kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация "Роль игры в воспитании дошкольников с трудностями в эмоциональном развитии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эмоциональное состояние ребенка оказывает существенное влияние на развитие  его личности.Эмоции воздействуют на все компоненты познания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация "Роль игры в воспитании дошкольников с трудностями в эмоциональном развитии"»



Консультация на тему:

«Роль игры в воспитании дошкольников

с трудностями в эмоциональном развитии»

В дошкольном возрасте эмоции играют большую роль в развитии ребенка: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение недоступно. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций.

Это уже не младенец, который плачет и от страха и от голода.

Приход в детский сад – большой и серьезный шаг в жизни ребенка. Родители стараются вызвать интерес у своего малыша к игрушкам, к сверстникам. Однако привыкание к детскому саду оказывается для малыша трудным делом. Жесткий режим детского учреждения вызывает спад настроения у многих детей. Изменение образа жизни, нарушение порядка, к которому привык маленький ребенок, может сопровождаться плачем, раздражительностью, нарушается аппетит, сон. Дети тоскуют, спрашивают, когда придет мама. Часто дети не хотят покидать дом, в страхе прижимаются к родителям.

Многие дети очень бурно проявляют свои эмоции. Но когда они попадают в общество, необходимо учиться их контролировать. Воспитатели должны обязательно учить ребенка сдерживать свои негативные эмоции.

Если малыш огорчился, он может впасть в ярость. У некоторых детей бывают вспышки агрессии.

Обычно вспышкам ярости подвержены дети интеллектуального развития, живые. Когда ребенок в гневе, то не видит и не слышит себя. Он может разбросать любые предметы, которые попадутся под руку. Если его не остановить, он может удариться, может броситься на пол.

Малыш в гневе может, сам того не осознавая, поцарапать себя, окружающих, повредить какую-то вещь. Когда он успокоится, увидит, что натворил, это будет ему уроком, если взрослые объяснят правильно, что они не могут обеспечить его безопасность.

Для того чтобы он не причинил в гневе вреда, его можно осторожно удерживать. Для него очень важно, чтобы его обняли, приласкали. Когда ребенок в гневе, не надо кричать на него.

Особое значение для маленького ребенка имеет установление теплых, ласковых отношений с воспитателем. Трудности адаптации – снижение эмоционального тонуса, простудные заболевания, невротические реакции у некоторых детей. Показателем окончания периода адаптации является глубокий сон, хороший аппетит, бодрое состояние.

Однако нередки случаи затянувшегося процесса привыкания. Часть детей все еще плачет во время прощания с матерью. Некоторые дети играют одни, не общаются с другими детьми.

Почему же у ребенка возникают эмоциональные трудности? Основными причинами являются особенности семейного воспитания и стиль взаимоотношений внутри семьи. Принимая утром детей, сразу замечаешь: один ребенок избалован излишней опекой – не желает сам раздеваться, а ждет помощи родителей, капризничает; другой – подавлен строгой матерью, а третий спокойно и весело расстается с папой. Очень плохо действуют на детей конфликтные отношения с родителями и не сложившиеся отношения с воспитателями.

Типы поведения детей с эмоциональным неблагополучием

Немалую роль в возникновении отклонений в поведении играют отрицательные эмоциональные переживания детей, которые могут способствовать развитию у детей общего эмоционального неблагополучия, то есть отрицательного эмоционального самочувствия ребенка.

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими людьми, может приводить к двум типам поведения.

Первая группа — это дети неуравновешенные, быстро возбудимые. При возникновении конфликтов в различных ситуациях взаимодействия со сверстниками эмоции возбудимых детей получают разрядку в бурных аффективных проявлениях: вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Негативные эмоции этих детей могут быть вызваны как серьезными причинами, так и самыми незначительными поводами. Однако, быстро вспыхивая, они также быстро угасают. Эти дети отходчивы, склонны прощать обиды и не придавать значения ссорам.

Вторая группа — дети преимущественно легко «тормозимые», с устойчивым негативным отношением к общению.

Дети второй группы избегают общения. Может показаться, что они равнодушны к окружающим, однако наблюдения за ними показывают, как пристально, правда, издалека, следят они за событиями в группе и за отношениями воспитателей и детей.

Поза ребенка, следящего взглядом издали за играющими, свидетельствует одновременно об интересе к детям и о готовности в любую минуту уйти. Попытка взрослого привлечь его к совместным делам группы вызывает внезапное отчуждение, демонстрацию показного безразличия ко всем, которое маскирует испуг, неуверенность в себе.

Эмоциональное неблагополучие этих детей сопряжено с нежеланием посещать детский сад, с неудовлетворенностью отношением к ним воспитателя или детей, недовольством детьми, которым они отказывают в достоинствах.

Неудовлетворенность отношениями выражена недовольством, злостью, слезами.

Некоторые особенности внутреннего мира ребенка (например, острая восприимчивость, впечатлительность и др.) могут привести к третьему типу поведения, существенно отличающемуся от двух предыдущих.

Основной чертой детей третьей группы являются их многочисленные страхи. Следует отличать нормальные проявления страха у детей от страха как ведущего проявления эмоционального неблагополучия, связанного со сложностью, неустойчивостью внутреннего мира ребенка.

При нормальном эмоциональном развитии страх бывает связан с какими-либо пугающими предметами, животными, иногда с неопределенностью ситуации. Дети могут испытывать страх с шести — восьмимесячного возраста, когда начинают отличать знакомые лица от незнакомых; позже у многих детей обнаруживается боязнь темноты; на некоторых ошеломляюще действуют громкие звуки. Взрослому подчас трудно понять, почему тот или иной предмет, та или иная ситуация вызывают страх ребенка.

С этими особенностями необходимо считаться, а всего, что пугает ребенка и остается пока необъяснимым для него, нужно избегать.

Иначе обстоит дело у детей с эмоциональными трудностями. Их страх вначале не связан с какими-либо предметами и проявляется в форме тревоги, беспредметного, беспричинного страха. Если пугливый ребенок попадает в трудную ситуацию, он начинает вести себя непредсказуемым образом.

Чрезмерная пугливость детей, излишняя впечатлительность требуют повышенного внимания взрослых, умения отличать страхи нормальных детей от страхов пугливых детей с эмоциональным неблагополучием; применения специальных воспитательных воздействий.

Такие дети нуждаются в коррекции нарушений личностного развития. Со старшими дошкольниками я провожу такие игры, как «Живая шляпа», «Конкурс на самую страшную Бабу Ягу», «Кораблик», «Жмурки», «Пчелка в темноте».

Значение игры для коррекции поведения дошкольников

В своих играх дети обычно отображают события, явления и ситуации, которые остановили на себе их внимание и вызвали интерес. Отражая жизнь, ребенок опирается на известные образцы: на действия, поступки и взаимоотношения окружающих людей.

В игре, как ни в какой другой деятельности, реализуется стремление ребенка в определенном возрасте приобщиться к жизни взрослых. В ней осуществляется его желание быть, как папа, как доктор, как шофер.

Велико влияние игры на чувства детей. Она обладает притягательной способностью завораживать человека, вызывать волнение, азарт и восторг. По-настоящему игра и осуществляется только тогда, когда ее содержание дано в острой эмоциональной форме.

Для усвоения знаний и умений с большим успехом применяют дидактические игры, для формирования физического совершенства – подвижные, а для развития социальных эмоций и социальных качеств личности – игры с правилами, сюжетно-ролевые. Вот почему неумение детей играть может означать задержку в развитии социальных качеств ребенка, его социального сознания.

Среди различных способов коррекции эмоциональных трудностей игра занимает существенное место. Игра пользуется особой любовью маленьких детей, она возникает без принуждения со стороны взрослых, она ведущая деятельность. Это означает, что самые важные изменения в психике ребенка, в развитии его социальных чувств, в поведении и т.п. происходят в игре.

Создавая определенные игровые ситуации, взрослый может понять, какое развитие получают социальные эмоции ребенка, каков его эмоциональный «багаж» и какое влияние могут иметь обнаруженные эмоциональные состояния на развитие нравственных качеств детской личности.

Эмоционально неблагополучные дети испытывают различные затруднения в игре. Они проявляют, например, жестокое отношение к куклам, которых обижают, мучают или наказывают. Особенности неправильного развития эмоциональной сферы требуют специального воспитательного подхода, специальной педагогической коррекции. В противном случае эти нарушения могут привести к недостаткам умственного развития, задержке формирования социальных качеств и личности ребенка в целом.

Нам приходилось наблюдать, как роль помогает ребенку освобождаться от своих недостатков, например упрямства, капризов или от тягостных переживаний, страхов.

Одной из форм игры, распространенной в дошкольном возрасте, является игра с правилами. Ее специфика состоит в том, что отношения в ней определяются уже не ролями, а правилами и нормами. Это обстоятельство также по-разному можно использовать в работе с детьми и ввести желательные правила взаимоотношений, к которым ребенок не привык. Игра с правилами обязательно предполагает партнера, и воспитатель, создавая специальные условия, может повернуть внимание ребенка на играющих с ним сверстников, развивая их отношения. Часто ребенок, сам того не замечая, начинает действовать в игре с правилами, особенно в подвижной игре, так, как не умеет ни в реальных условиях, ни в сюжетно-ролевой игре. Следует подчеркнуть, что контакты, возникшие под ее влиянием, не исчезают с окончанием действий. Этот факт легко проверить, организовав подвижную игру в группе, где ребенок ставится перед необходимостью выбора какого-нибудь участника этой игры, выбора партнера. Это могут быть указанные в сборниках подвижные игры для детей дошкольного возраста. Проведение такого типа игр показало пристрастный характер выбора, который вызывает у детей особое оживление и особую ориентировку: задолго до завершения определенного действия, свидетельствующего о выборе, ребенок ищет взглядом предпочитаемого, задерживает на нем взгляд, улыбается весело или застенчиво и всем своим видом показывает готовность обратиться к тому, кто по прежним играм, по прошлому опыту пользуется симпатией.

С учетом специфики эмоционального поведения следует применять различные виды игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игра с правилами, и руководить игрой таким образом, чтобы нежелательные качества личности ребенка или отрицательные эмоции успешно им преодолевались.

Игры, направленные на развитие эмоций (для старшего возраста)

Радость.

1. Игра «Кто пришел к нам в гости?»

Цель: развивать способность понимать и выражать эмоциональное состояние другого.

Ход игры. Ведущий отводит и сторо­ну двух-трех детей и договаривается, кто какое животное, при­шедшее в гости к ребятам, будет изображать. Гости по очереди входят в круг, ведущий активизирует доброжелательное отно­шение к ним словами: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки и т.п.». Детям необходимо сначала догадаться, какие звери к ним пришли, а потом, что чувствовали эти звери (радость). Затем ведущий спрашивает: «Как вы догадались, что звери радостные, ведь они молчали?* Делается вывод, что чувство можно узнать по выражению лица.

2. Игра «Изобрази…»

Цель: закрепить у детей полученные знания о чувстве радости.

Ход игры. Ведущий говорит: «Сей­час я назову по имени одного из вас, брошу ему клубочек и, например, по­прошу: 'Саша, изобрази медвежонка". Саша должен будет поймать клу­бок, сказать: "Я — медвежонок. Я радуюсь, когда ..." Саша расскажет, когда медвежонок радуется, изобразит нам его, а затем бросит клубок кому-нибудь из вас и, назвав по имени, в свою очередь скажет: "Изобра­зи..." и назовет любое животное, или человека, или растение, или пти­цу, или предмет. Понятно?

Грусть.

  1. Игра «Грустная Маша»

Цель: корректировать эмоцию грусти.

Ход игры. Ведущий говорит детям, что некото­рые мысленные картинки, нарисованные ими, были веселыми, а некоторые - грустными. И это понятно, потому что у детей в жизни бывают и веселые, и грустные ситуации. Предлагает поговорить сегодня о грустных ситуациях и вспомнить неко­торые из них. Затем ведущий выбирает ребенка, который при­думывал самые яркие ситуации, на роль грустной Маши. Гру­стная Маша садится на стульчик перед группой, делает груст­ное выражение лица. Дети по очереди подходят к ней и пытаются утешить ее. Ведущий помогает детям, предлагая различные способы воздействия: сказать добрые слова, погла­дить, позвать поиграть, рассмешить. Когда Маша улыбнется, она возвращается в круг. Ее место занимает тот, кому удалось заставить се улыбнуться. В конце игры ведущий предлагает детям дома понаблюдать за мамой, когда она загрустит, и ка­ким-нибудь способом утешить ее.

  1. Игры «Веселые обезьянки»

Цель игры: развивать умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики, жестов, движений тела.

Ход игры. Ведущий предполагает, что, мо­жет быть, в группе еще остались грустные ребята и тогда их нужно развеселить. Предлагает для этого провести «экскур­сию в обезьянник». Дети встают в круг, ведущий изображает обезьянок (подражая мимике, жестами, движениям тела), дети повторяют за ним.

Обида

1. Игра «Обида, стоп»

Цель: повысить эмоциональную устойчивость ребенка.

Ход игры. Ведущий спрашивает ребят, как можно по-разному обидеть другого. Затем они понарошку обижают сначала водящего, потом выбранных ребят и обсуждают способы, при помощи которых обижаемым удалось не обидеться.

2. Игра «Волк-волчишко, пусти переночевать» (для детей 4-5 лет)

Цель: развивать умение справляться с чувством обиды.

Ход игры. В угол комнаты ставят стульчик, на него садится ребенок, играющий роль волка. Остальные дети встают со своих стульев и подходят х волку со слонами; «Волк волчишко, пусти переночевать». Волк отвечает: «Хорошо, пущу, а ночью съем». Дети усаживаются вокруг волка, а ведущий говорит: «День, день, вечер, поздний вечер, ночь!» При слове «ночь» детям необходимо быстро подняться к добежать до своих стульчиков- домиков. Волк тоже встает и ловил детей. Тот ребенок, которого поймает волк, в следующем туре играет роль волка.


Гнев

1. Игра «Три характера»

Цель: сопоставить различные характеры; откорректировать эмоциональную сферу ребенка.

Ход игры. Дети слушают три музыкальные пьесы Д. Ка­балевского «Злюка», «Плакса», «Ревушка»; вместе с педаго­гом (психологом) они дают моральную оценку злости и плак­сивости, сравнивают эти состояния с хорошим настроением ревушки. Трос детей договариваются, кто какую девочку бу­дет изображать, а остальные должны догадаться по мимике и жестам, какая девочка кого изображает. Если в группе мало девочек, то «злюку» и «плаксу» изображают мальчики.

2. Игра «Шкала гнева»

Цель: научить ребенка определенным способам, позво­ляющим ему своевременно распознать и погасить неприятные чувства, т. е. контролировать проявление собственных чувств.

Материалы: на доске изображается мишень или вешает­ся уже готовая из ткани или другого материала, и использу­ются небольшие мешочки с бобами или горохом.

Описание техники: Мешочки бросают в мишень с опреде­ленного расстояния. Мешочки отскакивают от мишени с си­лой, пропорциональной силе броска. Педагог, для того, что­бы продемонстрировать ребенку различную силу таких чувств, как раздражение, гнев, чувство неудовлетворения, бросает мешочки в мишень с разной силой.

В начале упражнения педагог объясняет ребенку, что раз­дражение — это слабая степень злости, и не очень сильно бро­сает мешочек в мишень, затем предлагает ребенку сделать то же самое и просит продолжить фразу: «Я слегка разозлился, когда...» Со словами: «Я разозлился сильнее, когда…», педа­гог и ребенок поочередно бросают мешочек со все большей силой. И, наконец, изо всех сил. Чтобы ребенок идентифици­ровал это чувство, педагог обсуждает с ребенком, что тот ощу­щает в момент раздражения.

Страх

1. Игра «Живая шляпа»

Цель: объяснить относительность страха посредством игры.

Ход игры. Детям предлагается поиграть в игру «Живая
шляпа», где они являются активными участниками. Воспитатель (очень эмоционально) начинает свой рассказ. «Это про­изошло совсем недавно с очень хорошими друзьями. Однаж­ды у (имя одного из присутствующих) был день рождения. И он пригласил к себе: (воспитатель перечисля­ет имена всех присутствующих детей). В самый разгар ве­селья, когда родителей не было в комнате, раздался грохот. Дети насторожились, а кто-то даже успел испугаться.

Воспитатель (делает испуганное выражение лица): «Ой, что это?!»— и с ужасом смотрит по сторонам, останавливая свой взгляд в углу комнаты (там заранее прячется игрушечный котенок, сидящий в машинке с дистанционным управлением, накры­тый шляпой). Все ребята побежали и угол комнаты. И что же все там увидели? Дети предлагают варианты ответов. Воспитатель продолжает. Это была не просто шляпа... она двигалась! Воспитатель, незаметно от детей, начинает управлять движе­нием шляпы. Дети разбегаются в разные стороны. Все, ко­нечно же, испугались (воспитатель просит детей изобразить мимикой и жестами испуг). Как вдруг шляпа переверну­лась... и там оказался маленький, пушистый, мягкий коте­нок. Вес засмеялись и побежали гладить котенка. Детям пред­лагается дотронуться до котенка и погладить его».

2. Игра «Конкурс на самую страшную Бабу Ягу»

Цель: снять психомышечное напряжение, страх робости

Ход игры. Ведущий го­ворит о том, что один из самых страшных персонажей сказок — это Баба Яга, предлагает в нее превратиться. Дети по очереди выходят из комнаты, надевают маску Бабы Яги. Ведущий при этом проговаривает; «Была Саша — стада Баба Яга». Затем ребенок возвращается в группу и пугает остальных. Опреде­ляется, кому удалось показать самую страшную Бабу Ягу. Дети вспоминают секреты, выученные в прошлом году: «Что­бы не бояться, надо расслабляться. Чтобы не бояться, надо рассмеяться».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Белоконь Татьяна Александровна

Дата: 09.12.2021

Номер свидетельства: 594096

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Консультация для родителей на тему : "Роль игры в развитии дошкольника""
    ["seo_title"] => string(74) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-na-tiemu-rol-ighry-v-razvitii-doshkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "318296"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460550638"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Консультация для родителей на тему: "Роль игры в развитии речи ребека""
    ["seo_title"] => string(77) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_na_tiemu_rol_ighry_v_razvitii_riechi_riebieka"
    ["file_id"] => string(6) "374342"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1482997507"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Консультация «Использование народной сказки в развитии эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с диагнозом ЗПР»"
    ["seo_title"] => string(128) "konsul-tatsiia-ispol-zovaniie-narodnoi-skazki-v-razvitii-emotsional-noi-sfiery-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-s-diaghnozom-zpr"
    ["file_id"] => string(6) "306196"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458064465"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» "
    ["seo_title"] => string(97) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-rol-siem-i-v-vospitanii-patriotichieskikh-chuvstv-u-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "207311"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430398502"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "« Сказкотерапия на музыкальных занятиях и дома»"
    ["seo_title"] => string(50) "skazkotierapiia-na-muzykal-nykh-zaniatiiakh-i-doma"
    ["file_id"] => string(6) "309635"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458831484"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства