kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мелкая моторика и ее значение в жизни человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мелкая моторика - совокупность скоординированных  действий нервной, мышечной и костной  систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук  и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мелкая моторика и ее значение в жизни человека»

Мелкая моторика и  ее значение в жизни человека

 

Мелкая моторика - совокупность скоординированных  действий нервной, мышечной и костной  систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук  и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится  большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как  захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Учёные доказали, что с анатомической  точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень  близко от речевой зоны. Поэтому  развитие речи ребёнка неразрывно связано  с развитием мелкой моторики.

Связь пальцевой моторики и речевой  функции была подтверждена исследователями  Института физиологии детей и  подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета - это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган.

Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с  первых месяцев жизни и завершается  к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу  всех уровней построения движений.

Развитие мелкой моторики имеет  значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных  исследований:

) в связи с развитием познавательных  способностей;

) в связи с развитием речи;

) развитие собственных движений  рук для осуществления предметных  и орудийных действий, в том  числе письма.

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает  в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный  практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» (Д.Б. Эльконин).

С развитием мелкой моторики тесно  связано развитие речи. Если внимательно  посмотреть на снимок головного мозга, то становиться ясно, что двигательная речевая область расположена  рядом с двигательной областью, являясь  её частью. Около трети всей площади  двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Проведенные М.М. Кольцовой, Л.Ф. Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели такой эксперимент: просили ребенка показать один пальчик, два, три («сделай вот так», - показывали, как надо делать). Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И, наоборот, у плохо говорящих детей пальцы либо напряжены и сгибаются только все вместе, либо, напротив - вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удается.

Вопрос о развитии собственных  движений рук для осуществления  предметных и орудийных действий будет рассмотрен при освещении  особенностей развития мелкой моторики в онтогенезе. В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими  предметами, письмо, рисование и  т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мелкая моторика и ее значение в жизни человека

Автор: Невзорова Наталия Николаевна

Дата: 15.05.2016

Номер свидетельства: 326928

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Развитие мелкой моторики руки "
    ["seo_title"] => string(31) "razvitiie-mielkoi-motoriki-ruki"
    ["file_id"] => string(6) "177098"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424554756"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Консультация для родителей " Развитие мелкой моторики  рук""
    ["seo_title"] => string(55) "konsultatsiiadliaroditielieirazvitiiemielkoimotorikiruk"
    ["file_id"] => string(6) "296424"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455992974"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Развитие мелкой моторики посредством квиллинга у детей "
    ["seo_title"] => string(60) "razvitiie-mielkoi-motoriki-posriedstvom-kvillingha-u-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "242815"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445539426"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Освоение нетрадиционных приёмов рисования для развития мелкой моторики рук детей"
    ["seo_title"] => string(92) "osvoieniie-nietraditsionnykh-priiomov-risovaniia-dlia-razvitiia-mielkoi-motoriki-ruk-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "249216"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446838350"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Значение использования информационно – коммуникационных технологий в ДОУ"
    ["seo_title"] => string(73) "znachieniieispolzovaniiainformatsionnokommunikatsionnykhtiekhnologhiivdou"
    ["file_id"] => string(6) "276903"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452795330"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства