Консультация «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Изучая методическу лит-ру, интернет – ресурсы по теме самообразования и основываясь на анализе изучаемой лит-ры, я подготовила консультацию на тему : «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»»
Консультация «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Изучая методическу лит-ру, интернет – ресурсы по теме самообразования и основываясь на анализе изучаемой лит-ры, я подготовила консультацию на тему : «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Часто учителя констатируют : «Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, много знают об окружающем их мире. Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно».
Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Так как дошкольный возраст является основой для развития мелкой моторики, то организуя различные виды деятельности в этом периоде, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь положительных результатов в развитии графомоторных навыков у детей.
Что же такое «графомоторные навыки»? Как и когда необходимо формировать данные навыки?.
Графомоторный навык – это навык овладения письмом. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму ребенка, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе.
Формирование графомоторных навыков письма, по мнению специалистов и практиков, является процессом длительным и непростым и решением этих задач в будущем поможет избежать проблем школьного обучения.
И формировать эти навыки навыков следует по следующим направлениям:
I. Развитие мелкой моторики
Чем лучше развиты пальчики, тем лучше и быстрее развивается ребенок.
Для развития мелкой моторики необходимо:
Самомассаж рук с использованием су-джок- тренажеров.
Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж до появления ощущения тепла. Также можшо использовать и другие предметы (карандаши, грецкие орехи др)
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без речевого сопровождения;
Кукольные театры: пальчиковый, перчаточный, театр теней;
Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Применение кинезиологических упражнений помогает активизации мыслительной деятельности: позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, мелкую среднюю и крупную моторику, снизить утомляемость.
Упражнения необходимо проводить ежедневно. После того как дети научились выполнять пальчиковые игры с пяти лет выполняем кинезиологические упражнения, состоящих из трех положений рук последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.
Множество игр для развития мелкой моторики рук можно провести, используя самые разнообразные предметы, принцип действия которых подразумевает движения кистями и пальцами рук,
Игры со счётными палочками, скрепками «Выложи букву, цифру». Из скрепок «Чья полоска дине», «Измерь свой рост»
Продуктивная деятельность детей, как и любой ручной труд, Способствует развитию мышления, внимания, зрительного восприятия, воображения детей, мелкой моторики рук и координации движений. Воспитывается усидчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
Второе направление направлено на формирование ориентировки в окружающем пространстве и развитие ориентировки на листе бумаги
Данное направление включает в себя игры на
• ориентировку в собственном теле;
Для девочек игра «Модница» - надень серёжку на левое ухо,
надень колечко на пальчик правой руки.
Упражнение – правой рукой взяться за левое ухо и др.
• ориентировку в окружающем пространстве;
• ориентация на листе бумаги
(-учить выполнять упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия: “входить” в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке;
размещать внутри клеточки геом фигуры; соединять углы клеточек по диагонали;
вести линии, не отрывая карандаша от листа
Лабиринты
Графические диктанты
• уточнение пространственного расположения фигур и букв.
В процессе работы в тетради, или листе бумаги у детей укрепляется мелкая мускулатура пальцев рук, совершенствуется зрительно- двигательная координация и ориентировка, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.
II. Формирование зрительно-двигательной координации.
Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую дает им глаз. Многим детям подобного рода задания даются с трудом, поэтому также необходимы систематические упражнения:
На первом уровне сложности предлагаются упражнения, в которых необходимо самостоятельно обвести рисунок по заданным точкам. При штриховке должны выполняться правила: не выходить за контуры фигуры соблюдать параллельность линий и расстояние между ними
конструирование по чертежам,выкладывание узоров по образцу
На втором уровне сложности предлагаются упражнения, в которых необходимо самостоятельно дорисовать недостающую часть рисунка, которая состоит из разных видов фигур и линий.
Третий уровень сложности включает в себя упражнения на формирование умения воспроизводить графический образ по представлению, т. е. самостоятельное рисование.
Успешность формирования графического навыка у детей во многом зависит от соблюдения при работе основных гигиенических правил:
Основное внимание педагога должно быть обращено на формирование правильной позы при письме: детей учат сидеть, держать ручку, располагать необходимые предметы на парте, самостоятельно работать.
Соблюдение этих гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.
Таким образом, последовательная, поэтапная работа по направлениям и уровням увеличения сложности упражнений и заданий, способствует формированию графомоторных навыков у дошкольников.