kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации "Работа педагогов над самообразованием"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сегодняшний день в нашем обществе впервые за всю его историю можно наблюдать стремительные и глубокие перемены. В корне изменился сам стиль жизни, касающийся образования. Ведь в прежние времена получение одного диплома было достаточным условием для продолжения всей трудовой деятельности человека. Однако на сегодняшний день в нашу жизнь ворвался новый стандарт: «Образование для всех, образование через всю жизнь». Этот принцип особенно касается воспитателей, профессиональной задачей которых является создание всех необходимых условий для формирования личности маленького человека. Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Педагог 21 века – это: гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; умеющий организовать рефлексивную деятельность; обладающий высокой степенью профессиональной компетентности. Современный педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Достижение этой цели невозможно без самообразования педагога.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Работа педагогов над самообразованием"»

Работа педагогов над самообразованием

методические рекомендации


На сегодняшний день в нашем обществе впервые за всю его историю можно наблюдать стремительные и глубокие перемены. В корне изменился сам стиль жизни, касающийся образования. Ведь в прежние времена получение одного диплома было достаточным условием для продолжения всей трудовой деятельности человека. Однако на сегодняшний день в нашу жизнь ворвался новый стандарт: «Образование для всех, образование через всю жизнь». Этот принцип особенно касается воспитателей, профессиональной задачей которых является создание всех необходимых условий для формирования личности маленького человека. Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Педагог 21 века – это: гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; умеющий организовать рефлексивную деятельность; обладающий высокой степенью профессиональной компетентности. Современный педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Достижение этой цели невозможно без самообразования педагога.

Что такое «самообразование»? Под этим термином понимают систематическую самостоятельно организованную познавательную деятельность педагога. Ее основным направлением является достижение поставленных перед собой личностных и общественно значимых целей, которые способствуют удовлетворению познавательных интересов, профессиональных и общекультурных запросов, а также повышению профессиональной квалификации.

Деятельность педагогов над темами самообразования является одной из основных форм работы повышения квалификации. Целью работы над темами самообразования является систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.

Задачи:

1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства

участников образовательного процесса;

2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания

детей;

3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших

достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых

педагогических технологий,

4) развитие инновационных процессов.

Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять до 5-ти лет. Считаю, что только с помощью самообразования может быть сформирован индивидуальный педагогический стиль воспитателя и произойдет осмысление его деятельности. Из практики работы знаю, что организованный самим человеком процесс повышения профессиональных знаний проходит три последовательных этапа: адаптационный; проблемно-поисковый; инновационный. Каждая из этих ступеней самообразования отличается по своим возросшим качественным показателям. Так, первый уровень характерен для начинающих воспитателей. Его прохождение способствует адаптации к профессии. Что касается проблемно-поискового уровня, то на этом этапе происходит поиск оригинальных методик и эффективных приемов работы. Самая высокая степень развития наблюдается на третьей ступени самообразования. Инновационный уровень предполагает создание педагогом социально значимого продукта своей деятельности, который обладает практической новизной.

Воспитателю постоянно необходимо совершенствование свои умения с целью углубления методических знаний; усовершенствования и расширения методов воспитания и обучения на основе расширения психологического и общепедагогического кругозора; роста общекультурного уровня специалиста; овладения современными достижениями передовой педагогической науки и практики.

Педагоги, работающие с дошкольниками, могут углублять свои знания в следующих областях. Это обязательное прочтение и владение вновь изданными нормативными документами, касающимися вопросов дошкольного воспитания; ознакомление с новейшими достижениями физиологии и анатомии, детской психологии и педагогики; изучение научно-методической и учебной литературы; ознакомление с инновационной практикой ДОУ; изучение новых педагогических технологий и программ; повышение своего общекультурного уровня. Обязательно тема, выбранная им для самообразования, непременно должна быть связана с проблемами, решением которых занимается коллектив ДОУ, а также с основными направлениями деятельности детского сада. Это позволит наиболее эффективно решать задачи, стоящие перед учреждением в целом. Тема также должна подбираться с учетом профессионального мастерства и опыта воспитателя. Она должна быть понятна и близка ему. Только в таком случае можно будет получить эффективный результат и раскрыть творческий потенциал педагога. Выбрать тему предлагаю своим педагогам с учетом следующих рекомендаций. Например, молодым специалистам лучше всего остановиться на вопросах изучения по формированию основ мастерства педагога; по осознанию ценностей развития, обучения и личностной модели воспитания; по повышению конструктивных способностей и умений. Для тех, кто работает воспитателем более пяти лет, рекомендую овладевать способами, позволяющими проектировать воспитательно-образовательные процессы, что позволит повысить их эффективность и качество; формировать умение в осуществлении анализа научно-методической литературы, а также совершенствовать применение на практике полученных знаний и активизировать свои творческие способности. С более опытными, творчески работающими воспитателями мы решили развивать собственные способности в перепроектировании работы с детьми на основе тенденций достижения психологии и педагогической науки, а также социального общественного заказа, проявлять собственный творческий потенциал, представлять собственные достижения и развивать исследовательскую деятельность. Есть в нашем коллективе и педагоги у которых отсутствует базовое педагогическое образование, они прошли переподготовку – два воспитателя. Им рекомендовала на настоящее время рассматривать темы, позволяющие: овладеть методикой работы с дошкольниками и адаптироваться к педагогической деятельности.

Хочу отметить, что научить творчеству невозможно. Однако самообразование способно побудить воспитателя сделать определенные шаги для профессионального развития. Для контроля рабочего процесса практикуем в детском саду самоотчет воспитателя по самообразованию. Этот документ позволяет мне оценить работу специалиста, сравнить её с практикой и при необходимости оказать педагогу необходимую методическую помощь.

Для того, чтобы написать самоотчет по самообразованию воспитателям советую придерживаться определенной последовательности подачи информации. Отчет воспитателя по самообразованию включает в себя описание всех этапов данного процесса. Первым и обязательным из них является выбор темы. Он основывается на круге профессиональных интересов педагога и всего ДОУ. Тема самообразования напрямую зависит от уровня квалификации педагога. Отчет воспитателя по самообразованию в разделе, обосновывающем тему работы, должен содержать актуальность выбранной темы, необходимые на начальном этапе мониторинг и диагностику, цель, задачи повышения умений и знаний. Забегая немного вперед подчеркну, что в последующем необходимо обязательно отслеживать изменения в результате проведенной работы и проводить повторную диагностику.

Планирование деятельности включает индивидуальный план, в котором описывается, что и в какие сроки важно выполнить, освоить и сделать. Его разработкой педагогам нашего детского сада рекомендую заниматься в конце летнего периода и на начало нового учебного года. В это же время оговариваем и форму, по которой может быть предоставлен отчет по самообразованию воспитателя в саду.

В отчет по самообразованию педагоги нашего детского сада включают теоретическое изучение, где содержится перечень проводимой работы, которая необходима для более эффективного решения стоящей перед педагогом проблемы, а именно: знакомство с предметом самообразования и накопление материала; изучение необходимой специальной литературы; ведение отчетной документации. Обязательно указание участия педагогов в городских и областных методических объединениях, посещение семинаров, консультаций и курсов повышения квалификации. Это позволяет воспитателям обогатить опыт работы, В отчете обязательно раскрытие практической деятельности воспитателя по самообразованию, где содержится описание работы по применению знаний, умений и навыков в работе с детьми. Она состоит в следующем: в мониторинге по выбранной тематике, который делается в начале и в конце учебного года; анализе условий, которые необходимы для реализации выбранной темы; разработке и проведении бесед, образовательных ситуаций, развлечений и праздников; организации выставок, на которых представлены детские работы; реализации творческих проектов среди своих воспитанников; организации кружковой деятельности; изготовлении атрибутов и пособий, картотек; создании для детей современной предметно-развивающей среды, стимулировании взаимопроверки, самоконтроля и самоанализа, разнообразных форм отчета по самообразованию.

Отчет по самообразованию воспитателям рекомендую заканчиваться анализом проделанной работы. Это позволяет мне оценить не только эффективность решения задач по устранению той или иной проблемы, но и степень повышения квалификации педагога.

Отчет воспитателя по самообразованию может быть предоставлен в виде выступления с докладом и презентацией; проведения открытого просмотра в ДОУ; составления презентации по созданной воспитателем в группе развивающей среде и педагогическим наработкам; опубликования статьи, программы, дидактического материала, методического пособия, научно - методической разработки;

проведения практикума; тренинга; мастер – класса- обучения коллег новым методикам, средствам, способам, методам воспитания и обучения детей, тематических родительских собраний. Весь наработанный материал хранится в методическом кабинете и является доступным для использования другими педагогами. Работа по темам самообразования педагогов находится в поле контроля заместителя заведующей по ВОД и старшего воспитателя. В практике работы в нашем детском саду разработали следующую таблицу для изучения процесса самообразования педагогов:

Таблица№1



№п/п

Ф.И.О. педагога

Группа

Тема

самообразования

Год

работы

над

темой


Деятельность

по реализации

темы









Таблица№2

Год

Тема

Алгоритм работы

Результативность этапов работы

Итог работы


Необходимость введения графы "Год работы над темой" позволяет отследить, на каком этапе работы над темой находится педагог и, если требуется, оказать соответствующую методическую помощь, определить виды деятельности в реализации темы в течение конкретного учебного года. Изменения в таблицу вносим ежегодно. Такая система работы позволяет выявить передовой педагогический опыт, его обобщить и выбрать формы распространения.

Однако, всегда напоминаю воспитателям и стараюсь помнить сама о том, что вне зависимости от выбранной темы отчет о самообразовании не всегда может представлять собой только красочно поданную информацию. Работа по совершенствованию умений и знаний даст свои положительные результаты только в тех случаях, когда будет вестись планомерно, целенаправленно и систематически Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество организованного воспитателем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога. Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует воспитатель, тем больше эффект от его работы. В этом случае процесс станет предпосылкой для формирования повышения профессионального мастерства и творческой активности каждого из педагогов ДОУ.

Содержание папки по самообразованию

(ведется в течение нескольких лет):

1.Лист - титульный (тема, педагог, начало и окончание работы над темой самообразования).

2.Актуальность выбранной темы.

3.Что используется в работе над этой темой (дидактические игры, приемы и методы, наглядность и т.п.), используемая литература при работе над данной темой.

4.Диагностика и выводы по данной теме, корректирующая группа - если она есть, а также задачи и план работы с этой группой.

5.Конспекты занятий, методических выступлений, докладов, проведенные за данный период и планы на будущее.

Памятка по самообразованию №1

Возможная проблема и пути решения.

1.Не могу определиться с темой самообразования        

  • Выделите из многообразия проблем, вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.

  • Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а также статистические данные.

2.При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе   

Подбор литературы:

  • Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.

  • Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

  • Составление плана изучения конкретной выбранной литературы

  • Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме

  • Включите современные взгляды на проблему

  • Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.

3.При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал   

  • По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.

  • Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.

  • Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.

  • Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4.При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.    

  • Составьте план или схему полученных при изучении материалов.

  • Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5.Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.  

  • Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.


Памятка-рекомендация №2

1.     Четко определитесь с темой самообразования.

2.     Наметьте цель, задачи, план работы по данной теме для себя.

3.     Продумайте пути реализации работы по данной теме.

4.     Начните изучение литературы по данной теме.

5.     Разработайте критерии диагностики с детьми по данной теме, после проведения наметьте план работы с детьми.

6.     Оформите все документально в отдельную папку:

– титульный лист:

учреждение

тема

Ф.И.О., должность, категория

год

         План работы составьте по схеме:

         Тема: ______

Изучение

литературы

Работа с детьми

Работа

с родителями

Работа

с педагогами

Срок

 

 

 

 

 

 

 

7.     Все наработанные материалы сделайте как приложение в папку.

8.     По окончанию изучения тема, подведите итог работы по данному направлению, а именно – составьте отчет примерно по такой схеме:

– эффективность в изучении материалов (что конкретно изучено, какие новые технологии, методики, что разработано самой, эффективность изучения данной темы для профессионального роста);

– покажите результативность диагностики детей, родителей, отметьте выполнение целей, задач.

9.     Форму отчета продумайте заранее. Это может быть отчет на педсовете, семинаре, методическом часе, открытые мероприятия, выставка, выступление на местном и районном уровне и т.д.

10.  Мы желаем вам результативности в работе!

«Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях! Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы делаете сами».

Памятка №3 «Организация работы по самообразованию»

Самообразование педагога.

   Самообразование - есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к нам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого в отдельности, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

   Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:

  • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, какому либо мероприятию и др. у любого педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

  • Желание творчества. Воспитатель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему календарному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

  • Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

  • Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на детях, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека».

  • Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад, хотят отдать своего ребенка конкретному воспитателю. Если педагог на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела образования, он имеет больше прав в выборе воспитанников, нагрузки и др.

  • Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.

  • Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

  • Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?

Источники самообразования

Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

  • Телевидение

  • Газеты, журналы

  • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

  • Интернет

  • Видео, аудио информация на различных носителях

  • Платные курсы

  • Семинары и конференции

  • Мастер-классы

  • Мероприятия по обмену опытом

  • Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

  • Курсы повышения квалификации

   В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Формы самообразования

   Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.

Предлагаемые формы работы педагогов над темами самообразования

1. Чтение методической, педагогической и предметной литературы.

2. Обзор в Интернете информации по теме.

3. Посещение семинаров, конференций, занятий коллег.

4. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.

5. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.

6. Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.

7. Изучение информационно-компьютерных технологий.

8. Общение с коллегами в ДО, городе и в сети Интернет.

9. Участие в конкурсах, вебинарах, семинарах в сети Интернет.

10. Помещение своих разработок на сайтах в сети Интернет.

Этапы самообразования

  1. Интерес (Чего хочу?)

- определение проф. потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)

- формулировка темы, постановка цели (Чего хочу достичь?)

  1. План (Как достигну?)

- отбор действий (Что надо сделать?)

- установка их последовательности (В какой последовательности?)

- определение сроков (Когда?)

  1. Работа

- обучение и воспитание (Что делаю?)

- оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)

- сбор информации для анализа (Как получается?)

  1. Анализ (Что получилось? Что не получилось и почему?)

- подбор методик анализа

- проведение анализа

- выводы

  1. Будущее (Что дальше делать?)

- задачи на будущее

Выбор направления для самообразования

   Только сам педагог может знать, в каком направлении необходимо самообразовываться. Воспитатель-методист может лишь посоветовать провести элементарную самодиагностику.

   Проведение самодиагностики является достаточно эффективной формой работы по выявлению уровня профессиональной компетентности, так как ее результаты известны только самому педагогу, и он не стремится скрыть свою некомпетентность от других.

   С целью проведения самодиагностики затруднений в профессиональной деятельности педагогу можно использовать диагностическую карту.

Краткий алгоритм работы над темой самообразования

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

  • Подбор темы

  • Проведение мониторинга и диагностики по теме, определение целей и задач.

  • Предполагаемый результат

  • Дата начала работы над темой

  • этапы работы, сроки выполнения каждого этапа

  • Подбор видов деятельности и мероприятий в рамках работы над темой

  • Подбор источников самообразования

  • способ демонстрации результата проделанной работы

  • форма отчета по проделанной работе

  • Результаты самообразования и их трансляция на уровне учреждения, муниципальном и региональном уровнях.

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Определение актуальности и новизны исследования

   Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников?

   Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, который будет достигнут в результате выполнения работы.

   Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.

Формулирование цели исследования

 Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы, это представление об общем результате работы.

 Например, тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Цель: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.

Формулирование задач исследования

 Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?

 Схема формулирования задач

Содержание деятельности исследования 

Частичный предмет деятельности

 Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п.

Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации и т.п.

Форма завершения самообразования может быть представлена:

  • Консультация для педагогов по теме самообразования;

  • Выступление на заседании совета педагогов;

  • Проведение открытого просмотра;

  • Выступление по итогам работы и обмену опытом;

  • Составление картотеки по проблеме;

  • Изготовление игр и пособий;

  • Советы и рекомендации по проведению учебно-воспитательной работы;

  • Составление перспективного плана работы с детьми;

  • Организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования;

  • Творческий отчет

  • Оформление передового педагогического опыта.

  • Публикация

  • Дидактический материал с обоснованием и описанием


Примерный план работы педагога над темой самообразования.


Этапы

Содержание работы

Сроки



1.

Анализ затруднений.



I.

2.

Постановка проблемы.

I год работы над



3.

Изучение литературы по проблеме,

темой.


Установочный

имеющегося опыта.




1.

Определение цели и задач работы



II.

над темой.

I год работы над


2.

Разработка системы мер,


Подготовительный

темой.


направленных на решение проблемы.



3.

Прогнозирование результатов.




-

Внедрение ППО, системы мер,




направленных на решение проблемы.



III.

-

Формирование методического



комплекса.

II год; (III), (IV).


Практический


-

Отслеживание процесса, текущих,







промежуточных результатов.




-

Корректировка работы.




1.

Подведение итогов.



IV. Итогово — контрольный этап: обобщение и внедрение


2.

Оформление результатов работы по

III год, (IV).


теме самообразования.




3.

Представление материалов.



1.

Использование опыта самим

В ходе


дальнейшей


педагогом в процессе дальнейшей работы.


педагогической


2.

Распространение.



деятельности.







Старший воспитатель ___________________________





















Актуальность выбранной темы по самообразованию и использование диагностических методик в процессе работы.

Актуальность темы:

Ребенок– природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.


Первоначальная диагностика

Первоначально заинтересовалась этой темой в 2014 году, а углубленно начала заниматься этой темой в 2015 году. Свою работу начала с мониторинга: с целью изучения условий организации экспериментальной деятельности детей в старшей группе провела диагностику, используя методику   Прохоровой Л.Н. «Выбор деятельности». Данная методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей. По результатам диагностики 25% детей отдали предпочтение экспериментальной деятельности. Выявила причины низкого уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью:

1.  познавательный интерес неустойчивый;

2.  не всегда дети видят проблему;

3.  малоактивны в выдвижении идей;

4.  стремление к самостоятельности не выражено;

5.  пользуются доказательствами с помощью взрослого.

Данные диагностики наглядно показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности. Дети испытывали затруднения по многим параметрам: не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель и т.д.

          В начале проведения опыта работы мною были выделены ожидаемые результаты:

         Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.

         Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

         Обогатить предметно – развивающую среду.

         Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному методу исследования.


Контрольная диагностика результативности деятельности

Процесс познания, освоение новых представлений очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.     

Убеждена, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стараюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько предлагать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.

После проведения экспериментальной деятельности (сентябрь - май) запланирован повторный мониторинг с целью изучения уровня сформированности познавательного развития детей в экспериментальной деятельности по методике Прохоровй Л.Н.   «Маленькие исследователи» и разработанной системе критериев.

Подводя не большой итог, я отметила, что, используя системный, спланированный подход в организации экспериментальной деятельности, используя приборы, оборудование, объекты живой и неживой природы, наглядность в виде картин, иллюстраций, разнообразных дополняющих друг друга приемов, видов и форм обучения с учетом уровня знаний, возраста и индивидуального подхода к каждому ребенку, получаешь хороший результат.

Таким образом, перспектива развития опыта заключается в:

-продолжении работы по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментальную и проектную деятельность;

- формировании познавательной активности дошкольника для успешного обучения в школе;

-разработке перспективного планирования по экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы, используя имеющуюся положительную систему работы по направлению;

- усовершенствовании предметно-развивающей среды;

- активизации участия родителей в развитии познавательной активности дошкольников.

С целью распространения положительного педагогического опыта, разместила его описание на личном сайте.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний.

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС дошкольного образования.

Таким образом, опираясь на свой педагогический опыт, на научный опыт выдающихся исследователей можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской одаренности.


 Приложение 1

Инструментарий для мониторинга результатов опыта работы

Вводная диагностика проводится по методике Прохорова Л.Н. «Выбор деятельности».

Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.

На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

1-Игровая;

2-Чтение книг;

3-Изобразительная;

4-Детское экспериментирование;

5-Труд в уголке природы;

6-Конструирование из разных материалов.

Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй 2-балла, за – 1 балл.

Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.

Результаты оформляются в таблицу:


Ф.И. ребенка

Выбор деятельности



1

2

3

4

5

6









                                                                                                                                

Итоговая диагностика проводится по методике Прохорова Л.Н.   «Маленькие исследователи»

Методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка.

Детям предлагается схематическое изображение уголка экспериментирования с различными материалами и предметами.

Ребенку предлагается осуществить последовательно три выбора:

«К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь».

После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз.

Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.

Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.

Результаты оформляют в таблицу:


Ф.И. ребенка

Выбор деятельности

1

2

3

4

5

6

7





























Приложение 2

Анкета для родителей

 Уважаемые родители! Цель данной анкеты: выявить отношение родителей к   поисково-исследовательской активности детей.

Знаете ли Вы, что в группе углубленно занимаются вопросами опытно- экспериментальной деятельности?

  1. Интересует ли Вас лично данная проблема?

  2. Ощущаете ли Вы что Ваш ребенок проявляет интерес к экспериментированию?

  3. В чем это проявляется?

         Ребенок много рассказывает о проведенных опытах.

         Пытается экспериментировать самостоятельно

         Просит Вас принять участие в экспериментах.

  1. Чем можете оказать помощь группе в проведении опытов?

  2. Поддерживаете ли Вы проводимую работу по опытно – экспериментальной деятельности?

  3. В чем это проявляется?

         Беседовали с ребенком об экспериментировании.

         Создаете ребенку условия для проведения опытов дома.

         Проводите наблюдение с детьми за природными объектами.

         Сажаете деревья.

         Охраняете природу.

8. Знакомите ли Вы своего ребенка с правилами поведения в природе? Нужно ли это делать?

9. В чем Вам требуется помощь детского сада по данной теме?

10. Как оцениваете работу детского сада по данному вопросу?


Старший воспитатель ___________________________



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методические рекомендации "Работа педагогов над самообразованием"

Автор: Шихова Светлана Ивановна

Дата: 23.11.2020

Номер свидетельства: 564204

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Методические рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию педагогов "
    ["seo_title"] => string(112) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-sostavlieniiu-individual-nogho-plana-raboty-po-samoobrazovaniiu-piedaghoghov"
    ["file_id"] => string(6) "139297"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417695895"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Самообразование педагогов – как фактор повышения профессиональной компетентности"
    ["seo_title"] => string(80) "samoobrazovaniie_piedaghoghov_kak_faktor_povyshieniia_profiessional_noi_kompieti"
    ["file_id"] => string(6) "398777"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489080494"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) ""Применение ИКТ в воспитательной работе""
    ["seo_title"] => string(43) "primienieniie_ikt_v_vospitatiel_noi_rabotie"
    ["file_id"] => string(6) "349931"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476713131"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Совершенствование работы методического объединения как фактор повышения качества образования "
    ["seo_title"] => string(108) "soviershienstvovaniie-raboty-mietodichieskogho-obiedinieniia-kak-faktor-povyshieniia-kachiestva-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "230114"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441989861"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Самообразование учителя"
    ["seo_title"] => string(27) "samoobrazovaniie-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "297271"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456159209"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства