kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для воспитателей "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в аспекте гендерных различий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация поможет воспитателям ДОУ при организации трудовой деятельности с детьми дошкольного возраста, а именно как организовать труд для девочек и для мальчиков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в аспекте гендерных различий"»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 404 ГОРОДА ДОНЕЦКА»














КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

«Трудовое воспитание

детей дошкольного возраста

в аспекте гендерных различий»









Подготовила и провела:

воспитатель Диброва О.А.

Дата:


2021-2022 учебный год


Дошкольное детство занимает особое место в жизни ребенка. В этот период значительно расширяется круг самостоятельных действий детей, открываются новые возможности в познании мира.

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. В данное время центральным в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.   

В системе дошкольного образования возникают серьезные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений не учитываются гендерные особенности. В основе гендерного воспитания лежит нравственное воспитание, общие цели которого одинаковы для представителей обоих полов, но личностные качества мальчиков и девочек дифференцированы.

По статистике, система образования бесполая, что нашло подтверждение в анализе лицензированных программ.  Система воспитания феминизирована как педагогическими кадрами, так и имеет место семейная феминизация (50 % детей живут в семьях, где нет отцов), что особенно не приемлемо для мальчиков.

Именно в дошкольном возрасте стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение за поведением мужчины и женщины. Ориентация на ценности своего пола происходит как в семье, так и в детском саду.

При первичном наблюдении за взаимоотношениями детей дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что многие девочки лишены скромности, нежности, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Некоторые мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, эмоционально неустойчивы, по отношению к девочкам отсутствует культура поведения.

Содержание игр детей вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не могут договориться, распределить роли.

В процессе трудовой деятельности мальчики не проявляют желание помочь девочкам тогда, когда была необходима физическая сила.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством гендерного, умственного, физического, нравственного воспитания. Детский труд способствует более интенсивному интеллектуальному, эмоционально-личностному развитию ребенка.

Задача воспитателя – научить ребенка выполнять трудовые процессы целостно (от постановки цели до получения результата и уборке рабочего места); осваивать рациональные способы трудовых действий; самостоятельно контролировать качество результата труда. Именно целостное освоение трудового процесса дает возможность ребенку стать действенным субъектом.

 Для лучшего усвоения трудовых навыков планировать работу необходимо с подгруппой детей, учитывая их возрастные и половые отличия.

1. Самообслуживание в процессе одевания раздевания лучше проводить только с мальчиками или только с девочками.

2. Самообслуживание в процессе умывания можно проводить в смешанных подгруппах, но нужно помнить, что мальчики нуждаются в наглядности больше чем девочки, которым в свою очередь необходимо больше устных комментариев.

3. Поручения, связанные с трудом в природе лучше проводить попарно девочка – мальчик, для того, чтобы мальчики выполняли мужскую «тяжелую» работу, а девочки более легкую.

4. Поручения, связанные с хозяйственно – бытовым трудом (давать поручения по интересам ребенка).

5. Ознакомление с трудом взрослых (работа взрослого должна быть интересной как девочкам, так и мальчикам, например, предложить мальчикам размешать салат, а девочкам украсить его).

6. Совместный труд детей и взрослых, ручной труд должен подбираться по гендерным, возрастным интересам детей.

Таким образом, период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.

В такой ситуации основная нагрузка падает на семью, но ведь и в семье далеко не у всех детей есть перед глазами пример мужчины. Число матерей-одиночек с каждым годом растет. Равно как и число однодетных семей. Безо всякого преувеличения можно сказать, что миллионы современных мальчиков лишены серьезного мужского влияния в важнейший период своего развития, когда у них закладываются стереотипы полоролевого поведения. И в результате они усваивают женские установки, женские взгляды на жизнь. Причем матери, которые сами же культивируют в сыновьях такие представления о жизни, потом жалуются на их безынициативность, неумение дать отпор обидчику, нежелание преодолевать трудности. Все чаще мы слышим от мам: «Туда не ходи – опасно, то не делай – поранишься, не поднимай тяжести – надорвешься, не трогай, не лезь, не смей... Лучше я сама!» Естественно, при таком воспитании ни о какой инициативе тут речи быть и не может.

Конечно, страх матерей понятен. Сын – единственный (гиперопекой страдают чаще всего именно однодетные семьи), и мамы боятся, как бы с мальчиком не случилось чего-нибудь плохого. Но подобный подход гуманен лишь на первый взгляд. На самом деле за ним таятся эгоистические соображения. Мамы и бабушки воспитывают его для себя, воспитывают таким, какой им удобен. И не задумываются серьезно о последствиях. Заглушая в ребенке мужественность, мы искажаем мужскую природу. Если понаблюдать за детьми на детской площадке, гуляющими там под присмотром отцов, можно обратить внимание, насколько спокойней относятся отцы к падениям своих малышей. Они не отваживают сыновей от опасного места, а помогают им преодолевать трудности. И подбадривают вместо того, чтобы остановить, одернуть. Это и есть мужской тип реагирования, которого не хватает одиноким мамам в воспитании нынешних мальчишек.

Чем раньше мальчик начнет помогать кому-нибудь из взрослых мужчин, тем лучше. Даже если помощь его чисто символическая. Скажем, вовремя протянуть папе отвертку тоже очень важно. Это возвышает мальчишку в собственных глазах, позволяет ему почувствовать свою причастность к «настоящему делу». Одиноким мама нужно постараться найти среди своих родственников, друзей или соседей человека, который хотя бы иногда мог приобщать мальчугана к какому-нибудь мужскому делу. А когда сын немного подрастет, стоит разузнать, какие в районе есть кружки и секции, где преподают мужчины.

Для реализации представлений о полоролевом поведении взрослым необходимо организовывать различные виды деятельности, для чего важно сформировать у детей определенные трудовые навыки и умения. При участии и под контролем взрослого мальчиков можно научить: разрезать плотный картон; пользоваться лобзиком при работе с фанерой; использовать молоток и гвозди, сколачивая ящик для рассады; скреплять детали кукольной мебел; чинить игрушки; выполнять посильную им физическую работу, например, при необходимости перенести столы и стульчики из одной комнаты в другую или вынести их на веранду. Для мальчиков старшего дошкольного возраста должно стать привычным уступить место матери в транспорте, помочь нести сумку с продуктами. И пусть это будет не столь тяжелая ноша, но ребенок должен почувствовать нагрузку. Тогда его труд будет не игрой в помощь, а помощью реальной. А слова матери: «Как я рада, что в семье растет настоящий мужчина!» - воспримутся сыном как настоящая награда.

Девочек следует обучать шитью, вязанию (потом они с удовольствием будут играть в ателье), сервировать стол, привлекать к оформлению интерьера, формировать умение ухаживать за малышами. В семье они учатся домашнему труду: пылесосить, мыть посуду, печь пироги. Хотя, обязанности по дому может также частично выполнять и сын, если в семье нет дочери.

Одно и то же трудовое задание, к примеру, привести участок детского сада в порядок, желательно дифференцировать для мальчиков и девочек, чтобы оно стало привлекательным для тех и других: девочки сгребают опавшие листья, накладывают их на тачку, а мальчики отвозят ее в установленное место, разгружают. Приобщаясь к народным ремеслам, девочки учатся прясть, а мальчики - выпиливать резные наличники для окон. Программу детских праздников (дома и в дошкольном учреждении), оживляют аттракционы, конкурсы на лучшую хозяйку, на умелого помощника.

Но кроме полученных представлений, приобретаемых навыков и умений у детей должна быть сформирована необходимая мотивация. Поэтому так важны воздействия взрослого на эмоциональную сферу ребенка, одобрение и положительная оценка его социально ценного полоролевого поведения. Ребенок испытает большую радость, чувство удовлетворения, если его наградят самодельным значком или орденом «За доброту и богатырскую силу», «За помощь прекрасному полу» или «За благородный поступок».

Одно из важнейших условий реализации столь далекой цели – преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу. Для этого организуется интересная для детей обоего пола совместная деятельность (игровая, трудовая, художественная), используются ранее названные средства и методы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Диброва Оксана Анатольевна

Дата: 29.03.2022

Номер свидетельства: 603630

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "консультация для воспитателей "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(81) "konsultatsiiadliavospitatielieigiendiernoievospitaniiedietieidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "270106"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450993893"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства