Просмотр содержимого документа
«Логопедические игры для автоматизации звуков у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»
Логопедические игры для автоматизации звуков у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущих проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения). Все эти недостатки произношения могут привести к неуспеваемости в школе. Общеизвестно, что речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются в дошкольном возрасте.
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
В литературе нет данных свидетельствующих о том, какой процент выпускников речевых групп с ФФНР всё-таки имеют трудности в овладении чтением и письмом. Но из опыта работы логопедов мы знаем, что большинству детей при выпуске рекомендуется школа, где работает логопед. В детские поликлиники обращаются школьники с дисграфией. Поэтому вопрос о повышении эффективности работы логопеда остаётся актуальной.
Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним, что чёткие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении, «безусловно, правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить».
Автоматизация звуков – один из рутинных, утомительных, порой сложно прогнозируемых по срокам этапов коррекционного процесса.
Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи.
Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа.
В этот период работы в арсенале логопедов должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приёмов для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребёнка в увлекательную игру.
Игра - основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. "Для ребят дошкольного возраста - игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания".
Автоматизировать звук – значит ввести его в слоги, слова, словосочетания, предложения, связную речь.
Этапы логопедической работы:
1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука.
2. Развитие моторики речевого аппарата.
3. Постановка звука.
4. Автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке.
Необходимо организовать специальные занятия по восполнению пробелов в развитии звуковой стороны речи, то есть по формированию правильного произношения звуков и развитию полноценных фонематических процессов путем дифференцированного и индивидуального подхода при обучении в рамках работы во время занятий и частично в свободное время.
На индивидуальных занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановка звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка.
Данные игры предназначены для работы с детьми, имеющими фонетические и фонетико-фонематические дефекты речи, и представляет методические разработки логопедических занятий по постановке и автоматизации звуков
Условия для автоматизации звуков: - предметно-развивающая среда; - многообразное предъявление одного и того же материала в вариациях; - произнесение речевого материала с одновременным выполнением различных движений; - параллельная работа над развитием психических процессов и лексико-грамматической стороны речи; - постепенное и систематическое повышение
Далее предлагаются игры для автоматизации и дифференциации звуков. Эти игры применяют, начиная с этапа автоматизации звука в слове, при условии, что этап постановки и закрепления изолированного звука и произнесения его в слогах пройден успешно.
Универсальность предложенных игр заключается в том, что они могут использоваться в работе над любым звуком речи, при условии, что в распоряжении логопеда имеются нужные наглядные материалы.
Система игровых упражнений. Этап закрепления звука в изолированном звучании:
Игровые задания в виде звукоподражаний (подборка «Шумелочки», «Свистелочки», «Звенелочки», «Гуделочки», «Рычалочки», «Жужжалочки»);
«Звуковые дорожки»;
«Волшебные ниточки».
Этап автоматизации звука в слогах:
Произнесение слогов с каким-либо движением:
«Слоговые дорожки»;
С движением пальцев рук («Замок», Пальчики здороваются», «Пальчики прощаются», «В кулачок», «Перчатки», «Пальчики шагают», «Кулак-ладонь-ребро»);
Произнесение слогов от лица какого-либо героя или предмета.
Произнесение слогов с разной интонацией и мимикой («Гномики разговаривают», «Ребята с нашего двора», «Лесные жители», «Пение птиц», «Разговор инопланетян»)
Произнесение слогов с отстукиванием ритма «Молоточки», «Радисты», «Телеграфисты», «Забиваем гвоздики молоточком», со сменой ритмического рисунка «Осенний букет», «Сбор фруктов».