(здесь ведется работа по развитию умения выделять в картине самое существенное, а также обучение видеть ее детали, описывать фон, пейзаж);
- в ходе беседы побуждать детей выражать свое личное отношение к изображенному;
- переход к составлению рассказов детьми определяется указаниями воспитателя: «Теперь, когда вы рассмотрели картину, постарайтесь рассказать о весенней прогулке Тани: как она собиралась на прогулку и чем была интересна эта прогулка и т. д.»
- после ответов детей воспитатель предлагает послушать его рассказ.
Обобщая все сказанное хочу отметить: занятия по обучению рассказыванию в старшей группе имеют следующие цели:
Учить детей правильно понимать содержание картины;
Воспитывать чувства (в зависимости от сюжета картины): любовь к природе, уважение к данной профессии и т.д.
Руководящая роль воспитателя в понимании и правильном выполнении задания;
Рассказ воспитателя (не простое его воспроизведение, а обобщенное). Образец чаще всего касается части картины, наиболее трудной, менее яркой, а потому и незаметной для детей).
Приемы составления коллективного описательного рассказа по серии картинок:
начало составляет воспитатель, заканчивают дети.
Начинает один ребенок, продолжает другой.
Составление описательных рассказов (методика):
*Подбор названия картины (задания типа «Как назвал художник эту картину?», «Придумаем название», «Как можно назвать эту картину?»).
* Характеристика самого существенного и деталей.
* Придумывание начала или конца к сюжету, изображенному на картине.
* Вопросы к детям по сюжетной линии повествовательного рассказа.
* Составление коллективного рассказа по картине:
- дети придумывают, что с героями было раньше.
- излагают события, изображенные на картине.
- придумывают последующие действия, поступки и приключения героев.
* Включение элемента соревнования: рассказ какой группы окажется наиболее интересным?
* Оценивание рассказов товарищей как по содержанию, так и по форме, замечание удачных слов и выражений, точно отражающих содержание картины или метко характеризующих события, которые предшествовали изображенному.
Творческое рассказывание по картине:
В порядке возрастания сложности:
* составление рассказа с добавлением последующих событий.
* составление рассказа с заменого объекта.
* составление рассказа с заменой действующего лица.
* составление рассказа с добавлением предшествующих событий.
* составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.
* составление рассказа с добавлением объекта.
* составление рассказа с добавлением действующего лица.
* составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.
* составлением рассказа с изменением результата действия.
* составление рассказа со сменой времени действия.
Составление рассказа по картине:
ПРИЕМЫ:
перед составлением рассказа воспитатель объясняет ребенку, что будет записывать каждое правильно составленное им предложение;
при составлении рассказа воспитатель следит за его связностью, последовательностью, объяснением причинно-следственных взаимосвязей (не только что и когда происходит, но и почему).
При необходимости помогает ребенку, исправляет неточности, добавляет слова и выражения.
Если ребенок не может составить рассказ, взрослый составляет его, а ребенок после прослушивания воспроизводит.
Планирование творческого рассказа:
*трансформация сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания.
* обсуждение замысла.
* выбор зачина, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории).
* составление «цепочки», перечисление последовательно разворачивающихся действий с целью составления программы, плана развернутого высказывания.
* построение плана изложения (можно в графическом варианте).
* установление объекта для прямой речи.
* придумывание заголовка к рассказу.
ПРИЕМЫ:
объяснение задачи изменения сюжета картины (добавление последующих событий, замена объекта и т.д.)
ребенок придумывает название рассказа, чтобы в ходе рассказывания соотносить содержание с заглавием.
Осознанное и последовательное название всех действий в предполагаемом рассказе.
Составление ребенком графического плана (рисунки – символы основных этапов повествования).
Уточнение слов, с которых ребенок начинает рассказ («Однажды…», «Как-то раз…», «В один летний день…»).
Уточнение финальных фраз, в которых отразится мораль либо основной смысл высказывания.