kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Логопедические игры для автоматизации звуков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры для автоматизации звуков у ребенка, это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Логопедические игры для автоматизации звуков»



«Собери цветочек»

Цель игры: закрепить правиль­ное произношение звука в словах, развивать фонематическое вос­приятие, зрительную память.

Материал: предметные кар­тинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.

Ход игры: Собрать цветочек, выбирая лепестки с картинками, в названии которых имеется за­данный звук. После того, как ре­бенок собрал цветок, педагог пред­лагает ему закрыть глаза и пере­ворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.

«Построй домик»

Цель игры: закрепить правиль­ное произношение звука в словах, развивать фонематическое вос­приятие.

Материал: предметные кар­тинки на прямоугольниках (кирпичиках, 7—14 штук) и на большом треугольнике (крыша).

Ход игры: построить домик для какого-нибудь героя (в имени которого есть звук, который автоматизируется), например: [л] — построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук [л].



«Собери яблочки»

Цель игры: закрепить умение дифференцировать оппозицион­ные звуки, развивать мелкую мо­торику.

Материал: предметные кар­тинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями.

Ход игры: педагог рассказыва­ет, что ветер раскачал яблоню и с нее упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яб­лочки, на которых нарисованы картинки со звуком «з» в назва­нии, а в корзину собачки — яб­лочки с картинками со звуком «с». Подобно этой игре можно провести другие: «Собери мор­ковь», «Собери груши» и т.д. Пе­дагог во время такого занятия может закреплять лексику по теме «Овощи-фрукты».

«Солнышко»

Цель игры: закрепить правиль­ное произношение звука в словах, развивать фонематическое воспри­ятие, звуковой анализ слова.

Материал: предметные картин­ки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).

Ход игры: педагог предлагает ребенку собрать лучи для солныш­ка, выбирая только те, в назва­нии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, учитель-логопед просит ребенка определить позицию звука в на­званиях выбранных картинок.




































































«Украсим елочку»

Цель игры: автоматизация по­ставленного звука в словах, фра­зах, развитие мелкой моторики.

Материал: силуэт елочки, на которой с помощью проволоки кре­пятся маленькие пуговички, не­большие круги с петелькой из тесь­мы — «елочные шары» с наклеен­ными предметными картинками.

Ход занятия: педагог предла­гает ребенку украсить елочку ша­рами, на которых нарисована кар­тинка с заданным звуком в назва­нии, прикрепляя игрушки с помощью петельки к елочке. Ког­да задание выполнено, логопед просит ребенка составить предло­жения про самые красивые шары.

«Напои куклу чаем»

Цель игры: автоматизация по­ставленного звука в словах, фразах, развитие фонематического восприятия.

Материал: предметные кар­тинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.

Ход игры: педагог знакомит ребенка с куклой Женей и рас­сказывает, что Женя очень кап­ризная — она любит пить чай только из чашек, на которых на­рисованы картинки с ее любимым звуком «Ж» в названии. Среди множества чашек учитель-лого­пед просит найти те, на которых есть такие картинки.



«Кукла наряжается»

Цель игры: автоматизация по­ставленных звуков в словах, фра­зах, развитие фонематического восприятия.

Материал: бумажная кукла, предметные картинки, наклеен­ные на силуэт платья.

Ход игры: перед детьми рас­кладываются платья, педагог предлагает детям нарядить кук­лу в те платья, на которых есть картинка с заданным звуком в ее названии.



«Украсим комнату флажками»

Цель игры: автоматизация по­ставленных звуков в словах, фра­зах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.

Материал: натянутая веревоч­ка, предметные картинки, накле­енные на разноцветные флажки.

Ход игры: педагог сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника логопед предлагает украсить кабинет, выбирая для этого только флажки с кар­тинками на заданный звук. Ког­да задание выполнено, педагог просит ребенка отвернуться и по памяти назвать картинки на; флажках.




























































«Паровоз»

Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.

Материал: паровоз и вагончики с наклеенными предметным картинками, в названии который есть заданный звук.

Ход игры: логопед предлагает ребенку составить паровозик, выбирая только те вагончики, в названии картинок которых слы­шится заданный звук. Когда за­дание выполнено, педагог просит ребенка отвернуться и по памяти назвать картинки на вагончиках.








«Собери бусы»

Эту игру лучше всего прово­дить с двумя детьми: один ребе­нок собирает бусы с одного кон­ца, другой — с другого.

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, раз­витие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.

Материал: длинный шнурок, предметные картинки, наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помо-щью дырокола проделаны два отверстия.

Ход игры: педагог предлагает детям собрать бусы, выбирая из них те, на которые наклеена картинка, называющаяся на заданный звук.


«Сложи пирамидку»

Цель игры: автоматизация по­ставленного звука, развитие фо­нематического восприятия, раз­витие зрительного восприятия, мышления.

Материал: предметные картин­ки, наклеенные на разноцветные кружки (овалы, прямоугольники, квадраты) разной величины.

Ход игры: педагог предлагает ребенку сложить пирамидку из фигур, выбирая только те, на ко­торые наклеена картинка с задан­ным звуком в названии. Ребенок должен сложить пирамидку по всем правилам, отбирая фигуры в порядке их уменьшения.







«Разложи елочки»

Цель игры: автоматизация по­ставленного звука, развитие фо­нематического восприятия, раз­витие зрительного восприятия, мышления.

Материал: предметные кар­тинки, наклеенные на елочки разной величины.

Ход игры: педагог предлагает ребенку разложить елочки в по­рядке убывания - от самой боль­шой до самой маленькой, выбирая только те, которые украшены кар­тинками с заданным звуком в названии.


































































«Веселые матрешки»

Цель игры: автоматизация по­ставленного звука, развитие фо­нематического восприятия, раз­витие зрительного восприятия, мышления.

Материал: предметные кар­тинки, наклеенные на матрешек разной величины.

Ход игры: педагог предлагает ребенку построить матрешек по росту, выбирая те, которые ук­рашены картинками с заданным звуком в названии.


«Сложи снежинку»

Цель игры: автоматизация по­ставленного звука, развитие фо­нематического восприятия, раз­витие зрительного восприятия, мышления.

Материал: нарисованный об­разец снежинки, предметные кар­тинки, наклеенные на части сне­жинки.

Ход игры: педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть образец снежинки, сделанной из разных геометрических фигур, и сложить точно такую же, выбирая те фигуры, в названии картинок которых слышится заданный звук.


«Подбери фигуры»

Цель игры: автоматизация по­ставленного звука, развитие фо­нематического восприятия, раз­витие зрительного восприятия, мышления.

Материал: на куске цветного картона любой формы (круг, квадрат, овал) вырезаются отвер­стия-фигуры самой разнообраз­ной формы и величины. Это мо­гут быть, например, только тре­угольники разной величины или разнообразные геометрические фигуры. К каждой или несколь­ким вырезанным фигурам выре­заются точно такие же, чтобы у ребенка был выбор, и все фигу­ры украшаются картинками.

Ход игры строится по типу игры «Доска Сегена». Ребенку предла­гается подобрать к каждому отвер­стию подходящую фигуру с задан­ным звуком, например «л», и зак­рыть отверстие. Основой для вырезанных фигур может послу­жить силуэт платья или кофты (они должны быть достаточно боль­шими по размеру, чтобы детям было удобно). В этом случае игра может называться «Украсим пла­тье» или «Украсим кофточку».



Игровые приемы коррекционной работы

по автоматизации поставленных звуков.

Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обя­зательно включаются в логопеди­ческую практику. Это позволяет решить сразу несколько задач:

  • пробудить в ребенке жела­ние самому активно участвовать в процессе исправления звукопро­изношения;

  • расширить и обогатить диа­пазон игровых умений и навыков;

  • повысить познавательную активность и работоспособность детей;

  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

  • плавно регулировать пове­денческие трудности детей, посте­пенно приучая их подчиняться правилам игры;

  • увеличить объем коррекционного воздействия, включив иг­ровые упражнения в различные режимные моменты.





































































Кто дольше?

Ребенок и логопед соревнуют­ся в правильном и длительном произношении звука. Победитель отмечается каким-либо символам (звездочкой, кружочком и т.д.). Игру можно использовать для ав­томатизации свистящих, шипя­щих, сонорных звуков.

Кто больше?

Используется любой счетный материал (собачки, грибочки, квадратики и т.д.). За каждое правильное произнесение звука или слога логопед и ребенок бе­рут себе по одной фигурке. Игру можно проводить с двумя-тремя детьми с однотипным нарушени­ем произношения. В этом случае логопед оценивает его правиль­ность и награждает участников.

Научи Петрушку

Логопед берет пальчиковую куклу и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог. Ребенок вы­ступает в роли учителя, Петруш­ка — ученика.



Говорящие руки

Иногда ребенку долго не удает­ся ввести новый правильный звук в слоги. Как только к согласному звуку присоединяется гласный, автоматически включается произ­ношение старого дефектного зву­ка. Предположим, что речь идет об автоматизации звука [ш]. Лого­пед дает инструкцию: Мы. с тобой поиграем в «говорящие руки». Ле­вую руку научим говорить [ш], а правую [а]. Давай попробуем! Логопед берет своей рукой левую руку ребенка и показывает, как со­вместить произношение [ш] с лег­ким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается» го­ворить [а]. Поочередно, слегка уда­ряя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит: Ш — а, ш а. Постепенно пауза меж­ду [ш] и [а] сокращается, и ребе­нок переходит к слитному проговариванию.

Ступеньки

В тетради ребенка логопед ри­сует ступеньки. Нужно проша­гать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно повто­ряя звук или слог. Другой вари­ант: ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счет­ных палочек или спичек. Зада­ние остается прежним.

Ромашка

В тетради ребенка логопед ри­сует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую со­гласную букву (р,л, з,ж,шжт.д.) На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, перехо­дя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги: ра, ро, рэ; ар, ор, эр и т.д. Упражнение проводится с деть­ми 5—7 лет, которые знают бук­вы, а также используется при обучении грамоте.

Поедем на машине

Игра используется для авто­матизации изолированного зву­ка [р]. В тетради для индивиду­альных занятий ребенок и лого­пед рисуют машину, от которой тянется извилистая дорожка к домику (деревцу, гаражу, ска­мейке и т.д.). Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося [р], ведет пальцем по дорожке. В резуль­тате он должен «доехать» до ин­тересующего объекта. В первый раз разрешается делать 2—3 ос­тановки в пути. Для автомати­зации звука [л] выбирается об­раз гудящего парохода или са­молета; для [з] — комарика; для [ж] — жука и т.д.





































































Повтори для мишки

На столе выставляются игруш­ки. Для каждой из них ребенок произносит звук или слог (или ряд слогов). Логопед подыгрывает ре­бенку: Как мишке понравилось! Лисичка не расслышала, повтори-ка еще раз! и т.д.

Давай проверим!

При выполнении домашнего задания ребенок должен каждый правильно произнесенный звук или слог отмечать в тетради каким-либо знаком (крестиком, галоч­кой). По количеству знаков, про­ставленных в тетради, логопед про­веряет и отмечает старательность и усердие ученика. Дома такое за­дание выполняется под контролем родителей.

Прокати мяч

Логопед предлагает ребенку прокатить по полу мяч из одного конца кабинета в другой, произ­нося при этом заданный звук. Ис­пользуется для автоматизации шипящих, свистящих и сонор­ных звуков. Также ребенок мо­жет подбрасывать мяч вверх.

Телеграмма

Дети, взявшись за руки, обра­зуют круг. Логопед, поворачива­ясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, по­вернувшись к товарищу. Теле­грамма проходит круг, возвраща­ясь к педагогу. Если кто-то из детей неверно повторит звуковой ряд, значит телеграмма не дош­ла до адресата, и игра начинает­ся заново. Упражнение использу­ется не только для автоматиза­ции звуков в слогах, но и для развития фонематического вос­приятия. Например, по кругу пе­редаются слоги ша — са , ко — го, зу жу зу и др.

Пальчики здороваются

Ребенок большим пальцем по­очередно прикасается к указатель­ному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произ­носит заданный звук или слог. Логопед следит за правильностью произношения и точностью дви­жений пальцев рук ребенка.

Маленькие ножки бежали по дорожке...

Ребенок представляет, что ука­зательный и средний пальцы — это ножки, большой палец при­жимает безымянный и мизинец к середине ладони. Указательным и средним пальцами ребенок «ша­гает» по столу, произнося на каж­дый «шажок» заданный звук или слог

Раз – шажок, два – другой.

Ребенок стоит, руки на поясе. Логопед предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый-шаг по­вторяя заданный слог или ряд слогов. Упражнение логоритмическое.





Делай, как видишь, не делай, как слышишь (путаница). Ло­гопед договаривается с ребенком о том, что, допустим, в красную коробочку будут класть картин­ки, слова, в которых есть тот или иной звук. Затем дает искажен­ную инструкцию, а ребенок дол­жен, не обращая внимания на нее, сделать правильный выбор.

Найди четвертый лишний предмет. Логопед раскладывает несколько карточек с изображени­ем предметов, а ребенок называет их. По заданию логопеда ребенок определяет, какое слово лишнее.

Игра в лото. Логопед дает инструкцию: разложить в две, три стопки слова или карточки с определенной позицией (местом звуков, определенным звуком. Второй вариант: направо — одни, налево — другие. При соревнова­нии двух-трех детей побеждает тот, кто набрал большее количе­ство слов или карточек.

Делай, как видишь, не делай, как слышишь (путаница). Ло­гопед договаривается с ребенком о том, что, допустим, в красную коробочку будут класть картин­ки, слова, в которых есть тот или иной звук. Затем дает искажен­ную инструкцию, а ребенок дол­жен, не обращая внимания на нее, сделать правильный выбор.

Найди четвертый лишний предмет. Логопед раскладывает несколько карточек с изображени­ем предметов, а ребенок называет их. По заданию логопеда ребенок определяет, какое слово лишнее.

Игра в лото. Логопед дает инструкцию: разложить в две, три стопки слова или карточки с определенной позицией (местом звуков, определенным звуком. Второй вариант: направо — одни, налево — другие. При соревнова­нии двух-трех детей побеждает тот, кто набрал большее количе­ство слов или карточек.































































Игры на закрепление произношения звуков и их различение





































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Логопедические игры для автоматизации звуков

Автор: Дружинина Ирина Павловна

Дата: 22.09.2019

Номер свидетельства: 520452

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Логопедические игры для автоматизации звуков у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"
    ["seo_title"] => string(104) "loghopiedichieskiieighrydliaavtomatizatsiizvukovudietieisfonietikofoniematichieskimniedorazvitiiemriechi"
    ["file_id"] => string(6) "338869"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1470715734"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) ""Логопедическое лото для автоматизации звука Л" для детей дошкольного и школьного возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "loghopiedichieskoie_loto_dlia_avtomatizatsii_zvuka_l_dlia_dietiei_doshkol_nogho_"
    ["file_id"] => string(6) "447198"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1514464791"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Использование авторизированных дидактических игр для автоматизации звуков в словах в работе с дошкольниками. "
    ["seo_title"] => string(118) "ispol-zovaniie-avtorizirovannykh-didaktichieskikh-ighr-dlia-avtomatizatsii-zvukov-v-slovakh-v-rabotie-s-doshkol-nikami"
    ["file_id"] => string(6) "224064"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1438428724"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Логопедическое лото для автоматизации звука Р."
    ["seo_title"] => string(52) "loghopiedichieskoie_loto_dlia_avtomatizatsii_zvuka_r"
    ["file_id"] => string(6) "389929"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1486651836"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) ""Презентация игр по автоматизации звука Л и Ль в словах и предложениях" "
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia-ighr-po-avtomatizatsii-zvuka-l-i-l-v-slovakh-i-priedlozhieniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "238813"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444659502"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства