Материалы: иллюстрации народов Севера (Ханты и Манси), юрты и чума, национальной куклы; хантейская музыка, мячи, кегли.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему: « Наш край, люби и знай», чтение хантыйских и мансийских сказок, рассказов, чтение наизусть стихотворения «Красотой таёжною полны…» А. Тарханов, ознакомление с загадками, пословицами народов севера, подвижные игры «Хэйро (солнце), «Ловля оленей».
Количество детей: 15человек
Ход мероприятия:
(дети заходят в музыкальный зал, украшенный иллюстрациями на тему: «Наш край, люби и знай», садятся на стулья).
Стихотворение «Красотой таёжною полны…» А. Тарханов
1-й ребёнок: Я славлю волны Иртыша,
Пою столицу края.
Ханты-Мансийск, душа моя-
От кедров и до мая.
2-й ребёнок: Твои зелёные холмы,
Твои долины, плёсы
Красой таёжною полны
И в снегопад, и в грозы.
И вехи первые дорог
Шагали, словно лоси.
3-й ребёнок: Ханты – Мансийск - лесной цветок
Расцвёл в ладонях вёсен.
Я славлю тех, кто знамя нёс
И был в бою героем,
И кто с тобой, мой город, рос,
И кто тебя построил.
4-й ребёнок: Пусть вечно воды Иртыша
Бегут, твой взгляд лаская.
Ханты – Мансийск, твоя душа-
От кедра и до мая.
Воспитатель: Ребята, мы живём в необыкновенном крае, название которого звучит очень красиво…
- Как ребята? Кто знает?
Дети: Югра (слайд№1)
Воспитатель: Правильно. Природа нашего края очень красивая и разнообразная (слайд№2)
Воспитатель: Давайте с вами рассмотрим карту, где находится ХМАО (слайд№3)
Воспитатель: Это край, где проживают люди с очень интересными обычаями – ханты и манси. Ханты и манси – это два похожих народа, которые ведут таёжный образ жизни (слайд№5, №6),
- Ребята, а нас с вами можно назвать ханты или манси, мы ведь тоже проживаем в Югре?
Дети: Нет, мы живём не так давно как они, они коренные жители.
Воспитатель: Правильно, мы с вами не коренные жители Севера, наши мамы, папы, бабушки, дедушки приехали сюда в гости и остались здесь жить, потому что им очень понравилось.
Воспитатель: Ханты и манси не любят жить в больших городах и многоэтажных домах. У них своё особенное жилье – чум или юрта (слайд№7), свои праздники, обычаи, игры, виды деятельности и своя музыка. (ЗВУЧИТ ХАНТЕЙСКАЯ МУЗЫКА)
Воспитатель: Ребята, это горловое пение, в этой песне воспевают природу, которая даёт им пищу, благодарят Богов.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, чем занимались женщины и мужчины?
Дети: Женщины занимались домашним хозяйством, шили, вышивали, они настоящие мастерицы (слайд№8), а мужчины занимались охотой, рыболовством, оленеводством (слайд №9).
Воспитатель: А какое любимое животное у ханты и манси?
Дети: Олень
Воспитатель: Ребята, во что одеты люди?
Дети: Женщины одеты в ягушку, а мужчины в малицу (слайд№10).
Воспитатель: А ноги во что обуты?
Дети: Кисы (слайд№11).
Воспитатель: Одежда у коренных народов не только тёплая, но и нарядная. ---Что означает «нарядная одежда»?
Дети: Одежда вышита орнаментом.
Воспитатель: Орнаменты бывают разные. Что они означают?
Дети: Оленьи рога, заячьи ушки, рога лося.
Воспитатель: У детей хантов свои игрушки, например, куклы (слайд№12).
-Лица куклам не делают, чтобы в эти куклы не вселился злой дух.
Воспитатель: Ребята, ещё у хантов и манси есть свои подвижные игры – забавы. Хотите поиграть?
Дети: Да.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Хэйро». Что означает это слово?
Дети: Слово «Хэйро» означает солнце, воспринимается как надёжный источник тепла, света. Пока есть солнце, есть жизнь.
(Вспоминаем правила игр, проводится игра «Хэйро» - все игроки должны увёртываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.
Игра «Охота на уток» - охотник пытается выстрелом из ружья (мяч) попасть в утку (кеглю).
(Садимся на стулья)
Воспитатель: А сейчас, ребята, проведём с вами викторину (слайд№18)
(дети отвечают на вопросы, кто правильно ответил, тот получает флажок ХМАО).
Воспитатель: Молодцы! Наше путешествие окончено.
- Ребята, о каких коренных жителях Югры мы говорили?
Дети: ханты и манси.
Воспитатель: Ребята, а что бы вам хотелось узнать про свой край?
(Дети высказывают свои предложения и поощряются раскрасками ХМАО)