kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Логопедические игры для автоматизации звуков у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит логопедические игры для развития фонетико-фонематического восприятия.

Просмотр содержимого документа
«Логопедические игры для автоматизации звуков у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

Логопедические игры для автоматизации звуков у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущих проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения). Все эти недостатки произношения могут привести к неуспеваемости в школе. Общеизвестно, что речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются в дошкольном возрасте.

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

В литературе нет данных свидетельствующих о том, какой процент выпускников речевых групп с ФФНР всё-таки имеют трудности в овладении чтением и письмом. Но из опыта работы логопедов мы знаем, что большинству детей при выпуске рекомендуется школа, где работает логопед. В детские поликлиники обращаются школьники с дисграфией. Поэтому вопрос о повышении эффективности работы логопеда остаётся актуальной.

Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним, что чёткие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении, «безусловно, правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить».



Автоматизация звуков – один из рутинных, утомительных, порой сложно прогнозируемых по срокам этапов коррекционного процесса.

Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи.

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа.

В этот период работы в арсенале логопедов должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приёмов для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребёнка в увлекательную игру.

Игра - основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. "Для ребят дошкольного возраста - игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания".

Автоматизировать звук – значит ввести его в слоги, слова, словосочетания, предложения, связную речь.

Этапы логопедической работы:

  • 1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука.

  • 2. Развитие моторики речевого аппарата.

  • 3. Постановка звука.

  • 4. Автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке.

Необходимо организовать специальные занятия по восполнению пробелов в развитии звуковой стороны речи, то есть по формированию правильного произношения звуков и развитию полноценных фонематических процессов путем дифференцированного и индивидуального подхода при обучении в рамках работы во время занятий и частично в свободное время.

На индивидуальных занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановка звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка.

Данные игры предназначены для работы с детьми, имеющими фонетические и фонетико-фонематические дефекты речи, и представляет методические разработки логопедических занятий по постановке и автоматизации звуков

Условия для автоматизации звуков:
- предметно-развивающая среда;
- многообразное предъявление одного и того же материала в вариациях;
- произнесение речевого материала с одновременным выполнением различных движений;
- параллельная работа над развитием психических процессов и лексико-грамматической стороны речи;
- постепенное и систематическое повышение

Далее предлагаются игры для автоматизации и дифференциации звуков. Эти игры применяют, начиная с этапа автоматизации звука в слове, при условии, что этап постановки и закрепления изолированного звука и произнесения его в слогах пройден успешно.

Универсальность предложенных игр заключается в том, что они могут использоваться в работе над любым звуком речи, при условии, что в распоряжении логопеда имеются нужные наглядные материалы.

Система игровых упражнений.
Этап закрепления звука в изолированном звучании:

Игровые задания в виде звукоподражаний (подборка «Шумелочки», «Свистелочки», «Звенелочки», «Гуделочки», «Рычалочки», «Жужжалочки»);

«Звуковые дорожки»;

«Волшебные ниточки».

Этап автоматизации звука в слогах:

Произнесение слогов с каким-либо движением:

  • «Слоговые дорожки»;

  • С движением пальцев рук («Замок», Пальчики здороваются», «Пальчики прощаются», «В кулачок», «Перчатки», «Пальчики шагают», «Кулак-ладонь-ребро»);

  • Произнесение слогов от лица какого-либо героя или предмета.

  • Произнесение слогов с разной интонацией и мимикой («Гномики разговаривают», «Ребята с нашего двора», «Лесные жители», «Пение птиц», «Разговор инопланетян»)

  • Произнесение слогов с отстукиванием ритма «Молоточки», «Радисты», «Телеграфисты», «Забиваем гвоздики молоточком», со сменой ритмического рисунка «Осенний букет», «Сбор фруктов».

  • Этап автоматизации звука в словах:

  • Кнопочки

  • Волшебные кубики

  • Бродилки

  • Паровозик

  • Сто ходов

  • Стрелочки

  • Домино

  • карусель игр

  • гармошка

  • повтори правильно

  • домик звука

  • бусы

  • найди и назови

  • Этап автоматизации звука в предложениях:

  • «Подружи слова»

  • «Путаница»

  • «Исправь взрослого»

  • «Смешинки», «Найди ошибку», «Так бывает или нет?»

  • «Добавлялочки»

  • «Спроси-ответь»

  • «Волшебный клубок»

  • «Дополни предложение»

  • «Четвёртый лишний»

  • «Верю, не верю»

  • «Подарки»

  • «Звуковая дорожка»

  • Этап автоматизации звука в связной речи:

  • Заучивание стихов с использованием мнемодорожек;

  • Заучивание стихов с помощью движений;

  • Пересказ с помощью мнемодорожек;

  • Пересказ от лица героя рассказа;

  • «Сочини сказку» (по игре «Сто ходов»).












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Сивина Ольга Викторовна

Дата: 09.08.2016

Номер свидетельства: 338869

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства