Консультация "Интеллектуальная карта в жизни дошкольника"
Консультация "Интеллектуальная карта в жизни дошкольника"
Консультация для родителей, которая познакомит их с технологией составления интеллектуальных карт и возможностями их применения для обучения детей-дошкольников
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация "Интеллектуальная карта в жизни дошкольника"»
Консультация для родителей
«Интеллектуальные карты как способ организации мышления
дошкольника»
Термин «интеллектуальная карта» был введен английским психологом Тони Бьюзеном и с английского языка дословно переводится, как «карта ума, мысли», а означает технологию визуализации мышления, благодаря которой возможно запоминать большие объемы информации.
Уникальность ее в том, что она одновременно включает в работу левое и правое полушарие головного мозга, тем самым, позволяя использовать в полной мере наш потенциал. Тони Бьюзен говорил, что наш мозг и мыслит пучками (он называет это радиальной схемой) и ассоциациями. А значит именно такой формат подачи информации самый понятный для нашего мозга.
Метод представляет собой уникальный инструмент для визуализации практически любой информации. Это особый вид записи материалов в виде структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Интеллектуальные карты могут заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы.
Карту памяти можно применять:
Для развития у детей творческих способностей;
Некоторые понимают под развитием творческих способностей только
художественные способности, но ведь творчески можно подходить к любому делу, к любой работе, к любому заданию. Вот вам и ответ на вопрос, развивает ли составление карт способности подходить творчески к любому делу.
Для обучения и развития мышления;
С помощью карт ума мы можем объяснять ребёнку что-то непонятное или рассказывать о чём-то, рисуя, изображая, иллюстрируя свой рассказ во время составления карты. Ещё полезнее, если ребёнок будет не просто наблюдателем, а активным помощником.
Для закрепления уже известного.
Принцип почти тот же, что и при объяснении, но только делать будет уже ребёнок, а вы задавать наводящие вопросы, чтобы услышать ответы и понять, насколько он разобрался в теме. Готовить, подбирать картинки теперь лучше вместе с ребёнком.
Для развития связной речи.
Составляя рассказ по интеллект-карте, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.
Порядок работы с применением интеллектуальных карт:
1. Выделение основных (ключевых) понятий по теме.
2. Называние картинок, изображённых на карте для уточнения и закрепления словарного запаса.
3. Составление и распространение предложений по каждой «ветке» дерева.
4. Воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте.
Как создать интеллект-карту?
Существует несколько простых правил:
Располагать главную идею, предмет в центре листа. Лист лучше развернуть горизонтально, так останется больше места для рисунка. Тема для интеллектуальной карты может быть абсолютно любой: времена года, транспорт, игрушки, овощи и др.
Использовать только цветные карандаши (ручки, маркеры). Каждая ветвь от центрального объекта должна иметь отдельный цвет.
С центральной идеей следует соединять главные ветви интеллект-карты, а с ними соединять ветви второго и последующих порядков. Лучше рисовать изогнутые ветви (как у дерева), чем прямые линии. Ветви не должны переплетаться с соседними ветвями.
Над каждой ветвью нужно писать только одно ключевое слово.
Использовать рисунки, картинки, аппликации и ассоциации. Это поможет детям лучше запомнить и усвоить новую информацию.
Деталей на карте может быть бесконечное множество – столько, сколько нужно для полного понимания темы.
Во время совместного создания карты ребенок не просто думает, рисует, размышляет, но и общается с родителями, что приносит только положительные эмоции и повышает интерес к деятельности
Попробуйте сделать несколько простых интеллект-карт для тренировки. Вы почувствуете, насколько качественнее усваивается любой материал.
Карту можно рисовать и рассказывать что-то малышу даже во время поездки в транспорте. Для этого потребуется только лист бумаги и карандаши, ручки или фломастеры.
Можно поиграть с ребёнком и предложить ему составить карту, рассказывая о том, как играли, что происходило, чтобы потом, глядя на неё, ничего не забыв, рассказать папе (бабушке, дедушке, другу…). Или, например, предложите нарисовать всё, что он видит во время прогулки. Пусть прямо на асфальте мелом или палочкой на песке рисует линии и выкладывает камешки, листики для обозначения объектов. А вы всё это сфотографируете и дома можно будет предложить ребёнку вспомнить и перенести на бумагу, добавив, углубив карту, а значит, и знания.
Некоторые рекомендации по использованию интеллект-карт с детьми дома:
Определить ключевое понятие по теме, по которой будет составляться карта. Если дети не смогут самостоятельно назвать ключевое понятие, задать им наводящие и уточняющие вопросы.
Обозначить тему в центре бумажного листа с помощью рисунка или картинки.
Организовать диалог с детьми: задавать вопросы и зарисовывать на карте информацию, которую они вспомнят по теме. Это «мозговой штурм» - подбор слов-ассоциаций по теме и соответствующих им признаков.
Предлагать детям по очереди дополнять интеллект-карту новым рисунком или картинкой. Рисунок или картинка формируют ассоциации и помогают лучше понимать и запоминать тему.
Поддерживать инициативу детей и не принуждать составлять карты, если они не хотят этого делать.
Предложить детям дополнить готовую тематическую карту своими рассказами, чтобы они смогли полностью понять порядок заполнения карты.
Поскольку создание интеллект карт является совместным и увлекательным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, желаем Вам на этом пути много радостных и неповторимых минут, проведённых вместе со своим малышом!