Просмотр содержимого документа
«Литературные игры для детей»
Приобретению знаний по литературе, начитанности способствуют литературные игры.
Наклеив цветные иллюстрации на картон и разрезав, на несколько частей (от 2-х до 8-ми), можно сделать игру «Собери картинку».
Эта игра развивает воссоздающее воображение, заставляет проговаривать эпизод, изображенный на картинке, развивает связанную речь.
Наклеенные на картон иллюстрации помогут ребенку восстановить последовательность сюжета. Перепутав картинки и убрав одну из них, предлагаем рассказать, какой эпизод «исчез».
В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.
Вырезав по контуру изображения героев сказки и наклеив их на ткань, можно устроить «театр картинок».
Можно предложить детям небольшую викторину, которая поможет определить самого начитанного среди собравшихся.
Показывая изображения героев сказки, можно задавать следующие вопросы:
В каких сказках встречаются заяц, волк, медведь, лиса?
Какие сказки начинаются со слов: «Жили-были дед и баба»?
В каких сказках действие происходят в лесу?
В каких сказках едят пирожки, блины, колобки, плюшки и другие хлебобулочные изделия («Маша и медведь», «Красная шапочка», «Крылатый, мохнатый да масляный» и др.)?
Из 2-х экземпляров «Колобка» (или любой другой сказки) можно сделать игры по типу «Домино», «Лото».
Эти игры развивают внимание, умение вести себя в коллективе, выполнять правила игры, уметь проигрывать.
Одинаковые старенькие книжки можно использовать в играх-соревнованиях, которые будут интересны детям старшего возраста и которые украсят детский праздник или вечеринку.
Для игры дети делятся на две команды (участников должно быть столько же, сколько картинок к сказке). Все участники получают по эпизоду-картинке. Затем по сигналу каждая команда должна выстроиться по порядку действия (сюжету) сказки. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее и правильно.
Игру можно усложнить, если добавить к набору картинок из одной сказки некоторые «лишние» эпизоды из других произведений, перемешать их и положить на противоположные стороны стола. Каждая команда выстраивается друг за другом у своего «набора». По сигналу первый участник команды должен отыскать картинку с первым эпизодом заданной сказки и, положив его на картонную полосу под № 1, встать последним в строй своей команды; второй отыскивает 2-ой эпизод, и т.д. Выигрывает команда, которая справится с заданием – выстроит сюжет из картинок первой без ошибок.
(Это могут быть как иллюстрации из старых потрепанных книжек, так и рисунки, сделанные детьми или взрослыми).
Для детей, которые умеют читать, картинки можно заменить словами, написанными крупным красивым шрифтом на небольших полосках картона.
Старшим дошкольникам можно предложить более сложные игры, используя изображения литературных героев из старых книжек или нарисованные самими детьми.
Вопросы: Назовите друзей этого героя (варианты: недругов, родителей, современников). Например, герой – Буратино его друзья – Пьеро, Мальвина, Артемон, др. куклы враги – Карабас, Дуремар, лиса Алиса, кот Базилио, родители – папа Карло, а может быть Алексей Толстой, придумавший эту сказку.
На каком языке заговорил бы герой, если бы ожил? Золушка – на французском, Дюймовочка – на датском, Карлсон – на шведском, Старик Хотабыч – на русском, три поросенка – на английском.
В играх можно использовать образки текста и вопросы можно варьировать.
1.Читается отрывок.
2.Вопросы
Как называется это произведение? Кто его автор? Какие произведения писателя вы знаете? Назовите сказки, рассказы, стихи, где главная героиня – лягушка (медведь, лиса и т.п.). Кто из литературных героев путешествовал по воздуху? В каких произведениях есть утки, гуси, лебеди, домашние птицы? Назовите произведения, где разговаривают животные и т.п.
Игра «Докончи фразу».
Взрослый из конверта или коробки достает открытку с наклеенным на неё отрывком и читает его не до конца, а дети по памяти продолжают.
Читающим детям раздают отрывки текста, наклеенные на небольшие полоски картона. Дети должны разыскать свою «половинку» среди 8-10 отрывков, выложенных на общий поднос.
Выигрывает тот, кто первый отыщет свою «половинку».
Литературные игровые вопросы можно объединять в тематические и создавать игры-викторины по образцу популярных телепередач «Поле чудес», «Что? Где? Когда?».
Игры, построенные по принципу игры в «Города».
Также называем литературных героев.
Вариант: называть не с последней буквы, а с последнего слова.
Игры на совершенствование дикции, произношение различных звуков – скороговорки, чистоговорки.
Игры, развивающие память, чувство ритма и рифмы.
«Продолжи строчку» или «Угадай рифму».
Вариант «Придумай за автора».
Игры на воспоминание (кто больше стихов) на определенную тему.
Например, стихи о деревьях.
Вариант: Кто прочтет это стихотворение от начала до конца?
Назови как можно больше строк из этого стихотворения.
Загадывается какой-то персонаж, требуется по вопросам, на которые можно отвечать только «да» и «нет», отгадать, кто задуман.
Составлять разные слова из одного слова.
Игры «сходство-различия».
Записываются 2 несходных между собой предмета. Предлагается объяснить, в чем сходны и чем различаются названные предметы.