kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка на тему: «Пальчиковая гимнастика для детей 3-5 лет»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:

  • формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;
  • развивает детскую фантазию, внимательность, способность к запоминанию и мыслительные процессы;
  • оздоравливает организм за счет воздействия на биологически активные рецепторы на пальцах рук;
  • нейтрализует тревожность и создает положительную эмоциональную атмосферу как у конкретного ребенка, так и в детском коллективе;
  • способствует формированию возрастных навыков самообслуживания;
  • тренирует и подготавливает детскую руку к овладению письмом, к школьным нагрузкам, обучает способам расслабления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: «Пальчиковая гимнастика для детей 3-5 лет»»

МБДОУ «Детский сад №116»









Методическая разработка на тему:

«Пальчиковая гимнастика

для детей

3-5 лет»

























Составили:

Дубровина Елена Александровна

Мишакина Кристина Геннадьевна



Рязань



Пояснительная записка

Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. В мозгу ребенка центры, отвечающие за речь, и те, что управляют движениями пальцев рук, находятся в тесном соседстве и стимулируют друг друга. Именно поэтому можно смело сказать: чем больше малыш умеет делать руками, тем он умнее.

Гармонизация движений мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Работа пальцами и разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, речи, памяти; помогает подготовить руку к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчает развитие навыков письма.

Пальчиковые игры — это замечательный материал для быстрого овладения простейшими математическими понятиями, начиная от счета и кончая такими категориями, как вправо — влево, выше — ниже, дальше — ближе, длиннее - короче, больше – меньше. Следовательно, пальчиковые игры – это стимуляция и развитие речи, универсальный тренинг мелкой моторики рук.

Возрастные и индивидуальные особенности детей 3-5 года жизни, рекомендованные авторами примерной программы Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой лежат в основе планирования и проектирования образовательного процесса 3-5- ЛЕТ жизни детей.

Цель:

Развитие речи и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста

Задачи:

1. Оптимизировать условия для развития речи и мелкой моторики детей соответствующие возрасту, потребностям и их интересам.

2. Обогащать и активизировать словарь детей.

3. Совершенствовать умение детей внятно произносить гласные и согласные (парные) звуки.

4. Развивать мелкую моторику рук.

5. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы.

6. Совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными, употреблять правильно предлоги

7. Развивать диалогическую речь.

8. Вовлекать родителей в партнерские взаимоотношения по развитию речи  и мелкой моторики детей через пальчиковые игры и упражнения.

Для решения данных задач выработаны следующие принципы:

 

принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);

- принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсомоторному воспитанию детей;

- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;

- принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;

- принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.

 

Формы работы:

- Упражнения для массажа рук;

- Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук;

- Упражнения без предметов;

- Гимнастика для пальцев;

- Упражнения, укрепляющие мышцы кистей рук;

- Разучивание стихов – основы, на которой развивается речь и чувство ритма

- Проговаривание речевого материала

- Комментирование пальчиковых действий.



Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:

  • формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;

  • развивает детскую фантазию, внимательность, способность к запоминанию и мыслительные процессы;

  • оздоравливает организм за счет воздействия на биологически активные рецепторы на пальцах рук;

  • нейтрализует тревожность и создает положительную эмоциональную атмосферу как у конкретного ребенка, так и в детском коллективе;

  • способствует формированию возрастных навыков самообслуживания;

  • тренирует и подготавливает детскую руку к овладению письмом, к школьным нагрузкам, обучает способам расслабления.



Виды пальчиковых игр для детей 3-5 лет

К пальчиковым играм для средней группы можно отнести следующие виды:

  • упражнения для самомассажа рук;

  • пальчиковые игры с участием предметов;

  • пальчиковая гимнастика;

  • игры, развивающие координированность движений пальцев и рук;

  • гимнастика для укрепления мышц руки.

Как правильно проводить занятие по пальчиковой гимнастике в детском саду

Успешный результат занятию принесет выполнение следующих правил:

  • предварительная подготовка педагога, составление или приобретение картотеки пальчиковых игр;

  • привлечение внимания детей («мишка или кукла пришли к нам в гости»), сказочное вступление;

  • речевым сопровождением могут быть стихи и потешки, описание действий в прозе;

  • вначале руки нужно разогреть, порастирать ладошки до ощущения тепла;

  • упражнения повторять не более пяти раз;

  • воспитатель неторопливо показывает движения и делает их вместе с детьми, следя за правильностью выполнения;

  • доброжелательный настрой педагога, поддержание хорошего настроения у детей;

  • тихое музыкальное сопровождение;

  • постепенно заучивать сопровождающие стихи.







Перспективный план на год

Сентябрь.

Комплекс № 1

«Дружба»
Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца на др. руке.) 
Мы закончили считать.

«Овощи - фрукты»

В огороде много гряд,          (Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат,               (Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород             (Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.



«Хлеб»

Муку в тесто замесили,

(Сжимают и разжимают кулачки)

А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)

Пирожки и

(Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи – Всё мы испечём в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх)

Очень вкусно! (Гладят живот)


«От куда хлеб пришел»

Бублик

  Баранку,

  Батон

  И буханку

  Пекарь из теста

 Испёк спозаранку. .( Большой и указательный пальцы  

   образуют круг Большой и средний пальцы

   образуют круг. Большой и безымянный пальцы  

   образуют круг.Большой и мизинец образуют круг.

   Имитация лепки хлеба.)


Собираем листики

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать.

Листья березы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины.

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет принесем.(

Отгибать пальчики.

Кулачки сжимать и разжимать.

Загибать пальчики.

Изобразить фонарики.)



Октябрь.


Комплекс 2

«Грибы»

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

(массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца)


«Осенью»

Ветры яблони качают.(Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.

Листья с веток облетают.

(Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).

Листья падают в саду,

Их граблями я гребу.

(Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями)




«Домашние животные»

Довольна корова своими телятами (показывают поочерёдно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших)

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья? Поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

А я довольна своими ребятами! (показывают на себя и разводят ладони в стороны)

«Дружат добрые зверята»

Дружат добрые зверята     (соединяем одинаковые пальчики рук).

Дружат малые зайчата (ритмичное касание мизинцев обеих рук).

Дружат в озере бобры, (ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук).

Дружат в небе комары, (ритмичное касание средних пальцев обеих рук).

Дружат милые ежата, (ритмичное касание указательных пальцев обеих рук).

Дружат даже медвежата (ритмичное касание больших пальцев обеих рук).

Вот как разыгрались, по лесу разбежались! (руки опустить, потрясти кистями)



Ноябрь

Комплекс № 3

«Домашние птицы»

Есть у курицы цыплёнок,

(Большие пальцы поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца)

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок,

У каждой мамы малыши


(Показывают пальчики, играя ими) Все красивы, хороши! )

«Бытовые электроприборы»

Пылесос, пылесос,

  Ты куда суёшь свой нос?

  Я жужжу, я жужжу,

  Я порядок навожу. Ритмичное сгибание пальцев  

  обеих рук (ладони смотрят    вперёд) то же, но ладони обращены друг

к другу.   Соприкосновение кончиков  пальцев.  


«Дом»

Этот дом- одноэтажный.

Этот дом – он  двухэтажный.

А вот этот – трёхэтажный.

Этот дом – он самый важный:

Он у нас пятиэтажный!


 

 (Разгибают пальцы из кулачка,

начиная с мизинца.)

 

«Дом и ворота»

На поляне дом стоит,

(«Дом»   изобразить   двумя  руками,крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.)

Ну а к дому путь закрыт.

(Правая и левая руки повернутыладонями к себе,

Соприкасаются  друг с другом, большие пальцы — вверх(«ворота»).

Мы ворота открываем,

(Ладони разворачиваются пара- ллельно друг другу).

В этот домик приглашаем.

«Мебель»

Мебель я начну считать:

(показывают ладошки обеих рук)

Кресло, стол, диван, кровать, (пальцы обеих рук поочерёдно сжимают в кулачки)

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет

. Много мебели назвали, (разжимают кулачки и показывают ладошки)

Десять пальчиков зажали! (сжимают кулачки и поднимают их вверх)


Декабрь

Комплекс № 4

«Это я»

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох устали вытрем лоб!

(Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.)

«Одежда и обувь»

Я надену сапоги, (Показываем на ноги, туловище, голову.)

Курточку и шапку.

И на руку каждую (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку. (Смена рук.)

«Зима»

Снег ложится на дома,     (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши.               (Руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима,      (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Мы её не слышим…         (Рука за ухом.)


«Новогодний праздник»

  Ждали праздника мы долго.           Трём ладошку о ладошку.

   Наконец пришла зима.                            Сжать кулаки, прижать их друг к  другу.

  Наконец пришла зима                      Пальцы «идут» по столу, по  коленкам.

   В гости ёлку привела.                              Пальцы показывают Ёлочку, указательные пальцы сцепляются

  К ёлке все мы подошли,

  Хороводы завели.                                       Круговые движения кистями рук.

  Покружились, поплясали,                     Кисти рук опустить, расслабить.

  Даже чуточку устали.

  Дед Мороз скорей приди,                    Ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперёд.

  Нам подарки принеси.



Январь

Комплекс № 5



«Зимние каникулы»

Что зимой мы любим делать? (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.


« Зимние забавы»

Лепим мы из снега ком,               (Дети сжимают и разжимают кисти рук)

Из комочков слепим дом.           (Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны)

Звери будут в доме жить,            (Хлопают в ладоши)

Веселиться и дружить,

Вместе домик сторожить             (Соединяют руки в «замок»)


«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке  нашей  (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,                      (На каждое название птицы загибают по одному  пальчику.)        

Шесть щеглов и голубей,                

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.                 (Опять   сжимают   и   разжимают   кулачки.)



«Дикие животные зимой»

Ёж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год (смена рук).

Волка, зайца, рысь, лису

И зимой найдёшь в лесу.


Февраль

Комплекс № 6

«Мы веселые матрешки»
Мы веселые матрешки,           (Хлопают в ладоши) 
На ногах у нас сапожки,         (Указательным и средним пальцами идут по полу)
В сарафанах наших пестрых (Соединяют ладошки вместе) 
Мы похожи словно сестры.    (Руки в замок)


«Защитники Отечества»


Илья Муромец –         (Приосаниться.)

Добрый молодец.       (Показать бицепсы.)

Зорко в даль глядит   (Рука козырьком.)

Да врагов разит.         («Бросить копьё».)


«Строители».

Мы строители, мы строим, Ребенок стучит кулачком о кулачок.

Много мы домов построим, Загибает по очереди пальцы на обеих руках.

Много крыш и потолков,

Много окон, стен, полов,

Много комнат и дверей,

Лифтов, лестниц, этажей.

Будет у жильцов веселье –  Произносит слова веселым голосом.

В новом доме новоселье!   Произносит громко


Март.

Комплекс № 7 «8 марта»

Мамочка хорошая,     (Воздушный поцелуй над ладонью.)

Мамочка любимая!    (Поцелуй над другой ладонью.)

Очень я её люблю,     (Сдуваем с ладони поцелуй.)

Поцелуи ей дарю!      (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)



«Этот пальчик…»

Этот пальчик - дедушка,                                   Загните большой палец.

Этот пальчик – бабушка,                                  Загните указательный палец.

Этот пальчик – папочка,                                   Загните средний палец.

Этот пальчик – мамочка,                                  Загните безымянный палец.

Этот пальчик – я,                                                Загните мизинец.

Вот и вся моя семья!                                        Вращайте кисть, разведя пальцы в стороны…

«Весна»

Вот уж две недели (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)

Капают капели.

Снег на солнце тает (Руки ладонями вниз разведены в стороны.)

И ручьём стекает. (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)

«Рыбки»

Рыбки весело плескались                            Ладошки как бы ударяют по воде.

В чистой светленькой реке                        

То сожмутся, разожмутся,                           Пальчики сжимаются в кулачок, разжимаются.

 То закружатся в воде.                                  Винтообразные движения кистью.


« Птички»

 

   Птички полетели,

   Крыльями махали,

   На деревья сели,

   Вместе отдыхали.

Большой палец отгибают в  

   горизонтальное положение,

   сверху присоединяют сомкнутые

   прямые остальные пальцы.

   Машут ладонями с широко

   раскрытыми пальцами.

   Руки вверх, все пальцы широко

   расставлены.

   Большие пальцы отгибают  

   (как движения в первой строчке)



Апрель

Комплекс № 8

«Книги»

Много книжек есть на свете,                    Дети ладошки соединяют вместе  

                                                                     «книжкой».

Читать их очень любят дети.                    Раскрывают и закрывают      

                                                                    «книжку».

Если книги мы прочтем,

То узнаем обо всем:

Про моря и океаны,                                  Поочередно соединяют одно

Удивительные страны.                             именные пальцы,

Про животных прочитаем                       начиная с мизинца.






«Транспорт»

Раз, два, три, четыре, пять –

Буду транспорт я считать. (Сжимают и разжимают пальчики.)

Автобус, лодка, и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолет,

Корабль, поезд, вертолет. (Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки)




«Дорожная грамота»

Дорожных правил очень много

Раз - Внимание дорога!

Два - сигналы светофора,

Три – смотри дорожный знак,

А четыре – «переход».

Правила все надо знать

И всегда их выполнять.


Май

Комплекс№ 9


«Цветы»

(Выполнять движения в соответствии с содержанием стихотворения.)

Наши алые цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головками качают.

«Насекомые»

Прилетела к нам вчера                   Взмахи перекрещенных кистями рук.

 Полосатая пчела.                          

А за нею шмель –  шмелек            На каждое название насекомого соединяют    

                                                          пальцы, начиная с мизинца.

И веселый мотылек,

Жук – жучок и стрекоза,

Как фонарики, глаза.                     «Колечки» - указательные и большие          

                                                          пальцы      соединены.

Пожужжали, полетали,                  Взмахи перекрещенными кистями рук.

От усталости упали.                       Тихо кладут руки на стол.

«Что такое лето?»

Что такое лето?                         Дети произносят вопросительно,  

                                                    поднимают  плечи.

Это много света,                       Поднимают руки вверх.

Это поле, это лес,                   «Рисуют» круги, делают упражнение    

                                                    «Деревья».

Это тысячи чудес,                     Хлопают.

 Это в небе облака,                   Поднимают руки вверх, рисуем круги.

Это быстрая река,                    Соединяют ладони вместе, делают ими

                                                   «змейку».

Это яркие цветы,                     Кисти рук ставят вертикально и соединяют.  

                                                  Округленные ладони с раздвинутыми пальцами  

                                                  отводят в стороны.

Это синь высоты,                    Поднимают руки вверх.

 Это в мире сто дорог             «Ходят» пальцами.

 Для ребячьих ног.                  Хлопают.





















Методическое обеспечение:

1. Железнова Е. Пальчиковые игры / Е. Железнова - М. : Феникс, 52 с.

2. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить; М., «Советская Россия», 1973. (интернет-ресурсhttp://pedlib.ru/Books/5/0362/5_0362-1.shtml)

3. Крупенчик О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Младшая группа детского сада. – СПб. : издательский Дом «Литера», 2011. – 32с.

4. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры / Е. Ф. Черенкова - М. : Рипол Классик, 2010. - 45 с.

5. Мальцева И. В. Пальчиковые игры для детей. От 3 до 7 лет. / И. В. Мальцева - М. : Азбука-классика, 2010. - 117 с.

6.Примерная общеобразовательная программа  «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

7. Электронные ресурсы

Техническое обеспечение: музыкальный центр, компьютер, проектор.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка на тему: «Пальчиковая гимнастика для детей 3-5 лет»

Автор: Дубровина Е.А ; Мишакина К.Г.

Дата: 07.11.2021

Номер свидетельства: 590662

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(272) "План по самообразованию Тема: «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников»"
    ["seo_title"] => string(162) "plan-po-samoobrazovaniiu-tiema-nietraditsionnoie-ispol-zovaniie-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-v-fizichieskom-vospitanii-i-ozdorovlienii-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "318830"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460659529"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "План по самообразованию в подготовительной группе"
    ["seo_title"] => string(54) "plan_po_samoobrazovaniiu_v_podghotovitiel_noi_ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "426810"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1504104841"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Педагогический проект «Обитатели водоемов» в средней группе"
    ["seo_title"] => string(69) "piedaghoghichieskii_proiekt_obitatieli_vodoiemov_v_sriedniei_ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "423594"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1498973873"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства