kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для педагогов на тему " Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

          В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственно-патриотическом  воспитании детей. Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем.

       Неоценимую помощь в нравственно-патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика. Музейная педагогика позволяет детям "погрузиться" в историческое прошлое и настоящее родного края, изучить его особенности и традиции, способствует творческому развитию личности, имеет огромное значение в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Термин "музейная педагогика" пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная.

      Музей- простое и эффективное средство приобщения человека к национальной культуре, истории родного края и страны, способ познания мира. Музей способствует нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Каждая музейная экспозиция- это настоящие ценности, с помощью которого можно знакомить ребенка с нравственными основами и важными историческими фактами, вызывать в его сознании чувство гордости за свой народ и страну. Под патриотическом воспитании мы понимаем формирование у детей общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, формировать любовь и бережное отношение богатствам родного края, осозновать себя частью окружающего мира.

     С этой целью в нашем детском саду "Аркаим" мы оформили мини-музеи в каждой группе. Представленные на смотр-конкурс мини-музеи разнообразны по содержанию, тематике, эстетическому оформлению, оснащению материалами, оборудованием и пособиями, носят развивающий характер, созданы с учетом возрастных особенностей детей, расположены в доступных для детей местах, созданы руками педагогов, родителей и детей.

        Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Так, например, в нашем детском саду в каждой группе есть мини- музей. Музей "Подводное царство" в старшей-подготовительной группе, а воспитатели младшей группы создали мини-музей "Зайчата", в средней группе создан мини-музей "Шестиногие малыши".

      

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов на тему " Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"»

Филиал муниципального образовательного бюджетного учреждения лицей №9 начальная школа – детский сад «Аркаим» городского округа город Сибай Республики Башкортостан

















Консультация для педагогов на тему:

"Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"







\

Подготовила :

Сабитова Айгуль Фарраховна





Сибай-2022



В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственно-патриотическом воспитании детей. Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем.

Неоценимую помощь в нравственно-патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика. Музейная педагогика позволяет детям "погрузиться" в историческое прошлое и настоящее родного края, изучить его особенности и традиции, способствует творческому развитию личности, имеет огромное значение в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Термин "музейная педагогика" пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная.

Музей- простое и эффективное средство приобщения человека к национальной культуре, истории родного края и страны, способ познания мира. Музей способствует нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Каждая музейная экспозиция- это настоящие ценности, с помощью которого можно знакомить ребенка с нравственными основами и важными историческими фактами, вызывать в его сознании чувство гордости за свой народ и страну. Под патриотическом воспитании мы понимаем формирование у детей общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, формировать любовь и бережное отношение богатствам родного края, осозновать себя частью окружающего мира.

С этой целью в нашем детском саду "Аркаим" мы оформили мини-музеи в каждой группе. Представленные на смотр-конкурс мини-музеи разнообразны по содержанию, тематике, эстетическому оформлению, оснащению материалами, оборудованием и пособиями, носят развивающий характер, созданы с учетом возрастных особенностей детей, расположены в доступных для детей местах, созданы руками педагогов, родителей и детей.

Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Так, например, в нашем детском саду в каждой группе есть мини- музей. Музей "Подводное царство" в старшей-подготовительной группе, а воспитатели младшей группы создали мини-музей "Зайчата", в средней группе создан мини-музей "Шестиногие малыши".

Мини-музеи, оформленные в нашем детском саду воспитывают у дошкольников желание познавать и беречь природу, способствуют воспитанию у детей основ музейной культуры.

В нашем детском саду имеется музей "Центр краеведения" по ознакомлению с традициями и бытом башкирского народа (слайд). Экспонаты музея были собраны при поддержке и помощи родителей и собственными силами воспитателей. В настоящее время прявляется все больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В нашем музее имеется несколько зон:

-"Башкирская национальная зона-юрта (слайд)

-"Башкирский мед" (слайд)

-"Символ башкирского народа-курай"(слайд)

-"Пещера Шульган-таш (слайд)

-"Улицы моего поселка" (слайд)

-"Достопримечательности Сибая"(слайд).

В музее имеется башкирский национальный уголок "Юрта" , где дети знакомятся с бытом, одеждой, посудой, национальными блюдами башкирского народа. Воспитатели постарались отразить, как жили башкиры раньше(слайд) В уголке стоит "Урындыҡ", поверх которого положили национальные коврики "балаҫ", которые бабушки ткали сами. В самом центре традиционно стоит "самауыр", деревянные посуды для меда , так как всем известно, что башкиры являются любителями крепкого чая. Раньше местом чаепития башкир был "урындыҡ", часто она находилась возле печки. На этой мебели днем пили чай, а ночью спали члены семьи, растеливь пышные одеяла и подушки. В дневное время она также была украшена коврами, большими подушками. В музее дети знакомятся и с посудой башкир. Это деревянные посуды,ковши для кумыса (ижау),чаши для еды(ашлау, алдыр), деревянные посуды для меда, деревянные ложки с узорами, самовар(самауыр). В каждой юрте был сундук деревянный (һандыҡ), украшенный разными узорами, в нем хранили посуду, одежду. В музее можно увидеть национальные блюда башкир, которую воспитатели сделали из соленого теста. Это "чак-чак","ваҡ белеш","ҡорот", "эремсек","ҡоймаҡ","ҡымыҙ" (слайд). В углу юрты стоит деревянная ручная прялка, с помощью которого женщины пряли шерстяные нитки (слайд).

В музее дети могут посмотреть национальные одежды башкирских женщин (слайд) . Традиционный костюм башкирских женщин формировался на протяжении многих веков и продолжает изменяться и сегодня. Основу традиционного башкирского женского наряда составляет украшенное вышивкой платье (күлдәк) с оборками. Поверх платья надевали расшитый монетами приталенный камзол. Поверх выреза башкирские женщины надевали нагрудники-селтәр, күкрәксә, һаҡал. Для башкирской одежды характерны обильные орнаменты.

В музее дошкольники могут познакомиться и бытом башкир. Башкиры раньше занимались бортевом пчеловодством, также изготовлением полезного кумыса.

Бортничество (разведение пчел в специально выдолбенных дуплах деревьев)- традиционное занятие башкир. Наша республика Башкортостан, единственное место на земле, где сохранилось бортевое пчеловодство. Государственный заповедник Шулган-таш- это единственный в мире заповедник, охраняющий диких пчел "Бурзян". В музее дети могут посмотреть макет пещеры Шульган-таш, сделанный умелыми руками воспитателей (слайд).

Башкирский мед славится своими полезными свойствами. В музее имеется богатая информация о башкирском меде. Воспитатели сделали лепбук, с помощью которого дети могут ознакомиться с загадками, информацией о медоносных растениях, пословицами, стихами о меде и пчеле, информацией о памятниках о пчеле. Также дети могут посмотреть "пасеку", который сделан умелыми руками воспитателей (слайд)

Башкиры занимаются изготовлением кумыса, который славится своими полезными свойствами. Кумыс с давних времен считался ценным пищевым продуктом. Возникновение кумыса связано с основными занятиями башкир скотоводством. Башкиры разводили очень много лошадей, из кобыльего молока делали полезный кумыс. В музее воспитатели оформили уголок, где пасутся лошади, а башкирская девушка делает кумыс (слайд). Девушка делает кумыс в специальном деревянном сосуде- "көбө". Посуда для кумыса украшалась тонкой резьбой с башкирском орнаментом. Башкирские женщины взбалтывали кумыс с палкой, который назывался " бешкәк". Обычно его делали из цельного дерева.

В музее можно ознакомиться с национальным инструментом- кураем. Курай считается одним из символов башкирского народа. В нашем музее можно посмотреть макет горы Тугажман, который расположен около деревни Туркменово Баймакского района (слайд). Там установлен памятник кураю 13 июня 1993 года.Дети могут посмотреть и сухой курай, из кот орого потом делают музыкальный инструмент- курай. В музее имеется очень много информации о курае. Воспитатели оформили лепбук, где дети могут узнать о музыкальных инструментах башкир, пословицах и высказываниях о курае, башкирских народных играх.

В музее очень много информации об истории города Сибай, микрорайона Аркаим, его достопримечательностях. Воспитатели собрали много информации и сделали проектную работу об улицах поселка Аркаим (слайд).

Достопримечательностью Сибая является второй по глубине медный карьер в мире. Воспитатели сделали макет карьера своими руками, чтобы детям было интересно и познавательно (слайд). В музее имеется также макеты мечети и библиотеки Аркаим, которого дети могут потрогать руками (слайд).

Таким образом, музей- простое и эффективное средство приобщения дошкольников к национальной культуре, истории родного края и страны. способ познания мира. Музей, который открылся у нас в садике имеет большое значение в формировании личности ребенка. Они обеспечивают нравственно-патриотическое воспитание: уважение к родному городу, к Родине, формирование любви к культуре,традициям башкирского народа, воспитание любви и уважение к своим национальным особенностям.

Старинная мудрость напоминает нам:" Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего". Без знаний своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свой город, свою страну.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сабитова Айгуль Фарраховна

Дата: 29.01.2022

Номер свидетельства: 599116


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства