kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для воспитателей «Приобщение детей к народной игровой культуре».

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Издавна в них четко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представления о смелости, чести, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей «Приобщение детей к народной игровой культуре».»















КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ



« Приобщение детей к народной игровой культуре».


















Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Издавна в них четко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представления о смелости, чести, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народные игры - это неотъемлемая часть интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Неизгладимое впечатления даёт детям знакомство с особенностями жизни разных народов. Дети разных национальностей, посещая детский сад , общаются, рассказывают сказки, играют в разные игры, поют и танцуют внося в свою деятельность элементы национальных культур.

Воспитатель помогает детям понять , что людей разных национальностей к многонациональной культуре и искусству, взаимопомощь, уважение к человеку. Особенности жизни и труда людей находят отражение в народных песнях, сказаниях, в движениях танца, и играх.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в играх зачины и диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В играх , не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, так же много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли.. Напрмер, в игре « Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыплёнка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: « Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи ( « один -за всех и все -за одного» -цыплята), ответственности, смелости, находчивости ( наседка).

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными, весёлыми

моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор. Так, например, зачины, являются игровой прелюдией и дают возможность организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное выполнение правил. Этому способствует ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре:


Катился горох по блюду,

Ты води , а я не буду.


Я куплю себе дуду,

И по улице пойду.

Громче , дудочка , дуди:

Мы играем, ты води.


В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные певалки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят.


Кто засмеется,

губа задерется.

Раз, два, три, четыре, пять,

С этих пор молчать!


Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим.

Эти четкие считалки, напевно-забавные певалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх. Народный фольклор устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Задача воспитателя состоит в том , чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин, взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом.

Ребята вслушиваются в ритмичное сочетание слов, при повторении легко запоминают зачин.

Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от её вида и содержания. Так, несложная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально выразительно. Воспитатель даёт представление о её содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать один - два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.

Сюжетную народную игру тоже можно объяснить по-разному. Например, воспитатель предварительно рассказывает о жизни того народа , в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта, и искусства, заинтересовывает национальными обычаями, фольклором. Или можно образно, но кратко , рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать послушать диалог, если он имеется ( « Редьки», « Мак», « Ястреб и утки»), и перейти к распределению ролей, которое, помимо применения считалок, проходит иногда путем назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами (поощрить и активизировать застенчивого ребенка, или наоборот, показать на примере активного, как важно быть ловким и смелым; отклонить просьбу самоуверенного ребенка и включиться в игру самому воспитателю с целью показать роль водящего, от действий которых, зависит, например, правильность ориентировки в пространстве всех остальных игроков.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, воспитателю необходимо помнить , что впечатления ребенка глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их общественно полезной и творческой деятельности.

Предлагаю небольшой каталог народных игр.


1. « Филин и пташки»


Перед началом игры дети выбирают себе названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль. Играющие выбирают филина. Он уходит в своё гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.

На сигнал: «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет, кого то, поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.

ПРАВИЛА ИГРЫ: Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.




2. « Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих- заря- ходит сзади с лентой и говорит.

- Заря, зарница, красная девица.

По лесу ходила, ключи обронила,

В ленты голубые, кольца обвитые-

За водой пошла!

С последними словами, водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, быстро берет ленту, и они оба быстро бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарёй. Игра повторяется.

ПРАВИЛА ИГРЫ: бегущие не должны пересекать круг, играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.


3. « Игровая»

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

-У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять жесты ведущего. Тот , кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

ПРАВИЛА ИГРЫ: при повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.


4. « Ляпка»

Один из играющих - водящий, его называют ляпкой. Водящий бегает за участниками игры, старается кого-то осалить , приговаривая:

« На тебе ляпку, отдай её другому».

Новый водящий, старается поймать игроков и отдать им ляпку.

ПРАВИЛА ИГРЫ: водящий не должен преследовать одного итого же игрока. Участники игры внимательно наблюдают за сменой водящих.


5. « Ловишка в кругу»

На площадке чертят большой круг. В середине круга кладут палку, небольшую. Все участники встают в кругу, один из них - ловишка.

Он бегает за детьми и старается кого - нибудь поймать. Пойманный игрок, становится ловишкой.

ПРАВИЛА ИГРЫ: ловишка во время игры не должен перепрыгивать через палку, это действие могут совершать только участники игры. Вставать на палку запрещается.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Консультация для воспитателей «Приобщение детей к народной игровой культуре».

Автор: Кугивчак Наталья Михайловна

Дата: 11.01.2016

Номер свидетельства: 275270

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Консультация  для воспитателей "Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства через игру" "
    ["seo_title"] => string(169) "konsul-tatsiia-dlia-vospitatieliei-priobshchieniie-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-k-sotsiokul-turnym-normam-traditsiiam-siem-i-obshchiestva-i-ghosudarstva-chieriez-ighru"
    ["file_id"] => string(6) "171743"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423722079"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Консультация для педагогов «Народная игра – как средство формирования у ребенка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям Родины» "
    ["seo_title"] => string(156) "konsul-tatsiia-dlia-piedaghoghov-narodnaia-ighra-kak-sriedstvo-formirovaniia-u-riebienka-chuvstv-soprichastnosti-traditsiiam-i-dukhovnym-tsiennostiam-rodiny"
    ["file_id"] => string(6) "117257"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412753842"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Творческий проект «Новый год у ворот» для детей первой младшей группы"
    ["seo_title"] => string(68) "tvorchieskiiproiektnovyighoduvorotdliadietieipiervoimladshieighruppy"
    ["file_id"] => string(6) "285738"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454241499"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) ""Рождественские колядки" - краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "rozhdiestvienskiie_koliadki_kratkosrochnyi_proiekt_dlia_dietiei_starshiegho_dosh"
    ["file_id"] => string(6) "380350"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1484638909"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(78) "vospitaniie-dietiei-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-fgos-doshkol-nogo-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "180885"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425273826"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства