-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
-развивать дыхание, голос.
Коррекционно-воспитательная: -воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование: игрушки для развития речевого выдоха, пиктограммы с изображением эмоционального состояния человека, музыкальные инструменты.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Психогимнастика. Посмотрите на эти лица (показать пиктограммы) Какие они разные! (дети называют эмоциональное состояние человека). Изобразите доброго волшебника, злую Бабу –Ягу, печальную Аленушку, огорченного Ивана –царевича.
2.Объявление темы занятия.
Логопед: (показывает красивую коробочку). Эту коробочку нам прислали герои мультфильма «Бременские музыканты» и попросили отгадать, на чем больше всего они любят играть. Сегодня мы будем учится угадывать какой из музыкальных инструментов звучит.
3. Развитие слухового внимания.
Закройте глаза. Раз-два-три-четыре-пять-начинаем мы молчать и слушать звуки. (Дети закрывают глаза, слушают и называют инструмент.)
Логопед: Вы слышали разные звуки и по ним узнавали какой инструмент звучал. Чем мы слушали? (ушами). Уши-важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить слух м не причинить ему вреда? (ответы детей).
4.Знакомство с термином «речевой звук»
Вы послушали, как звучат инструменты. Все живые существа тоже издают звуки. Стихотворение «Разные звуки»
Где-то собаки рычали –рррр
В стойле коровы мычали-ммм
В комнате мухи жужжали-жжж
Мимо машины бежали-тррр
Гудели от ветра все провода –зззнь
Капала в кухне из крана вода-кап-кап
Перекликались в ночи поезда-уууу…
Животные издают звуки, некоторые предметы (вода, поезд) –тоже издают звуки, а мы с вами –говорим.
5.Физ. Минутка
Мы пришли в осенний лес (ходьба с высоким подниманием колен)
Перешагиваем через траву, перепрыгиваем через лужи
мы по лесу шли, подосиновик нашли (приседания во время ходьбы)
6.Знакомство с артикуляционным аппаратом
Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки. Правильно, нам нужен рот, язык, зубы, губы.
Рот-домик звуков. В домике этом- красные двери,
Рядом с дверями- белые звери
Любят зверушки конфеты и плюшки
Произнесите звук п-п-п. Этот звук мы произносим губами. Произнесите звук з-з-з. Этот звук мы произносим зубами. А теперь положите ладошку на горлышко и и произнесите д-д-д, г-г-г, б-б-б. слышите, как поет горлышко? Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к-к-к, т-т-т. Слышно голос? Нет. А теперь скажите г-г-г. Голосок проснулся и запел громко, звонко. Так что нам помогает произносить звуки? (губы, зубы и язык). Как надо заботится о нашем рте? (чистить зубы, полоскать рот после еды)
7.Артикуляционная гимнастика.
Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, зубы и язык выполнять разные упражнения. Вытяните губы трубочкой.
«Подражаю я слону, губы хоботком тяну.»
А теперь улыбнемся, растянем губы в улыбке.
«свои губы прямо к ушкам растяну я как лягушка
А теперь слоненок я, хоботок есть у меня.
Мне понравилось играть, повторю –ка все опять!» (упражнение Заборчик-хоботок)
8.Итог занятия.
Итак, что мы сегодня слушали? (звуки). Чем мы слушали? (ушами). А чем мы произносим звуки? (ртом). Что нам помогает их произносить? (язык, губы, зубы,). Молодцы!