Математическое развитие детей дошкольного возраста средствами занимательного материала
Математическое развитие детей дошкольного возраста средствами занимательного материала
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Математическое развитие детей дошкольного возраста средствами занимательного материала»
Математическое развитие детей дошкольного возраста средствами занимательного материала
Математическое развитие знакомит детей с количественными, пространственными, временными и другими отношениями с помощью разнообразных средств. Одним из эффективных средств математического развития дошкольников является занимательный математический материал: развивающие игры, развлечения и сказки. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. Процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.
В своей педагогической деятельности сделала следующие выводы: процесс математического развития важно построить так, чтобы сложные, абстрактные математические понятия детьми осваивались в практической игре, а не бессмысленно заучивались. Занимательный материала классифицирую по различным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а так же по направленности на развитие тех или иных умений.
Занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно три основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения.
Первый вид занимательного математического материала – это развлечения. В процессе развлечения дети закрепляют ранее приобретённые знания, умения и навыки.
В развлечениях используются различные виды занимательного материала:
- задачи в стихотворной форме;
- задачи-шутки, загадки с цифрами и о цифрах;
- математические сказки;
- логические упражнения;
- головоломки с палочками и геометрическими фигурами;
- ребусы, лабиринты и т.д.
Второй вид занимательного математического материала – это математические игры и задачи.
Третий вид занимательного математического материала – это развивающие (дидактические) игры и упражнения. Важным средством формирования мыслительной деятельности ребенка, его интеллекта является игра.
Еще одним видом занимательного математического материала является математическая сказка. Народные и авторские сказки, которые дети от многократного чтения знают уже наизусть, - это бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой.
Роль занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и всестороннего развития и воспитания ребенка дошкольного возраста:
- активизация умственной деятельности;
- интерес к занимательному математическому материалу;
- развитие умственных способностей;
- закрепление полученных знаний и умений.
Чтобы были реализованы задачи математического развития детей средствами занимательного материала, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.
Этого можно достичь, если соблюдать следующие педагогические условия математического развития детей дошкольного возраста средствами занимательного материала:
- создана предметная занимательная среда с игровыми пособиями, а также уголком занимательной математики;
- организована совместная деятельность воспитателей и родителей, направленная на математическое развитие средствами занимательного материала;
- разработан перспективный план по математическому развитию детей средствами занимательного материала.
Таким образом, формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций. Этому способствует такая организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным игровым материалом.
На успешность формирования элементарных математических представлений влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал (загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы) способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.