Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Здоровый и крепкий малыш"»
Методическая разработка
«Здоровый и крепкий малыш»
Разработала:
воспитатель
МАДОУ детский сад №6 "Василек"
Туйкина Р.Х.
г.Янаул 2023год
Здоровье – это драгоценность, и,
при том, единственная, ради
которой стоит не жалеть времени,
сил, трудов и великих благ»
Мишель де Монтень
Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, поставленных перед дошкольным учреждением. Формирование личности, поддержание на необходимом уровне физического и психического здоровья ребёнка начинается с его рождения и продолжается в дошкольном возрасте. Воспитание у дошкольника осознанного стремления к здоровому образу жизни способствует сохранению здоровья данного ему природой. Любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена и проанализирована информация о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого поступающего вновь ребенка.
В начале учебного года, ознакомившись с картами здоровья, заполнив и проанализировав листы адаптации, я провожу диагностику исходного уровня развития детей. В процессе диагностики я использую: метод наблюдений, беседы, дидактические игры, подобранные соответственно возрасту. Изучив полученные результаты, я намечаю план дальнейшей работы и ставлю для себя цель:
создать у себя в группе такую здоровьесберегающую среду, которая могла бы обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни.
Всю свою педагогическую деятельность я строю в соответствии с психофизическими особенностями каждого ребенка, что позволяет осуществлять контроль за здоровьем детей и полнее раскрыть их творческий потенциал.В группе я стараюсь создать домашнюю обстановку, чтобы обеспечить все условия для разностороннего развития детей, чтобы они чувствовали себя уютно и комфортно.Закаливание детей является важным фактором, способствующим укреплению здоровья ребенка. Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний играет важную роль охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т. п.). В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням. В группе проводятся закаливающие процедуры, предусмотренные планированием в строгом соответствии с возрастом ребенка и временем года, в которое они проводятся:
- водные процедуры (игры детей с водичкой в тазике);
- летние солнечные ванны;
- поддерживание нормальной температуры воздуха в помещении;
- воздушные ванны после дневного сна с проведением физических упражнений (зарядка в постели и пробежка по коврику босиком);
- правильный подбор одежды, облегченная одежда;
- босохождение по массажным коврикам.
Для профилактики переутомления детей в детском саду проводятся динамические паузы (физкультминутки). Я использую физкультминутки после рисования, лепки, чтения книг. К примеру, физкульминутка «Мы веселые мартышки»:
Мы весёлые мартышки, Дружно прыгнем к потолку,
Мы играем громко слишком, Оттопырим ушки,
Мы в ладоши хлопаем, Ногу поднесём ко рту,
Мы ногами топаем, Хвостик на макушку.
Надуваем щёчки,
И друг другу даже
Языки покажем.
Физкультминутка «Мы веселые мартышки» включает в себя артикуляционную гимнастику, способствует профилактике плоскостопия. Развивает артикуляционный аппарат и дыхательные упражнения. Они способствуют профилактике ОРЗ:
1. «Насос»: улыбнуться, язык между зубами, подуть на кончик языка
2. «Фокус»: сдуть воображаемую вату с кончика носа
Пальчиковую гимнастику я провожу в любое удобное или свободное время. Это необходимо для развития мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика «Шарик», «В нашей избушке», «Где твой дом», «Сел на ветку снегирек» развивает воображение детей и познавательную активность.
Большую роль в своей работе я отвожу подвижным играм. Их я провожу на физкультурных занятиях, на прогулке, в групповой комнате. Особенно моим воспитанникам нравится подвижная игра «Кот и мыши». Обычно, в роли кота выступаю я сама, а дети – мышки.
Для снятия напряжения, агрессивности, повышения эмоционального настроя я использую технологии музыкального воздействия. Музыкальное сопровождение – это элемент утренней гимнастики. Во время музыкального занятия дети прослушивают спокойную классическую музыку, детские песенки из мультфильмов или кинофильмов. Я стараюсь использовать музыку и в группе, во время свободной игры детей. Дети подпевают, тем самым развивая память, танцуют. Дети с удовольствием играют с музыкальными инструментами (дудочка, гармошка, барабан).
Психогимнастика по методу М.И. Чистяковой также способствует снятию напряжения:
1. «Цветок»: воспитатель произносит, дети выполняют движения:
Наши красные цветки Наши красные цветки
Открывают лепестки (руки в стороны). Закрывают лепестки,
Ветерок чуть дышит, Головой качают,
Лепестки колышет (раскачиваются). Тихо засыпают.
2. «Ласка»: дети прижимают воображаемого котёнка.
3. «Холодно-жарко».
Дети садятся в круг. Воспитатель говорит: «Подул ветер» - дети съёживаются в комочки. Воспитатель продолжает: «Выглянуло яркое солнышко, можно загорать» - дети расслабляются, улыбаются, поднимают лицо к «Солнцу».
Важнейшим фактором в моей группе являются гигиенические средства, которые способствуют развитию, сбережению и укреплению здоровья детей:
ежедневные проветривания группы;
чистота в группе;
соблюдение температурного режима группы и в туалетного помещения;
много света;
режим питания;
сон;
правильное мытьё рук;
спокойный, доброжелательный тон воспитателя.
Работа с родителями для меня является важной составляющей всего педагогического процесса. Ведь от нашего сотрудничества многое зависит. С момента поступления ребенка в детский сад я строю совместную работу, которая поможет ему быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив. Для этого я провожу с родителями беседы на темы: «Ваш ребенок идет в детский сад», «Особенности воспитания и обучения детей раннего возраста», «Оздоровление и закаливание детей раннего возраста» и многие другие. Даю необходимые консультации (индивидуальные и групповые.), по вопросам адаптации детей к условиям ДОУ и на интересующие родителей темы. Провожу родительские собрания, на которых выбирается родительский комитет, намечается план совместной работы с родителями, обсуждаются и рассматриваются различные вопросы, касаемые воспитания и обучения детей. Я стараюсь привлечь родителей к участию в жизни группы и детского сада. Родители активно посещают родительские собрания и принимают активное участие в жизни группы.