kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Критерии сформированности эстетического воспитания старших дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятий в педагогике очень много, но воспитание является одним из ведущих. Эстетическое воспитание является частью педагогической науки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Критерии сформированности эстетического воспитания старших дошкольников.»










Консультация для педагогов



Критерии сформированности эстетического воспитания

старших дошкольников.

















Понятий в педагогике очень много, но воспитание является одним из ведущих Эстетическое воспитание является частью педагогической науки. Эстетическое воспитание определяется в педагогике как развитие способности чувствовать, воспринимать, видеть прекрасное в жизни и в искусстве, а также как воспитание стремления человека участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

Эстетическое образование - приобщение людей к сокровищнице народной культуры и искусства - все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания - формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты. Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность.

С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра - первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих способностей, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству.

Для дошкольного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является детская литература, мультипликационные фильмы, кино и фотографии в книгах. Со старшего дошкольного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. К концу пребывания в дошкольном учреждении дети должны достигнуть определённого уровня культуры личности.

В области эстетического восприятия искусства и действительности:

  • видеть и отмечать красоту произведений искусства (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры, разных видов народного искусства), окружающих предметов, природы, проявлять эмоционально положительное отношение к ним (выражать чувство удовольствия, радости, выражать желание любоваться ими);

  • знать имена и некоторые произведения 2 - 3 композиторов, художников; знать фамилии нескольких детских писателей и некоторые их произведения;

  • знать и использовать в своей творческой деятельности основные выразительные средства искусства: в музыке - ритм, темп, динамика; в изобразительном искусстве - линия, форма, цвет, композиция; в игре-драматизации - мимика, жесты, движения, поза, голос;

  • знать и называть произведения народного искусства: 2 - 3 народные песни, заклички; загадки, пословицы, поговорки, потешки, сказки; 2 - 4 вида изделий народного декоративно-прикладного искусства Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами.

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

В эстетическом развитии дошкольников действуют стандартные методы народной педагогики:

  • убеждения;

  • приучения;

  • проблемных ситуаций;

  • побуждения к сопереживанию;

  • просьба;

  • совет;

  • намек;

  • рассказы;

  • пример;

  • упражнение;

  • показ;

  • наблюдение;

  • воспроизведение;

  • сравнение;

  • знакомство с традициями;

  • осознание традиций;

  • имитация;

  • соревнование;

  • награда;

  • упрек.

К концу старшего дошкольного возраста дети могут более сосредоточенно рассматривать произведения изобразительного искусства, слушать литературные и музыкальные произведения, а также, воспринимать их более глубоко, осуждать зло, сочувствовать и сопереживать доброму, положительному. У детей развивается поэтичный и музыкальный слух. У них проявляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам изобразительных, литературных и музыкальных произведений.

Происходит активное развитие художественно-творческих способностей, дошкольники сами сочиняют стихи, придумывают песни, сказки, загадки, рисуют, создают аппликации. У них возникает оценочное отношение к своим собственным творческим проявлениям, а также к проявлениям своих сверстников.

Благодаря обучению, постепенно у малышей формируется эмоциональная отзывчивость на разные выразительные средства в их сочетании, на самые простые художественные образы. Дошкольники уже не только видят, но также осознают первоначальные эстетические качества в произведениях искусства. Они уже замечают более тонкие различия, делают более тонкие сравнения, находят выразительные слова.

Дошкольники используют в речи различные поэтические образы, которые запоминают из художественных произведений. У детей происходит формирование интереса к красивому в окружающей жизни и искусстве, к разным видам игровой и художественной деятельности [Бочарова, 2012].

У дошкольников заметно яркое выражение эмоциональной восприимчивости к поведению литературного персонажа, хотя дети еще и не осознают скрытые мотивы его поведения. Существенный вклад в эстетическое воспитание дошкольников также вносят их творческие способности, которые проявляются не только при занятиях ручным трудом, но также и в процессе различных развлечений и представлений.

Развлечения - одна из форм активного отдыха, они становятся радостным событием для малыша, они поднимают настроение, благоприятствуют проявлению у ребенка положительных эмоций.

Многие музыкальные и поэтические произведения, которые подобраны по темам, к примеру, о природе родного края, могут составить содержание лирических концертов («Зимушка-зима», «Березонька моя»), на которых ребята еще раз встретятся с песнями и стихами, которые они раньше слышали или уличи на занятиях. У маленьких зрителей узнавание произведений каждый раз вызывает чувство радости.

Но самый богатый эмоциональный опыт дети получают из природы. Каждый может почувствовать красоту природы и увидеть в ней поэтическое начало, этому помогут лирические стихи, в которых художественный образ создается при помощи таких изобразительно-выразительных средств, как рифма и ритм стиха. Данные средства для создания образа нуждаются в определенном отборе слов с учетом их эмоциональных ассоциаций, звучания и смысла.

Эстетическое воспитание старших дошкольников намного шире, оно затрагивает и художественное творчество, и эстетику отношений, труда, поведения, быта. Эстетическое воспитание использует для формирования ребенка все эстетически значимые явления и предметы, в том числе и искусство как его самое мощное средство. Используя для своих целей художественное воспитание, эстетическое воспитание развивает ребенка преимущественно не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности. Главным является воспитание и развитие таких качеств, таких способностей, которые дают возможность личности старшего дошкольника не только достигнуть успеха в какой-то деятельности, но также быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.

Выделяют такие структурные составляющие эстетического воспитания старших дошкольников:

1) эстетическое образование, которое закладывает ценностные и теоретические основы эстетической культуры личности;

2) художественное воспитание в его художественно-практическом и образовательно-теоретическом выражении, которое формирует художественную культуру личности в единстве ценностных ориентаций, знаний, вкусов, навыков;

3) эстетическое самовоспитание и самообразование, которые ориентированы на самосовершенствование личности;

4) воспитание творческих способностей и потребностей [Шоргинан, 2003].

К концу пребывания в дошкольном учреждении ребята должны достигнуть конкретного уровня культуры личности.

В области эстетического восприятия действительности и искусства:

1) видеть, отмечать красоту произведений искусства (изобразительного, музыкального, архитектуры, литературы, различных видов народного искусства), природы, окружающих предметов, а также проявлять эмоционально положительное отношение к ним (выражать чувство радости, удовольствия, выражать стремление любоваться ими);

2) знать имена, некоторые произведения нескольких художников и композиторов; знать фамилии 2-3 детских писателей, быть способными привести примеры их произведений;

3) знать, применять в своей творческой деятельности главные выразительные средства искусства: в изобразительном искусстве – цвет, композиция, форма, линия; музыке – динамика, темп, ритм; игре-драматизации – голос, движение, поза, жесты, мимика;

4) знать, называть произведения народного искусства: несколько народных песен, закличек, поговорок, пословиц, загадок, сказок, потешек.

В области художественно-творческой деятельности:

1) у дошкольников должен быть сформирован интерес к художественно-творческой деятельности в одном или нескольких видах искусства, эмоционально положительное отношение к предложениям воспитателя заниматься художественно-речевой, музыкальной, изобразительной деятельностью, а также к предложению рассматривать произведения архитектуры, народного декоративно-прикладного, изобразительного искусства; уметь слушать музыку и пересказывать произведения фольклора и детской литературы;

2) у дошкольников нужно сформировать различные умения создавать собственные произведения в любом виде художественной деятельности;

3) также следует сформировать умение и желание создавать, что возможно, своими руками (поздравительную открытку для родителей или воспитателя; игрушку на подарок младшим сестрам, братьям, другу; изготовить настольно-печатную или дидактическую игру, оформить праздник и т.д.).

К концу пребывания в дошкольном учреждении ребята должны уметь эстетически оценивать результаты собственной деятельности и деятельности ровесников, по возможности приводить аргументы этой оценке.

Дошкольники должны стремиться к общению друг с другом по поводу и в процессе художественной деятельности.

В области музыки:

1) проявлять интерес, желание слушать музыку, петь естественным голосом, спокойно, отчетливо произносить слова, брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Петь с и без инструментального сопровождения; прислушиваться к голосу других, согласовывать собственные действия с окружающими;

2) проявлять интерес к русской народной песне;

3) выражать стремление слушать русские народные песни, петь их;

4) выделять выразительные средства музыки: различать ритм, высоту звука (низкий-высокий), динамические оттенки музыки (тихая - громкая).

5) эмоционально положительно отзываться на музыку разного характера (плясовую, маршевую и пр.);

6) различать грустную и веселую мелодию;

7) проявлять интерес к классической и народной музыке;

8) проявлять творческую активность в движении под музыку, в пении;

9) уметь назвать отечественных композиторов-классиков (С.С.

Прокофьева, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского) и зарубежных композиторов (Шопена, Моцарта);

10) знать традиции своего народа, народностей своего края;

11) проявлять желание слушать различную музыку и определять ее характер (маршевая, песенная, торжественная, танцевальная, веселая, спокойная, грустная);

12) уметь петь легко, напевно, выразительно, брать дыхание между музыкальными фразами и удерживать его до конца фразы, отчетливо произносить слова, петь согласованно в хоре;

13) уметь петь с и без музыкального сопровождения, сохраняя ритм и темп произведения;

14) уметь исполнять несложные мелодии на детских музыкальных инструментах.

Таким образом, старший дошкольный возраст - это особенный возраст для развития эстетического восприятия, где главную роль играет воспитатель. Пользуясь всеми методами и приемами, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством развития в дошкольниках эстетического восприятия заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

Конечная цель эстетического воспитания методами народной педагогики заключается в формировании гармоничной личности, всесторонне развитого человека, высоконравственного, прогрессивного, образованного, обладающего желанием творить, умением трудиться, понимающего красоту жизни и красоту искусства.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Критерии сформированности эстетического воспитания старших дошкольников.

Автор: Малышева Елена Борисовна

Дата: 28.08.2021

Номер свидетельства: 585940

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "«Формирование субъектной позиции дошкольника в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе» "
    ["seo_title"] => string(122) "formirovaniie-subiektnoi-pozitsii-doshkol-nika-v-protsiessie-poznavatiel-no-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "140965"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418045253"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "«Воспитательные ситуации, направленные на формирование нрав-ственных качеств детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "vospitatelnye_situatsii_napravlennye_na_formirovanie_nrav_stvennykh_kachestv_det"
    ["file_id"] => string(6) "578643"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1618848715"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1690 руб.
2110 руб.
2020 руб.
2520 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства