Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения у детей»
В настоящее время повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и, когда еще можно предпринять своевременные меры. Известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируется в устойчивое качество личности. Агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
Особенности проявления агрессии у детей:
-недостаток самоконтроля;
-отказы соблюдать правила;
-конфликтность;
-раздражительность, чувствительность;
-упрямство;
-стремление вывести окружающих в собственных ошибках.
Ребенка можно назвать агрессивным, если в течение полугода систематически будут проявляться 4 из 8 приведенных признаков. В этом случае необходимо обязательно начать решать проблему совместно с детским психологом.
Возможные причины появления агрессии у ребенка:
1. Проявлению агрессивных качеств у ребенка могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.
2. Просмотр агрессивных телепередач, компьютерные игры со сценами насилия.
3. Ссоры, конфликты, грубость в семье.
4. Регулярное проявление у родителей одного или нескольких из вышеуказанных видов агрессивного поведения.
5. Неразумные, не соответствующие возрасту требования, ограничения и наказания, накладываемые родителями по отношению к ребенку.
6. Строгое наказание, без проведения разъяснительных бесед, за любое проявление агрессивности у ребенка. В этом случае ребенок учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любых других ситуациях. Напротив такое поведение родителей взращивает, развивает в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия — агрессию.
7. Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности.
8. Недостаточное время, уделяемое родителями ребенку. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого.
9. Ревность к другим детям.
10. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего.
Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.
Что делать с детской агрессией?
Каждого родителя интересует вопрос: «с чего начать и как выстроить коррекцию поведения подобного рода?». Ответ на него – прост: формировать правильные привычки и создавать условия для искоренения агрессивности ребенка.
Важно отметить, что в целях достижения максимально эффективного результата, важно проявлять исключительно комплексный подход к решению вопроса. Коррекция поведения не может носить эпизодический характер.
Рекомендации для родителей
Изучением вопроса агрессивности детей различного возраста занимается немало отечественных и зарубежных специалистов, результаты исследований которых позволяют создать перечень рекомендаций для родителей, столкнувшихся с детской агрессией:
Откажитесь от запрета в выражениях эмоций, даже самых негативных. Дайте ребенку установку, что проявление любых эмоций – это нормально.
Создайте условия для формирования у ребенка способа эргономичного выражения скопившейся агрессии, например, посещение спортивной секции или подвижные игры.
Помните о том, что необходимо постоянно разговаривать с детьми, систематически узнавая, что его беспокоит или тревожит.
Не забывайте о необходимости создания условий для формирования сильной и уверенной самооценки подрастающей личности. Смело хвалите его за успехи и всегда акцентируйте внимание на достоинствах.
Сократите уровень критики, но не забывайте периодически в мягкой форме указывать на имеющиеся недостатки.
Минимизируйте или вовсе исключите внешнюю агрессию (наказания, игры или программы/фильмы с агрессивными акцентами и пр.).
Установите общение «на равных».
Соблюдайте данные обещания и правила, установленные дома (если договорились о нецелесообразности применения «плохих» слов, будьте добры, откажитесь от них и Вы).
Работайте над развитием коммуникативных навыков ребенка.
Терапии в борьбе с детской агрессией
На сегодняшний день существует большое количество отличных способов коррекции агрессивного поведения детей, в особенности, в дошкольном и начальном школьном возрасте, к числу которых относят арттерапию, а именно:
изотерапия (рисование различными способами);
песочная терапия;
лепка из глины;
создание кукол;
сказкотерапия;
танцевальная терапия и пр.
К числу терапий такого типа относят все виды творчества, доступные ребенку.
Для выхода скопившейся агрессии можно предлагать различные методы, среди которых:
комканье и разрывание бумаги;
драки игрового характера с подушкой или спортивной грушей;
использование мешка/пакета/стакана/коробки для криков и плохих слов;
игры с водяными дубинками, водными пистолетами или прыжки на батуте;
игры-пиналки с использованием инвентаря (камень/шишка/консервная банка и пр.);
рисование пластилином на картоне.
Психотерапия
Необходимость обращения за профессиональной помощью возникает в момент, когда агрессивное поведение не поддается контролю и требует профессионального лечения.
Обращение за квалифицированной помощью требуется в ситуации, когда:
приступы агрессивного поведения ребенка носят регулярный характер;
агрессивность поведения приносит дискомфорт окружающим людям (сверстникам и педагогам);
родители полностью потеряли контроль над ситуацией;
приступ агрессии становится все длительнее;
агрессивное поведение все чаще перетекает в истеричность;
наблюдается ухудшение состояния здоровья агрессивного ребенка.