kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психолого-педагогический проект «Отцы и дети»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация. В методической разработке «Отцы и дети» представлен как теоретический, так и практический материал для возможного применения в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся и их семей в школе, с целью привлечения родительского сообщества, а в частности отцов, к образовательно-воспитательному процессу ребенка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогический проект «Отцы и дети»»

Муниципальное бюджетное образовательнаое учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением иностранных языков»

города Новочебоксарск Чувашской Республики











Психолого-педагогический проект

«Отцы и дети»











Автор:

Михайлова Анастасия Сергеевна,

педагог-психолог.









Новочебоксарск 2015

Аннотация.

В методической разработке «Отцы и дети» представлен как теоретический, так и практический материал для возможного применения в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся и их семей в школе, с целью привлечения родительского сообщества, а в частности отцов, к образовательно-воспитательному процессу ребенка.

Введение

Большинство школ России это 90% педагогического состава женщины, которые являются прямым наставником ребёнка, тьютором в его образовательном процессе на протяжении всего периода обучения. Законодательство не снимает ответственности об образовании детей, и не разделяет участие обоих родителей. Но практика показывает, что большее внимание и участие принимают мамы, «вход» отцов в образовательный процесс ребёнка повышается на этапе старшего звена.

Так при опросе школьников получили следующие данные (в опросе приняло участие 189 человек из полных семей: девочек – 90 чел., мальчиков – 99 чел.).

Кто помогает тебе при выполнении домашнего задания?

Кто больше проводит с тобой времени?

Кто чаще всего принимает участие в организации твоего досуга в выходные дни?

Результаты опроса показывают, что даже в полных семьях отцы не всегда принимают участие в воспитании ребёнка. А если ребенок растёт не в полной семье, имеется ли участие отца в развитии ребёнка?




Социальный паспорт школы.

Детям из не полных семей был задан вопрос, который затронул участие обоих родителей(149чел.)

Кто чаще всего принимает участие в организации твоего досуга в выходные дни


Удивительно, но опрос показал, что досугом могут заниматься оба родителя, может это связано с тем, что каждый родитель хочет показать своему ребёнку свою любовь. Но как родители организуют этот отдых?


Как вы проводите время с родителями в выходные дни?

Результаты тестирования показывают, что 59% детей из неполных семей активного досуга с родителями не имеют, но и 29% детей из полных семей так же ограничены вниманием со стороны родителей.

Хочется при этом отметить, что на фоне относительной изученности материнства отцовство остается «белым пятном». Зачастую в литературе отцу отводится второстепенная роль, идущая после матери. В частности,
А.С. Спиваковская (2000) отмечала, что «формирование воспитательной пози­ции отца несколько отстает от материнской позиции, так как наибольшую привязанность к ребенку отцы начинают чувствовать, когда дети уже подросли». В то же время К. Флэйк-Хобсон (1992) полагает, что участие отца в процессах рождения и воспитания ребенка оказывает существенное воздействие и на супругов, и на малыша. Взгляд Й. Лангмейер и 3. Матейчик (1984) более оптимистичен: роль отца представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности и авторитета.

Вывод: для организации и полноценного функционирования воспитательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, а это возможно достичь, применяя новейшие технологии, в частности проектную методику.

Целью: проектной методики, в данном случае, является создание оптимальных условий функционирования и совершенствования сотрудничества в организации работы с родителями, объединение усилий педагогического коллектива и родителей в развитии ребенка как личности.

Учитывая всё выше изложенное, можно отметить, что данная разработка актуальна, ведь школьный образовательно-воспитательный процесс требует активного включения и участия сильного пола – отцов.

Новизна методической разработки заключается в том, что она представлена в виде проекта, в котором изложены теоретический материал и практические советы при организации и проведении воспитательно-образовательного процесса с детьми.

Основная часть

Реализация проекта планируется на базе МБОУ «СОШ № 5 с углубленным изучением иностранных языков» г. Новочебоксарска Чувашской Республики. Количество обучающихся – 690 человек.

Проектное решение.

Шаг 1. Диагностика образовательно-воспитательного пространства школы. На этом этапе мы выявляем круг потенциальных участников и определяем их место в проекте.

Шаг 2. Формирование направлений и системы основных мероприятий

Формы работы

Коллективные:

Индивидуальные:

  • соревнование, конкурсы;

  • фестивали;

  • город мастеров;

  • социальное проектирование;

  • тренинг;

  • деловая игра;

  • ролевая игра; т

  • творческая мастерская;

  • профессиональные встречи;

  • экскурсии

  • проектная деятельность;

  • тестирование;

  • выстраивание индивидуального образовательного маршрута;

  • консультирование;

  • подготовка работ для участия в научно-практической конференции


Формирование направлений и системы основных мероприятий в рамках совместной деятельности с «Попечительский совет», «Родительская конференция», «Совет отцов»

Направление

Вид деятельности

Привлекательность партнера

Имеющиеся формы взаимодействия

Возможные новые формы взаимодействия

Спортивно-оздоровительное

 

- секции;

- акции по пропаганде здорового образа жизни;

- спортивные соревнования.


- 2 спортивных зала с полным спортивным оборудованием;

- лыжная база;

- оборудованная игровая площадка на территории школы.

- секции «Волейбол», «Футбол»;

-«Дни здоровья»;- акции по пропаганде здорового образа жизни; кружок «Шахматы»; «Армейский рукопашный бой»; - «Спортивное ориентирование»;

- «Верёвочный курс

Возможны выездные мероприятия на стадионы спортивных школ, на природу, посещение бассейна семьями на договорной льготной оплате в СДЮШОР №3


Духовно-нравственное, патриотическое

направление

- беседы;

- лекции;

- творческие встречи; тематические вечера; организация экскурсий, походов..

- музыкальный кабинет;

- лекционный зал;

- компьютерный кабинет;

- мультимедийная лаборатория;

- лингафонный кабинет;

- изостудия.

- проведение акций по уборке территорий дворов, школы;

- уроки мужества;- просмотр фильмов;

- организация выставок; строительство и развешивание кормушек, скворечников; организация балов.

Занятия в музеях города, тематические вечера за пределами школы.

Профориентационное направление


- встречи;

- экскурсии.

- швейная слесарно-токарная мастерские;

- музыкальный кабинет;

- лекционный зал;

- компьютерный кабинет;

- мультимедийная лаборатория;

- лингафонный кабинет;

- изостудия;

- 26 учебных кабинетов с АРМ;

-сенсорная комната;

- кабинет педагога-психолога.

- встречи с родителями разных профессий;

- экскурсии на предприятия, места работы родителей;

- ведение курса предпрофильной подготовки;

- совместная творческая работа детей и родителей.

Знакомство с миром профессий с последующим трудоустройством в каникулярное время.


Коллективное творческое дело

- кружки;

- театральные студии;

- выставки;

- совместное творчество;- концерты;- совместные проекты;

-игры, КВН;- организация и проведение конференций;- выпуск газет и т.д.

- музыкальный кабинет;

- лекционный зал;

- компьютерный кабинет;

- мультимедийная лаборатория;

- лингафонный кабинет;

- изостудия;

- 26 учебных кабинетов с АРМ;

-сенсорная комната;

- кабинет педагога-психолога.

- «Клуб выходного дня»;

- концертная программа «Две звезды»;

- балы, сценические постановки и мн. др.



Мастер классы для педагогов города, Республики; выходы в детские сады, больницы; работа с концертными залами


Формирование направлений и системы основных мероприятий в рамках совместной деятельности с социальными партнёрами.

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Потенциальный партнер

Привлекательность

партнера

Имеющиеся формы взаимодействия, положительный опыт

Возможные новые формы взаимодействия для социализации школьников

Музей краеведения и истории города

Территориальная близость, готовность сотрудничать

Фрагментарные посещения

«Музейная педагогика»

ООО «НКТВ»

Готовность сотрудничать

Репортажи с участием ОУ

«Детское телевидение»

Привлечение профессиональных журналистов к занятиям с обучающимися. Выпуск собственной газеты, выпуск альманаха «Советы отца», сборника «Всё, что умеет папа».

ОАО «Издательский дом «Грани»

Газета «Грани» - самое популярное издание города

Эпизодические статьи

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Музей краеведения и истории города, Экспериментальный мим-театр драмы «Дождь»

Территориальная близость

Фрагментарные посещения выставок, постановок

«Музейная педагогика», сетевое событие: спектакль или фестиваль искусств.

  1. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

ДЮСШ-1, 3

Филиал находится в здании школы. Профессиональный тренерский состав.

Большая часть обучающихсяшколы посещает спортивные секции

Привлечение к проведению фитнес занятиям физкультурной направленности

«Федерация рукопашного боя» Чувашии

Занятия ведутся в спортивном зале школы

Часть обучающихся посещает секцию каратэ

Показательные выступления, чествование победителей соревнований в рамках проведения мероприятий

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Детская музыкальная школ; Детская школа искусствЦРТДиЮ; ДК «Химик»

Давно установленные творческие связи, ставятся совместные концерты.

Обучающиеся посещают студии и кружки

Привлечение мастеров-постановщиков для организации танцевальных вечеров.

Экспериментальный мим-театр драмы «Дождь»

Территориальная близость, интересные, творческие люди

Тесное сотрудничество.Открыта мим-студии

Расширение сотрудничества, мастер классы для родителей

Шаг 3. Переговоры с потенциальными партнерами по вовлечению в проект, определение функциональных возможностей участия в проекте, согласование проведения мероприятий в рамках реализации проекта.

Шаг 4. Формирование рабочей группы педагогов. Для успешной реализации проекта необходимы педагоги, владеющие практико-ориентированными методиками и технологиями, а также стремящимся овладевать новыми технологиями для более плодотворной работы с обучающимися и их родителями.

Шаг 5. Формирование системы мониторинга потребностью проведения данной работы в ходе реализации проекта, а также системы удовлетворённости или неудовлетворённости участниками проекта. Корректировка хода реализации проекта.

Этапы реализации проекта.

Этап

Мероприятия

  • Подготовительный этап


Создание рабочей группы

Разработка и утверждение локальных актов

Проведение анкетирования обучающихся

Выявление круга потенциальных участников проекта и определение их места в проекте

  • Этап реализации

Составление плана мероприятий на учебный год

Разработка общей карты взаимодействия с социальными партнерами- участниками проекта

Обучение и переподготовка кадров

Информационная поддержка проекта, работа со СМИ

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся

Реализация основного этапа проекта

  • Заключительный этап

Мониторинг, корректировка проекта

План основных мероприятий.

Мероприятия

Вид деятельности

Участники

1

Анализ психолого-педагогической ситуации взаимоотношений обучающихся с родителями.

Анкетирование

Обучающиеся школы

1-11 классов

2

Составление социального паспорта класса, школы

Родительскиеклассные собрание

Обучающиеся 1-11 классов школы, родители,классные руководители

3

«Социально-психологические особенности формирования личности ребенка в семье»

Родительская конференция

Педагоги, родители, попечительский совет школы

4

«Солнечный мир ребёнка»

- спектакль;

-круглый стол;

- психологический тренинг

Экспериментальный мим-театр драмы «Дождь», обучающиеся и родители1,2 классов

5

«Толерантность – дорога к миру»

Неделя толерантности


Обучающиеся 1-11 классов школы, родители,

классные руководители

6

«Верёвочный курс»

Психологическийтренинг

7

«Быть ОТЦОМ– сложная и серьезная задача»

Собрание


Отцы обучающихся 1-11 классов; член городского женсовета, главный редактор газеты «Грани»Селиванова Н.

8

«Птичкина столовая»

Конкурс

Отцы и обучающиеся 1-6 классов, классные руководители

9

«Белая метель»

- КТД;

- бал.

Обучающиеся 2-4 классов,

родители, руководители танцевального кружка Ляхова И.В., Никитина О.К.

10

«Новогодний калейдоскоп»

Выставка творческих работ

Обучающиеся 2-4 классов,

родители.

11

«Клуб выходного дня»

1. Лыжные забеги семейных команд и личное первенство пап.

2.«Футболиграют настоящие мужчины»

3. «Верёвочный курс»

4. «Зимняя крепость»

- КТД;

- соревнования;

- турнир;

- психологический тренинг;

- трудовой десант.


Команды и родители 1, 3,4-5 классов; отцы 6,7 –х классов; отцы и все дети 2-х классов; родители и дети 9,10,11 классов.

12

«Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и поло-ролевую идентичность подростков»

Психологический тренинг

Отцы 9,10,11-х классов

13

«Культура и мир детства»

Родительская конференция

Родители

14

«День моего папы»

Спортивно-интеллектуальное

многоборье

Отцы и дети 5,6,7,8 классов

15

«Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны»

КТД

обучающиеся и родители 1-11-х классов

16

«Звёзды зажигают только настоящие мужчины»

Концертная программа

Мальчики и папы 1-11 классов, мамы.

17

«Рисуем портрет нашей семьи»

Психологический тренинг

Партнёр проекта «Художественный музей»; обучающиеся и родители 1-11-х классов

18

«Книжкина неделя»

Выпуск сборника «Всё, что умеет папа»(войдут творческие работы отцов в течение года)

Газета «Грани», обучающиеся и родители 1-11-х классов,учителя

19

«Проблема отцов и детей в произведениях художественной литературе и не только»; «Вербальное и невербальное общение с ребёнком»

Психологический тренинг

20

«Советы отца»


Альманах(войдут произведения отцов детей различных жанров)

Газета «Грани», обучающиеся и родители 1-11-х классов,учителя

21

Фестиваль кино-видео творчества«История одного года»

Общественный кинопоказ и просмотр фильмов, снятых семейными студиями

Телевизионная студия «НКТВ»обучающиеся и родители 1-11-х классов

22

«Я, ты, он, она и моя школа»

Фестиваль творчества и талантов

Телевизионная студия «НКТВ», газета «Грани», обучающиеся и родители, классные руководители

23

«Портфолио семьи»

Ведение мониторинга участия родителей в мероприятиях, краткие отчёты


24

«Странички психолога»

Анализ ситуации и желаемый результат

Расширенное участие отцов в образовательно-воспитательном процессе школы, с учётом запросов внеурочной занятости детьми, позволит:

  • дать позитивную установку родителям, благодаря которой ребенок будет чувствовать, что его любят, принимают в семье, относятся к нему с уважением, порождают у него аналогичную самоустановку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности;

  • развить положительную самооценку ребёнка и родителя;

  • дальнейшему развитию личности ребенка опосредованно его отношениями со взрослыми;

  • сформироваться высшим психическим функциям, которые происходят только в рамках совместной деятельности ребенка и взрослого;

  • привлечь «включенных отцов» к активному участию в воспитании не только своего ребёнка, но и других детей, потому что такие отцы успешнее влияют на развитие ребенка, чем матери;

  • определить факторы отцовской роли в семье и образовательно-воспитательной сферы ребенка;

  • включить детей и их родителей в более широкий спектр социальных связей;

  • разработать и внедрить систему мероприятий в рамках направлений по включению родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности школы.

Заключение

Актуальность нашего проекта очевидна. Проблемы воспитания детей школьного возраста все чаще и чаще поднимаются и в педагогическом сообществе, и в СМИ, при этом отмечается значимость не только семейных отношение, но и фактор участия родителя в образовательно-досуговом пространстве. Анкетирование обучающихся показывает, что добрые семейные отношения всех членов семьи очень важно для них.

Разработка и внедрение проекта не противоречит мировым психологическим исследованиям в области психолого-социального развития ребёнка, а ещё раз подтверждает необходимость таких проектов в образовательных учреждениях, как способа вовлечения родителей в становлении личности своего, и не только, ребёнка.

Возможно, что наш проект поможет не забывать о существовании экономики детства – это то, что дети получают от общества и каков их собственный вклад; правовой статус детей-право любить и быть любимым, а также не забывать о диалектике защиты детей и автономии детства.

Мы в проекте постарались затронуть, спрогнозировать и совершить попытку решения одной из существенных проблем образовательно-воспитательного пространства школы

Литература

1. Агейко О.В. Представления о семье у детей из неполных семей // Материалы Второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи»: в 3 ч. Ч. 1 / под общ.ред. д-ра психол. наук В-К. Шабельникова и канд. психол. наук А.Г. Лидерса. М., 2005

2. Берлингейм Д. Доэдиповы отношения между отцом и ребенком // Журнал практической психологии и психоанализа. 2002. № 2.

3. Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Значение отца для развития ребенка // Семейная психология и семейная терапия. 2006. № 112. Калина О.Г. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и поло- ролевую идентичность подростков: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2007.

4. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Институт психотерапии, 2003.

5. http://www.grani21.ru/ от 27.12.2014 г. «Как хорошо танцует наш сынок», от 03.03.2015 г. «Папа подает пример».

6. http://www.nktv.info от 18.12.2014 г. «Быть отцом серьезная и сложная задача».

11




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психолого-педагогический проект «Отцы и дети»

Автор: Михайлова Анастасия Сергеевна

Дата: 30.03.2015

Номер свидетельства: 194156


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства