Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Организация самообразования педагогов дошкольного учреждения»»
Методические рекомендации
для старших воспитателей дошкольных учреждений
«Организация самообразования педагогов
дошкольного учреждения»
Методическая работа в дошкольном учреждении – это целостная, основанная, на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и коллектива в целом.
Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Задача старшего воспитателя – оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов. Однако эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству.
* * *
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
Изучение учебной и научно-методической литературы;
Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
Изучение новых программ и педагогических технологий;
Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
Повышение общекультурного уровня.
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для молодых специалистов:
Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
Формирование основ педагогического мастерства;
Развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
Развитие способностей к проектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
Проявление творческого потенциала педагога;
Пропаганда своих достижений;
Развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
Овладение методикой работы с детьми;
Адаптация к педагогической деятельности.
Тематикой самообразования также может быть:
одна из годовых задач ДОУ;
проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическое сопровождение необходимо воспитателю:
в определении темы, целей и задач;
в планировании работы по самообразованию;
в ходе реализации плана;
в изучении и анализе результативности своей работы.
Алгоритм работы над темой самообразования
Подбор темы
Определение целей и задач
Дата начала работы над темой
Подбор видов деятельности в рамках работы над методической темой
Подбор источников самообразования
Результаты самообразования и их трансляция на уровне детского сада, района, округа, города.
Этапы и содержание работы по самообразованию
Этапы
Содержание деятельности
педагога
старшего воспитателя
Аналитический
Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.
Педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности педагога. Выявление желания педагога работать над той или иной проблемой: индивидуальные беседы, анкетирование
Планово-прогностический
Планирование работы по самообразованию:
• составление плана или программы самообразования • определение форм методических мероприятий,
• определение этапности реализации программы,
• выбор форм отчётных материалов
•
Консультирование и методические рекомендации по разработке темы: • в определении содержания работы по самообразованию; • в выборе вопросов для самостоятельного углублённого изучения; • в составлении плана в зависимости от уровня профессионализма педагога
Образовательно-теоретический
Теоретическое изучение проблемы:
• знакомство с предметом,
• изучение научно-популярной и методической литературы;
• изучение педагогического опыта;
• изучение видеоматериалов;
• анализ и самооценка результатов.
Создание условий для работы воспитателя по самообразованию: • тематическая подборка и составление картотеки научной, научно-популярной, методической и художественной литературы; • тематическая подборка и составление картотеки газетных и журнальных статей; • видеозаписи; • оформление выставки «В помощь занимающимся самообразованием»; • материалы из опыта работы;
Внедренческий
Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике):
• изготовление пособий и атрибутов;
• организация и проведение практической работы с детьми;
• организация и проведение работы с родителями;
• организация и проведение практической работы с педагогами.
Оценка работы педагога по самообразованию при посещении занятий и других форм воспитательно-образовательного процесса, изучение практических материалов.
Результативно-аналитический
Подведение итогов самообразования:
• оформление педагогического опыта по теме;
• выступление по итогам работы на методическом мероприятии;
• отчёт- презентация;
• тематическое портфолио;
• тематическая выставка;
• мастер-класс.
Привлечение к проведению индивидуальной или групповой консультации; выступлению на заседании совета педагогов; проведению открытого просмотра. Помощь в оформлении результатов самообразования: • выступление по итогам работы и обмену опытом; • составление картотеки по проблеме; • игры и пособия; • советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы; • составление перспективного плана работы с детьми; • организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования; • оформление передового педагогического опыта
Современный педагог, должен обладать способностью, приобретать и использовать профессиональные знания, а так же передовой опыт в практической деятельности. Перепроектирование собственной педагогической деятельности не может осуществляться без планирования работы по самообразованию. Варианты индивидуального планирования приведены ниже.
Когда, где и по какой теме самообразования Вы работали ранее?
Место
Название темы
Форма представления результата работы над темой
*Доклад
*Защита исследовательской работы
*Брошюра
*Листовка
* Буклет
*Проведение семинара
*Обучения коллег новым методикам
*Практикум
*Лекция
*Открытый урок
* другое
Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.
Старший воспитатель как координатор работы по самообразованию педагогов в ДОУ составляет каталоги, рекомендации в помощь занимающимся самообразованием, изучает влияние самообразования на изменения в учебно-воспитательном процессе. В методическом кабинете фиксируется тема, над которой работает педагог, форма и срок отчета. Для всестороннего формирования профессиональной компетенции педагогов ДОУ удобен перспективный план самообразования.