Консультация для воспитателей "Организация здоровьесберегающего пространства в ДОУ"
Консультация для воспитателей "Организация здоровьесберегающего пространства в ДОУ"
Главная задача персонала дошкольного учреждения и родителей – выработка разумного отношения к своему организму, привитии необходимых санитарно-гигиенических навыков. Наша задача – научить детей вести здоровый образ жизни с самого раннего детства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Организация здоровьесберегающего пространства в ДОУ"»
Консультация для воспитателей:
«Организация здоровьесберегающего пространства в ДОУ»
Инструктор по ФК – Д.А. Василенко
По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения, в России только около 40 % детей можно считать условно здоровыми. Поэтому оздоровление и воспитание потребности к здоровому образу жизни являются важнейшими задачами, стоящими перед обществом. Чтобы понять всю многогранность этой проблемы, необходимо уточнить, что такое здоровье. Наиболее всеобъемлющей является формулировка, разработанная Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье- это состояние полного физического, психического, эмоционального благополучия».
В связи с этим стоит острая проблема организации здоровьесберегающего пространства в условиях дошкольного образовательного учреждения, а именно создание психологически комфортной оздоровительной жизнедеятельности, использование новых технологий.
Решение проблемы снижения общей заболеваемости возможно при правильной оздоровительной работе, проведении неотложных мер по профилактике отклонений в состоянии детей.
Главная задача персонала дошкольного учреждения и родителей – выработка разумного отношения к своему организму, привитии необходимых санитарно-гигиенических навыков. Наша задача – научить детей вести здоровый образ жизни с самого раннего детства.
Каждый ребенок должен понимать, как важно с детства избегать факторов риска для здоровья, выбрать стиль поведения, не наносящий ущерба физическому и психическому состоянию.
На современном этапе развития возникла необходимость радикального изменения сложившихся способов построения взаимодействий взрослых и детей в ДОУ в соответствии с приоритетами целостного психосоматического развития ребенка.
Психосоматика, в широком смысле, – подход к объяснению заболеваний, при котором особое внимание уделяется роли психических факторов (стрессов, психотравмирующих ситуаций и т.д.)
Образ идеальной формы применительно к проблематике психосоматического развития и здоровья детей, по существу, воплотил в понятии здоровый ребенок профессор Ю.Ф. Змановский. В это понятие он включал, помимо физиологических характеристик, психологические, такие, как жизнерадостность, активность, любознательность, высокий уровень умственного развития, отражающие не только эффекты, но и условия успешного оздоровления.
Высшими критериями и регуляторами такого движения служат универсальные ценности человеческой культуры: истина, добро. Здесь они получают вполне конкретное выражение. Например, общим показателем состояния физического здоровья является не сама по себе подвижность тела, а способность человека испытывать «мышечную радость» и заражать ею другого человека в форме эстетического переживания. Развитие данной способности не дополнительная «сверхзадача», а прямая и непосредственная задача воспитания здорового человека. Только с учетом этого и можно, с одной стороны, культивировать и развивать здоровье как основание жизненной целостности организма, с другой -сформировать у ребенка отношение к собственному телу как к гармоническому целому.
Развитие воображения становиться необходимым внутренним звеном при построении и проведении оздоровительной, в данном случае – оздоровительно-развивающий работы с детьми. Недостаток существующих медико-педагогических практик состоит в попытке получить непосредственный оздоровительный эффект. При этом ребенок условно предстает лишь объектом тех или иных медицинских и педагогических воздействий. Условно – поскольку в действительности такого, не бывает. Связь между этими воздействиями, состоянием здоровья и, допустим, уровнем физического развития в принципе не может быть прямой и однозначной, она всегда носит опосредованный характер. И опосредствуют эту связь, развивающая психика и растущая личность ребенка, ядром которых служит воображение.
Чтобы стать здоровым, ребенку необходимо вообразить это, сделав достоянием своего внутреннего мира идеальную форму развития. Но не столько в плане познавательного образа, сколько вплане живого, эмоционально насыщенного действия и действенного переживания. Определена система развития воображения детей через особые формы двигательной активности имеющей оздоровительную направленность. При условии специальной организации развивающееся воображение может повлиять на целостное психосоматическое состояние ребенка, способствовать достижению устойчивых оздоровительных эффектов.
Новым моментом такой работы становится проектирование условий развития двигательно- игрового творчества детей. При этом активно используются нетрадиционные формы оздоровления – игры и драматизации с медитативной и релаксационной ориентации, элементы йоги, дыхательной и звуковой гимнастики, аутотренинга, точечного массажа, гимнастики для глаз. Занятия проводятся в игровой форме. Строя и выполняя специфические движения, дети не просто создают некоторые новые образы, но по-особому «входят» вживаются в них.
На физкультурных и музыкально-ритмическаих занятиях в ДОУ детям предлагаем «побыть» кошечкой, собачкой, зайчиком. Но при этом ребенок чаще всего лишь формально копирует «поведение» изображаемого объекта, стараясь воссоздать некоторые внешние черты. Здесь не происходит главного- передачи через образ смыслового содержания как инструмента освоения ребенком своих же собственных телесно-психических возможностей. Главное-помочь ребенку войти в состояние этого образа и пережить его.
Если ребенок действительно вошел в образ, то он «материализуется» в его самочувствии, начинает влиять на частоту заболеваний, участвует в коррекции функциональных систем детского организма. Иначе говоря, символический по своей природе образ обладает не фиктивной, а реальной силой.
Так же и передающее образ движение не просто условно «выражает» добро, а реально творит его. Поэтому на занятиях надо шире использовать оздоровительный потенциал эмоционально-тактильного контакта ребенка с педагогом, другими детьми, самим собой. Сила образов и движений, которая высвобождается при этом, раскрепощает резервные возможности организма. По мере этого дети творчески овладевают необходимыми навыками само – и взаимопомощи, а затем в доступных пределах начинают самостоятельно, без помощи взрослого контролировать собственное психосоматическое состояние. У детей возникает осмысленное переживание ценности здорового тела и здорового духа. Именно совместное творческая деятельность педагога и детей, протекающая в форме живого насыщенного эмоционального контакта, и есть внутреннее основание единства телесного и духовного, которое является не только предпосылкой, но и результатом личностного роста.