В современной социокультурной ситуации в стране актуальным становится инклюзивное (включенное) образование детей с ограниченными возможностями. Инклюзивное образование предполагает, что дети с ограниченными возможностями и здоровые дети будут посещать одни детские сады и школы. Можно предположить, что здоровые дети будут терпимее, относится к детям с ограниченными возможностями и по возможности помогать им.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы речевого развития детей с ОВЗ»
Методы и приемы речевого развития детей с ОВЗ
В современной социокультурной ситуации в стране актуальным становится инклюзивное (включенное) образование детей с ограниченными возможностями. Инклюзивное образование предполагает, что дети с ограниченными возможностями и здоровые дети будут посещать одни детские сады и школы. Можно предположить, что здоровые дети будут терпимее, относится к детям с ограниченными возможностями и по возможности помогать им.
Главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив.
Дошкольный возраст. В дошкольном возрасте увеличиваются требования к обучающей деятельности педагога, ее целенаправленности. Необходимость формировать навыки, значимые для дальнейшей жизни ребенка, ставит перед взрослым задачу обучения ребенка способам усвоения и присвоения общественного опыта.
Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов, родителей. Важен правильный подбор методов и приёмов и адаптация детей, ранняя диагностика, наблюдение за ребенком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей и т. п.
Так каким же образом можно осуществлять включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений? Посредством детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). А также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников учреждения, вовлечение детей с ОВЗ в массовые мероприятия (праздники, развлечения и т. д, проводимые в образовательном учреждении.
Воспитанники с ОВЗ могут принимать участие в совместных мероприятиях, в театрализованной деятельности, в проведении совместных спортивных и традиционных праздников в ДОУ при обязательной предварительной работе воспитателей и всех специалистов детского сада, родителей, их взаимодействии, что может давать положительную динамику развития детей.
Отдельный большой и важный вопрос – взаимодействие с родителями. Основные навыки социального поведения дети получают в семье. И ни для кого не секрет, что родители детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно, накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей. Некоторые родители не принимают своего ребенка, не могут или не хотят признать его особенность, научиться с этим жить. Другие воспринимают дефект ребенка как некую кару, видят свое предназначение в служении ему, что приводит к гиперопеке, не позволяет ребенку становиться самостоятельным, сильным, он надолго остается зависимым, у него не развиваются стойкость, характер, уверенность в себе. Постоянная работа с родителями, вовлечение их в проектную деятельность, совместные события позволяют родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями в развитии.
Детский сад становится социальным центром помощи семье в воспитании ребенка дошкольного возраста с ОВЗ.
Социализированость ребенка, как результат усилий семьи и педагогов, возможна только при учете всех факторов, влияющих на социальное развитие ребенка. Дети в дальнейшем успешно адаптируются при поступлении в образовательные учреждения.
Приемы и методы развития речи детей с ОВЗ
1. Метод мозгового штурма.
Задачи:
развивать коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других, отвечать на вопросы педагога и т. п.
развивать у детей способность к анализу
стимулировать творческую активность в поиске решения проблемы.
формировать умение давать большое количество идей в рамках заданной темы.
2. Метод системного анализа.
Цель данного метода – сформировать у детей умение анализировать, обобщать и систематизировать.
Метод системного анализа позволяет:
знакомить с частями предмета;
рассмотреть предмет в динамике;
увидеть предмет одновременно в функциональном, временном и структурном аспекте.
3. Метод фокальных объектов.
Данный метод позволяет совершенствовать объект, применяя на него свойства другого объекта.
Цель МФО – установление ассоциативных связей с различными случайными объектами. Главная задача – развитие фантазии и словотворчества у детей.
4. Метод синектики.
Задачи:
развивать умение рассматривать объекты и ситуации с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий,
развить конструктивные идеи ребенка, его фантазию, воображение, образного мышления
изменять представления о некоторых особенностях предмета, снимать стереотипы сознания
развивать речь и обогащать словарь
Игры и упражнения для формирования креативного речевого развития.
«Цепочка противоречий».( 5 – 6 лет)
Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.
Педагог начинает - «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает - «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит - «В» хорошо, потому что «Г» и т. д. Пример: гулять - хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце - плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.
«Черный ящик» ( 5 – 6 лет)
Цель: развитие беглости мышления, формирование умения задавать вопросы.
Детям показывают "черный ящик" или просто сумку, портфель и предлагают за 10 вопросов отгадать - что там? И т. д.
- Там рукотворный предмет? Там что-то мягкое? Там что-то металлическое? И т.
«Активные буквы» (4 – 5 лет)
Цель: Развитие образной беглости; развитие умения придумывать глаголы, начинающиеся с определеной буквы; развитие умения создавать характерные образы активных букв.
Задание: Попросить детей назвать действия, которые начинаются на букву «Б», предложить дорисовать к буквам детали так, чтобы было видно, что буквы «делают действия».
«История старого чайника» (5 – 6 лет)
Цель: развитие воображения при составлении историй на заданную тему.
Детям задается вопрос: «Что может поведать о своей жизни старый чайник? » Дети придумывают различные истории.
«Выложи карты на стол» (6 – 7 лет)
Цель: развитие воображения при составлении коллективной сказки.
Детям необходимо придумать коллективный рассказ. Толчок ему может дать специальная колода карт, подготовленная путем наклеивания на картонные карточки разнообразных картинок. Предлагается вытащить из колоды, не глядя, одну карту – картинку, и первый ребенок, сделавший это, начинает рассказ, интерпретируя содержание картинки. То, что рассказал первый ребенок, продолжает второй и т. д., вытаскивая уже новые карты и связывая между собой предыдущее содержание и интерпретации. Содержания своей карты. В результате получается длинное панно – иллюстрация, глядя на которое, дети придумали свой коллективный рассказ.
«Фантастические гипотезы» (4 – 5 лет)
Цель: развитие творческого воображения и теоретического мышления.
Что было бы, если (город умел летать, часы ходили бы наоборот)
«Что произойдет? » (5 – 6 лет)
Цель: учить устанавливать причинно – следственные связи, предлагать различные варианты следствий одного и того же события.
Придумайте как можно больше событий, которые могут произойти из – за названного события:
- девочка уронила карандаш на пол.
- из окна выбросили кусочек булки.
- на улице кто – то разбил банку варенья.
«Картина – корзина» (5 – 6 лет)
Цель: учить подбирать рифму, развитие вариативности мышления, творческого сочинительства.
«Что может быть таким? » (5 – 6 лет)
Цель: развитие умения подбирать слова, ориентируясь на заданные признаки.
Дети должны назвать предметы, которые бы обладали тремя признаками (гладкий, черный, тихий; темный, тяжелый, шумный; светлый, легкий, блестящий)