маму» |
21 24.01.2017 | "К нам в группу пришла новая девочка (мальчик)" "Как вы поступаете?" | Формирование у детей умения устанавливать хорошие доброжелательные отношения друг с другом. | Закрепление представлений ребенка себе как о члене коллектива. | |
22 31.01.2017 | "Учимся прощать своих друзей" | Формирование умений не обижаться друг на друга; умение прощать. | | |
23 07.02.2017 | Наши любимые игрушки | Учить рассматриванию хох-ломских изделий (отметить характерные детали, их краски). | Познакомить с деревянными игрушками | Деревянные игрушки, плакаты хох-ломских изделий |
24 14.02.2017 | Я житель Ядрина. | Закрепить знания детей о родном городе, его истории. | Рассматривание иллюстраций, фотографий. Рассказ воспитателя. Продуктивная деятельность «Чем мы гордимся в нашем городе» | Иллюстрации, фотографии. |
25 21.02.2017 | Папы, дедушки - солдаты | Дать доступные детскому пониманию представления о государственных праздниках. | Рассказать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину | Плакаты Российской армии. |
Март
апрель
| 26 28.02.2017 | Дом, в котором ты живешь | Познакомить с названиями улиц, на которых живут дети. | Объяснить, почему важно знать свой домашний адрес, адрес детского сада. | |
27 07.03.2017 | Моя мама лучше всех | Учить: - читать стихи о мамах; - украшать группу к празднику; -проявлению заботы и внимания к маме | Расширять представление детей о семье. | |
28 14.03.2017 | Мой детский сад. Мои друзья и товарищи. | Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях детского сада. Закреплять у детей навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить на место. Знакомить с традициями детского сада. Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими. | Формировать умение замечать изменения в оформлении группы и зала, участка детского сада (как красиво смотрятся яркие, нарядные игрушки, рисунки, поделки). Привлекать к обсуждению и посильному участию в оформлении группы, к созданию ее символики и традиций. | |
29 21.03.2017 | Помощники | Побудить к рассказам об обязанностях, которые дети выполняют дома, об обязанностях членов семьи | | |
30 28.03.2017 | Детский сад | Закрепление умения ориентироваться в помещениях детского сада, знания адреса детского сада | Экскурсия по детскому саду. Беседа: «Наш детский сад» Чтение С. Махотин «Старшая группа». | С. Махотин «Старшая группа». |
31 04.04.2017 | Путешествие в страну мальчиков и девочек. | Формирование собственной гендерной принадлежности и первичных гендерных представлений о характерных качествах мальчиков и девочек. | Беседы: «Какими должны быть мальчики», «Что украшает девочку». Чтение В. Драгунский «Денискины рассказы». | В.Драгунский «Денискины рассказы» |
32 11.04.2017 | Я, ты, он, она, вместе дружная семья. Единство и дружба народов планеты Земля. | Знакомить детей с народами разных стран. Формировать доброжелательное отношение к представителям разных народов. Дать элементарные знания о труде и быте некоторых народов, их национальных традициях, праздниках, творчестве. | Воспитывать уважительное отношение к национальному достоинству других людей, к национальным культурам, традициям, обычаям. Формировать понимание, что у всех людей на планете есть что-то общее. | Иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах, природы , жилищ. |
33 18.04.2017 | Детский сад | Закрепление умения ориентироваться в помещениях детского сада, знания адреса детского сада. | | Г. Ладонщиков «Про себя и про ребят», С. Махотин «Старшая группа». |
34 25.04.2017 | Москва – столица России | Актуализировать и дополнить знания о столице нашей Родины Москве. | Вызвать желание больше узнать об этом городе, его истории. | Презентация Москва. |
май | 35 02.05.2017 | Майский праздник - День Победы | Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины . | Встреча с ветеранами войны. Рассматривание иллюстраций. Чтение А. Твардовский «Рассказ танкиста». | А. Твардовский «Рассказ танкиста». Презентация День Победы |
| 36 16.05.2017 | Дружат дети всей Земли | Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба», «честность», «справедливость» | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по России» Чтение Мицкевич Адам «Друзьям». | Мицкевич Адам «Друзьям». |
37 23.05.2017 | Я и мое имя | Закрепить историю происхождения некоторых имен, отчеств и фамилий. | Рассказ воспитателя. Чтение: М. Яснов «Вот как я семью нарисовал». Дидактические игры: «Я знаю пять имен девочек -(мальчиков)», «Назови имя по-другому» (ласкательные имена), «Если папу зовут..., то отчество сына - ...». Продуктивная деятельность: «Мы похожи - я и папа», «Я на маму так похожа...» | М. Яснов «Вот как я семью нарисовал». |
38 30.05.2017 | Красивые места нашего города | Закреплять у детей представления о знакомых местах родного города, научить узнавать их по фотографиям. Развивать интерес к родному городу. | Целевая прогулка по городу. | |