Задачи: Образовательные: -закрепить значение понятия звук, слог, как части слова. -обучить делению слов на слоги с опорой на количество гласных. -обогащать словарный запас. -развивать функции словоизменения, словообразования. -развивать орфографическую зоркость. Коррекционные: -развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти. -развитие познавательной активности, воображения, образного мышления. -формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные учебной деятельности. Воспитательные: -воспитывать интерес к родному языку. |
Предметные УУД: -сформировать понятие о слоге, как о части слова. -обучить делению слов на слоги с опорой на количество гласных. -расширить лексический словарь относительными, притяжательными прилагательными. -продолжить развитие функции словоизменения, словообразования. -продолжить развитие орфографической зоркости. | Метапредметные УУД: Регулятивные:самостоятельно ставить учебные цели и задачи урока, умение планировать и выполнять действия в соответствии с поставленной познавательной задачей, умение принимать и сохранять учебную задачу, анализировать и сравнивать и обобщать языковые явления, осваивать способы деления слов на слоги, контролировать и оценивать свою деятельность. Познавательные: осмысление слоговой структуры слова, умение анализировать речевую информацию и делать выводы, умение отвечать на поставленные вопросы. Коммуникативные: формирование умение слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций, точно и грамотно выражать свои мысли, развивать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. | Личностные УУД: Проявлять интерес к новым знаниям, положительное отношение к обучению, проявлять ответственность при выполнении задания, оценить свою деятельность, адекватно воспринимать оценку учителя. |
I. Мотивация к деятельности. 1. Организационный момент. | Здравствуйте, ребята и гости! Сегодня урок логопедии проведу у вас я, меня зовут Анна Алексеевна. Присаживайтесь, помните о правилах посадки, спины ровно. Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения. «Да» или «нет» Отвечайте «да» или «нет» на мое утверждение: Очень любим мы учиться – И, конечно же, лениться – Выполняем все задания - Очень любим опоздания – Читаем, пишем, рассуждаем – Дисциплину нарушаем - Всем успехов пожелаем – И урок мы начинаем – Не забывайте: отвечать – не кричать, только руку поднимать. Посмотрите на экран, какие буквы вы можете увидеть? - Произнесите звук [С] - Какой он? (согласный, глухой, твёрдый или мягкий) А теперь добавим голос, какой звук получится? [З] Дайте ему характеристику, какой он? (согласный, звонкий, твёрдый или мягкий). Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки [С - З] чтобы речь наша была красивой и понятной. Чтобы красиво произносит звук, сделаем гимнастику для язычка. Выполним упражнение «Лошадка» и «Змейка». (Видео) | Учащиеся приветствуют друг друга. От слова зима учащиеся образуют уменьшительно-ласкательную форму и прилагательное( Отправляемся в зимний лес, зимушка). |
2.Сообщение лексической темы. | Ребята, посмотрите. Нам с вами пришло письмо от жителей Зачарованного леса. Давайте прочитаем его? «Дорогие ребята, нам, в Зачарованном лесу, нужна ваша помощь. Злая ведьма Теодора похитила наших друзей и не хочет их отдавать, пока мы не выполним ее задания. Помогите нам справиться с ними.» За каждое правильно выполненное задание вы будете получать осколок от медальки. Как только вы ее соберете, наших друзе из Зачарованного леса отпустят. Ребята, поможем жителям леса? И первое задание нам приготовил Серый волк. Замените звук «С» на звук «З». Проговорите получившиеся слоги. Са – За Со – Зо Су – Зу Аз – Ас Уз – Ус Оз – Ос | |
II.Актуализация необходимых знаний. | Чтобы перейти к выполнению следующего задания, нам с вами необходимо выполнить гимнастику для рук. Плотно соедините ладони и пальцы. По очереди отводите в стороны парные пальцы, начиная с мизинцев. Повторите по 5 раз для каждой пары пальцев. Молодцы! А вам уже принес бурый мишка новое задание. У вас на столах лежат карточки. Какие буквы представлены? Из каких элементов они состоят? Пропишите красивым почерком буквы «С и З» до конца строки. | Обучающиеся сами записывают в тетрадь согласные буквы. |
II. Организация познавательной деятельности. 1.Введение в логопедическую тему. 2. Формирование понятия о слоге. 3. Выявление зависимости количества слогов от количества гласных. 4.Первичное закрепление. Развитие фонематического и слогового анализа 5. Развитие слогового анализа и синтеза в нарушенной последовательности. 6.Развитие орфографической зоркости. 7. Физкультминутка. | Ребята, вы большие молодцы. Вы отлично справляетесь со всеми заданиями. А нас уже встречает хитрая лиса. И она приготовила вам очень непростое задание. Попробуем его выполнить? Вам необходимо проговорить чистоговорки. Попробуем? А теперь попробуйте проговорить ее еще быстрей Зазвенел в лесу звонок, Зайцы сели за урок. Всё зубрят до темноты, Как запутывать следы. Молодцы! Вы получаете еще один осколок. Мы с вами на шаг ближе к спасению друзей. Посмотрите, сколько у нас уже получилось осколков? А сейчас самое время отдохнуть. Встаньте со своих мест. (видео) Серый зайка приготовил для вас еще одно задание. Вам необходимо отгадать его загадки и с помощью хлопков разделить получившиеся слова на слоги. У меня роскошный хвост, А характер мой непрост — Я коварна и хитра. Глубоко моя нора. (Лиса) Я оранжевый зверек, Шубка тёплая, как грелка, Хвостик мягкий, как пушок, Я — старательная … (Белка) Серый я, живу в лесу, Знаю рыжую лису. Песню грустную тяну, Громко вою на луну (Волк) Из берлоги слышен храп — Спит хозяин, косолап. Всю округу замело, Но ему во сне тепло. (Медведь) Лежала под елками Подушечка с иголками. Лежала, лежала Да побежала. (Еж) Ребята, посмотрите в отгаданных словах пропущены буквы. Давайте их туда вернем. Л.са, б.лка, в.лк, ме.ве.ь, ё. Проставьте ударение в этих словах. | Обучающиеся проговаривают чистоговорки. Дают характеристику звуку «С» и «З» Обучающиеся сами делят слова на части, хлопают. ЛИ-СА Бел-ка Волк Мед-ведь Ёж Ребята отгадывают. Определяют количество слогов по количеству гласных. Обучающиеся называю животное, выписывают гласные, ставят ударение Записывают: медвежонок, волчонок, щенок. Детеныши диких животных. Это щенок. Записывают-волк, волки, волчий, волчица. Ставят ударение. Пишут слово волчица. Обучающиеся следуют инструкциям |
8. Закрепление темы. Развитие языкового анализа и синтеза. | Посмотрите на экран, вам необходимо составить предложения по иллюстрации. | Обучающиеся составляют схему предложения, выписывают гласные, определяют самое длинное слово по количеству слогов (лисенок), ставим ударение, подчеркиваем гласные, определяют твердые, мягкие согласные. |