Аннотация. В методической разработке «Отцы и дети» представлен как теоретический, так и практический материал для возможного применения в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся и их семей в школе, с целью привлечения родительского сообщества, а в частности отцов, к образовательно-воспитательному процессу ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогический проект «Отцы и дети»»
Муниципальное бюджетное образовательнаое учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением иностранных языков»
города Новочебоксарск Чувашской Республики
Психолого-педагогический проект
«Отцы и дети»
Автор:
Михайлова Анастасия Сергеевна,
педагог-психолог.
Новочебоксарск 2015
Аннотация.
В методической разработке «Отцы и дети» представлен как теоретический, так и практический материал для возможного применения в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся и их семей в школе, с целью привлечения родительского сообщества, а в частности отцов, к образовательно-воспитательному процессу ребенка.
Введение
Большинство школ России это 90% педагогического состава женщины, которые являются прямым наставником ребёнка, тьютором в его образовательном процессе на протяжении всего периода обучения. Законодательство не снимает ответственности об образовании детей, и не разделяет участие обоих родителей. Но практика показывает, что большее внимание и участие принимают мамы, «вход» отцов в образовательный процесс ребёнка повышается на этапе старшего звена.
Так при опросе школьников получили следующие данные (в опросе приняло участие 189 человек из полных семей: девочек – 90 чел., мальчиков – 99 чел.).
Кто помогает тебе при выполнении домашнего задания?
Кто больше проводит с тобой времени?
Кто чаще всего принимает участие в организации твоего досуга в выходные дни?
Результаты опроса показывают, что даже в полных семьях отцы не всегда принимают участие в воспитании ребёнка. А если ребенок растёт не в полной семье, имеется ли участие отца в развитии ребёнка?
Социальный паспорт школы.
Детям из не полных семей был задан вопрос, который затронул участие обоих родителей(149чел.)
Кто чаще всего принимает участие в организации твоего досуга в выходные дни
Удивительно, но опрос показал, что досугом могут заниматься оба родителя, может это связано с тем, что каждый родитель хочет показать своему ребёнку свою любовь. Но как родители организуют этот отдых?
Как вы проводите время с родителями в выходные дни?
Результаты тестирования показывают, что 59% детей из неполных семей активного досуга с родителями не имеют, но и 29% детей из полных семей так же ограничены вниманием со стороны родителей.
Хочется при этом отметить, что на фоне относительной изученности материнства отцовство остается «белым пятном». Зачастую в литературе отцу отводится второстепенная роль, идущая после матери. В частности, А.С. Спиваковская (2000) отмечала, что «формирование воспитательной позиции отца несколько отстает от материнской позиции, так как наибольшую привязанность к ребенку отцы начинают чувствовать, когда дети уже подросли». В то же время К. Флэйк-Хобсон (1992) полагает, что участие отца в процессах рождения и воспитания ребенка оказывает существенное воздействие и на супругов, и на малыша. Взгляд Й. Лангмейер и 3. Матейчик (1984) более оптимистичен: роль отца представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности и авторитета.
Вывод: для организации и полноценного функционирования воспитательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, а это возможно достичь, применяя новейшие технологии, в частности проектную методику.
Целью: проектной методики, в данном случае, является создание оптимальных условий функционирования и совершенствования сотрудничества в организации работы с родителями, объединение усилий педагогического коллектива и родителей в развитии ребенка как личности.
Учитывая всё выше изложенное, можно отметить, что данная разработка актуальна, ведь школьный образовательно-воспитательный процесс требует активного включения и участия сильного пола – отцов.
Новизна методической разработки заключается в том, что она представлена в виде проекта, в котором изложены теоретический материал и практические советы при организации и проведении воспитательно-образовательного процесса с детьми.
Основная часть
Реализация проекта планируется на базе МБОУ «СОШ № 5 с углубленным изучением иностранных языков» г. Новочебоксарска Чувашской Республики. Количество обучающихся – 690 человек.
Проектное решение.
Шаг 1. Диагностика образовательно-воспитательного пространства школы. На этом этапе мы выявляем круг потенциальных участников и определяем их место в проекте.
Шаг 2. Формирование направлений и системы основных мероприятий
подготовка работ для участия в научно-практической конференции
Формирование направлений и системы основных мероприятий в рамках совместной деятельности с «Попечительский совет», «Родительская конференция», «Совет отцов»
Направление
Вид деятельности
Привлекательность партнера
Имеющиеся формы взаимодействия
Возможные новые формы взаимодействия
Спортивно-оздоровительное
- секции;
- акции по пропаганде здорового образа жизни;
- спортивные соревнования.
- 2 спортивных зала с полным спортивным оборудованием;
- лыжная база;
- оборудованная игровая площадка на территории школы.
- секции «Волейбол», «Футбол»;
-«Дни здоровья»;- акции по пропаганде здорового образа жизни; кружок «Шахматы»; «Армейский рукопашный бой»; - «Спортивное ориентирование»;
- «Верёвочный курс
Возможны выездные мероприятия на стадионы спортивных школ, на природу, посещение бассейна семьями на договорной льготной оплате в СДЮШОР №3
Духовно-нравственное, патриотическое
направление
- беседы;
- лекции;
- творческие встречи; тематические вечера; организация экскурсий, походов..
- музыкальный кабинет;
- лекционный зал;
- компьютерный кабинет;
- мультимедийная лаборатория;
- лингафонный кабинет;
- изостудия.
- проведение акций по уборке территорий дворов, школы;
- уроки мужества;- просмотр фильмов;
- организация выставок; строительство и развешивание кормушек, скворечников; организация балов.
Занятия в музеях города, тематические вечера за пределами школы.
Профориентационное направление
- встречи;
- экскурсии.
- швейная слесарно-токарная мастерские;
- музыкальный кабинет;
- лекционный зал;
- компьютерный кабинет;
- мультимедийная лаборатория;
- лингафонный кабинет;
- изостудия;
- 26 учебных кабинетов с АРМ;
-сенсорная комната;
- кабинет педагога-психолога.
- встречи с родителями разных профессий;
- экскурсии на предприятия, места работы родителей;
- ведение курса предпрофильной подготовки;
- совместная творческая работа детей и родителей.
Знакомство с миром профессий с последующим трудоустройством в каникулярное время.
-игры, КВН;- организация и проведение конференций;- выпуск газет и т.д.
- музыкальный кабинет;
- лекционный зал;
- компьютерный кабинет;
- мультимедийная лаборатория;
- лингафонный кабинет;
- изостудия;
- 26 учебных кабинетов с АРМ;
-сенсорная комната;
- кабинет педагога-психолога.
- «Клуб выходного дня»;
- концертная программа «Две звезды»;
- балы, сценические постановки и мн. др.
Мастер классы для педагогов города, Республики; выходы в детские сады, больницы; работа с концертными залами
Формирование направлений и системы основных мероприятий в рамках совместной деятельности с социальными партнёрами.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Потенциальный партнер
Привлекательность
партнера
Имеющиеся формы взаимодействия, положительный опыт
Возможные новые формы взаимодействия для социализации школьников
Музей краеведения и истории города
Территориальная близость, готовность сотрудничать
Фрагментарные посещения
«Музейная педагогика»
ООО «НКТВ»
Готовность сотрудничать
Репортажи с участием ОУ
«Детское телевидение»
Привлечение профессиональных журналистов к занятиям с обучающимися. Выпуск собственной газеты, выпуск альманаха «Советы отца», сборника «Всё, что умеет папа».
ОАО «Издательский дом «Грани»
Газета «Грани» - самое популярное издание города
Эпизодические статьи
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Музей краеведения и истории города, Экспериментальный мим-театр драмы «Дождь»
Территориальная близость
Фрагментарные посещения выставок, постановок
«Музейная педагогика», сетевое событие: спектакль или фестиваль искусств.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
ДЮСШ-1, 3
Филиал находится в здании школы. Профессиональный тренерский состав.
Большая часть обучающихсяшколы посещает спортивные секции
Привлечение к проведению фитнес занятиям физкультурной направленности
«Федерация рукопашного боя» Чувашии
Занятия ведутся в спортивном зале школы
Часть обучающихся посещает секцию каратэ
Показательные выступления, чествование победителей соревнований в рамках проведения мероприятий
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Детская музыкальная школ; Детская школа искусствЦРТДиЮ; ДК «Химик»
Давно установленные творческие связи, ставятся совместные концерты.
Обучающиеся посещают студии и кружки
Привлечение мастеров-постановщиков для организации танцевальных вечеров.
Экспериментальный мим-театр драмы «Дождь»
Территориальная близость, интересные, творческие люди
Тесное сотрудничество.Открыта мим-студии
Расширение сотрудничества, мастер классы для родителей
Шаг 3. Переговоры с потенциальными партнерами по вовлечению в проект, определение функциональных возможностей участия в проекте, согласование проведения мероприятий в рамках реализации проекта.
Шаг 4. Формирование рабочей группы педагогов. Для успешной реализации проекта необходимы педагоги, владеющие практико-ориентированными методиками и технологиями, а также стремящимся овладевать новыми технологиями для более плодотворной работы с обучающимися и их родителями.
Шаг 5. Формирование системы мониторинга потребностью проведения данной работы в ходе реализации проекта, а также системы удовлетворённости или неудовлетворённости участниками проекта. Корректировка хода реализации проекта.
Этапы реализации проекта.
Этап
Мероприятия
Подготовительный этап
Создание рабочей группы
Разработка и утверждение локальных актов
Проведение анкетирования обучающихся
Выявление круга потенциальных участников проекта и определение их места в проекте
Этап реализации
Составление плана мероприятий на учебный год
Разработка общей карты взаимодействия с социальными партнерами- участниками проекта
1. Лыжные забеги семейных команд и личное первенство пап.
2.«Футболиграют настоящие мужчины»
3. «Верёвочный курс»
4. «Зимняя крепость»
- КТД;
- соревнования;
- турнир;
- психологический тренинг;
- трудовой десант.
Команды и родители 1, 3,4-5 классов; отцы 6,7 –х классов; отцы и все дети 2-х классов; родители и дети 9,10,11 классов.
12
«Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и поло-ролевую идентичность подростков»
Психологический тренинг
Отцы 9,10,11-х классов
13
«Культура и мир детства»
Родительская конференция
Родители
14
«День моего папы»
Спортивно-интеллектуальное
многоборье
Отцы и дети 5,6,7,8 классов
15
«Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны»
КТД
обучающиеся и родители 1-11-х классов
16
«Звёзды зажигают только настоящие мужчины»
Концертная программа
Мальчики и папы 1-11 классов, мамы.
17
«Рисуем портрет нашей семьи»
Психологический тренинг
Партнёр проекта «Художественный музей»; обучающиеся и родители 1-11-х классов
18
«Книжкина неделя»
Выпуск сборника «Всё, что умеет папа»(войдут творческие работы отцов в течение года)
Газета «Грани», обучающиеся и родители 1-11-х классов,учителя
19
«Проблема отцов и детей в произведениях художественной литературе и не только»; «Вербальное и невербальное общение с ребёнком»
Психологический тренинг
20
«Советы отца»
Альманах(войдут произведения отцов детей различных жанров)
Газета «Грани», обучающиеся и родители 1-11-х классов,учителя
21
Фестиваль кино-видео творчества«История одного года»
Общественный кинопоказ и просмотр фильмов, снятых семейными студиями
Телевизионная студия «НКТВ»обучающиеся и родители 1-11-х классов
22
«Я, ты, он, она и моя школа»
Фестиваль творчества и талантов
Телевизионная студия «НКТВ», газета «Грани», обучающиеся и родители, классные руководители
23
«Портфолио семьи»
Ведение мониторинга участия родителей в мероприятиях, краткие отчёты
24
«Странички психолога»
Анализ ситуации и желаемый результат
Расширенное участие отцов в образовательно-воспитательном процессе школы, с учётом запросов внеурочной занятости детьми, позволит:
дать позитивную установку родителям, благодаря которой ребенок будет чувствовать, что его любят, принимают в семье, относятся к нему с уважением, порождают у него аналогичную самоустановку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности;
развить положительную самооценку ребёнка и родителя;
дальнейшему развитию личности ребенка опосредованно его отношениями со взрослыми;
сформироваться высшим психическим функциям, которые происходят только в рамках совместной деятельности ребенка и взрослого;
привлечь «включенных отцов» к активному участию в воспитании не только своего ребёнка, но и других детей, потому что такие отцы успешнее влияют на развитие ребенка, чем матери;
определить факторы отцовской роли в семье и образовательно-воспитательной сферы ребенка;
включить детей и их родителей в более широкий спектр социальных связей;
разработать и внедрить систему мероприятий в рамках направлений по включению родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности школы.
Заключение
Актуальность нашего проекта очевидна. Проблемы воспитания детей школьного возраста все чаще и чаще поднимаются и в педагогическом сообществе, и в СМИ, при этом отмечается значимость не только семейных отношение, но и фактор участия родителя в образовательно-досуговом пространстве. Анкетирование обучающихся показывает, что добрые семейные отношения всех членов семьи очень важно для них.
Разработка и внедрение проекта не противоречит мировым психологическим исследованиям в области психолого-социального развития ребёнка, а ещё раз подтверждает необходимость таких проектов в образовательных учреждениях, как способа вовлечения родителей в становлении личности своего, и не только, ребёнка.
Возможно, что наш проект поможет не забывать о существовании экономики детства – это то, что дети получают от общества и каков их собственный вклад; правовой статус детей-право любить и быть любимым, а также не забывать о диалектике защиты детей и автономии детства.
Мы в проекте постарались затронуть, спрогнозировать и совершить попытку решения одной из существенных проблем образовательно-воспитательного пространства школы
Литература
1. Агейко О.В. Представления о семье у детей из неполных семей // Материалы Второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи»: в 3 ч. Ч. 1 / под общ.ред. д-ра психол. наук В-К. Шабельникова и канд. психол. наук А.Г. Лидерса. М., 2005
2. Берлингейм Д. Доэдиповы отношения между отцом и ребенком // Журнал практической психологии и психоанализа. 2002. № 2.
3. Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Значение отца для развития ребенка // Семейная психология и семейная терапия. 2006. № 112. Калина О.Г. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и поло- ролевую идентичность подростков: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2007.
4. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Институт психотерапии, 2003.
5. http://www.grani21.ru/ от 27.12.2014 г. «Как хорошо танцует наш сынок», от 03.03.2015 г. «Папа подает пример».
6. http://www.nktv.info от 18.12.2014 г. «Быть отцом серьезная и сложная задача».