Консультация для воспитателей на тему: «Природа и нравственное воспитание детей»
Консультация для воспитателей на тему: «Природа и нравственное воспитание детей»
Формирование у детей научных знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением поведения в природной среде. Это достигается путем формального (учебные заведения и дошкольные заведения) и неформального образования (разнообразные источники информации, разовые мероприятия).
К сожалению, возможности дошкольного детства и решение этих задач недооцениваются. Вместе с тем дошкольный возраст обладает рядом особенностей (восприимчивость, эмоциональная отзывчивость, подражательность), позволяющих наиболее чувствительно воспринимать природные явления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей на тему: «Природа и нравственное воспитание детей»»
Консультация для воспитателей на тему: «Природа и нравственное воспитание детей»
Ивахова Лариса Юрьевна, воспитатель, ГККП Ясли – сад № 4 «Дельфинчик» города Темиртау, Республики Казахстан.
Формирование у детей научных знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением поведения в природной среде. Это достигается путем формального (учебные заведения и дошкольные заведения) и неформального образования (разнообразные источники информации, разовые мероприятия).
К сожалению, возможности дошкольного детства и решение этих задач недооцениваются. Вместе с тем дошкольный возраст обладает рядом особенностей (восприимчивость, эмоциональная отзывчивость, подражательность), позволяющих наиболее чувствительно воспринимать природные явления.
Часто работники дошкольных учреждений в процессе ознакомления детей с природой больше внимания обращают на их умственное воспитание. Но накопление знаний о природе не становится предпосылкой воспитания у дошкольников эмоционально – положительного отношения к ней, что отрицательно сказывается на их поведении.
Необходимым условием правильного организованного процесса ознакомления детей с природой является программное содержание, которое воспитывает и формирует материалистическое миропонимание у дошкольников.
Детям старшего дошкольного возраста уже доступны для понимания сложные и разнообразные знания о растительном и животных мирах. Эти знания подразделяются условно на две большие группы: к первой относятся знания, расширяющие кругозор ребенка, способствующие его интеллектуальному развитию, ко второй – знания, определяющие правила поведения человека в природе, раскрывающие нравственное отношение к ней. Отбор последних, особенно важен для воспитания действенной любви к природе. Эти знания можно объединить в несколько тем: «зачем людям нужна природа», «Как человек заботится о природе», «Природа и творчество человека» и другое.
Часть работы по формированию у дошкольников нравственного отношения к природе может взять на себя семья.
Анализ семейного воспитания показывает, что большинство родителей считают ознакомление с природой важным средством всестороннего воспитания. Вместе с тем многие не отдают себе отчета в том, какие при этом можно решать задачи. «Знакомство с природой происходит само собой», «Знакомим по дороге в детский сад», «Об этом не задумывались» - таковы ответы родителей. Стихийность процесса ознакомления дошкольников с природой проявляется и в том, что родители «идут за ребенком», его интересами, не продумывают заранее вопросы.
Человек, умеющих наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость, восторг, побуждает к передаче чувств, в слове и деятельности. Но не все способы глубоко проникнуть в мир красоты природы, воспринимать ее и наслаждаться ею. Необходимо научить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы.
Эстетическое невежество отрицательно влияет на интеллектуальное и этическое развитие ребенка. Обогащение представлений в природе, познание ее законов и связей без эмоционально – положительного отношения к ней, поэтому все общение с природой маленького ребенка должно быть направлено на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умения замечать и оценивать красоту природы. При этом существует и другая опасность: приучить формально, общаться с природой, ограничиваясь либо утилитарной деятельностью (сбор грибов, ягод, цветов), либо спортивно – оздоровительными мероприятиями (купание, игры на природе и тому подобное).
В работе с родителями важно подчеркнуть, что перед прогулкой в природу намечается хотя бы небольшая цель, связанная с восприятием объекта природы (полюбоваться, присмотреться, заметить, сравнить, вспомнить и т.д.).
Работая с родителями по данной проблеме, следует решать следующие задачи:
Раскрыть перед родителями роль семьи в воспитании интересов и положительного отношения дошкольника к природе.
Установить преемственность в работе с семьей.
Искать пути естественного включения семьи в процесс ознакомления дошкольника с природой.
Формы влияния на семью для решения указанных задач могут быть коллективными и индивидуальными. Но независимо от выбора той или иной формы необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Задача воспитателей и родителей - подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Таким образом для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни. Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства.
Чтобы обеспечить более точное и эмоциональное восприятие природоведческой информации, воспитателю следует отобрать литературный материал для каждого времени года: рассказы писателей о природе, стихи, пословицы, поговорки, загадки, особое внимание обращая на народные приметы.