kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для воспитателей на тему: Современные технологии для развития связной речи дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологии развития связной речи детей. Для того, чтобы речевое развитие было максимально эффективным педагог выбирает для себя современные технологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей на тему: Современные технологии для развития связной речи дошкольников»

Технологии развития связной речи

Для того чтобы речевое развитие было максимально эффективным, сотрудникам ДОУ важно правильно подобрать педагогическую технологию. Их несколько. И каждая основана на разработках специалистов в логопедии, психологии, педагогике и других смежных областях. Приведем примеры:

  1. Азбука общения. Направлена на формирование у ребенка понятия об отношениях между людьми. По сути, это сборник игр и упражнений, которые помогают детям создать эмоционально-мотивационные установки по отношению к самим себе и окружающим, а также сформировать модель поведения в обществе. Одна из задач технологии — научить ребенка понимать собственные мысли и чувства и выражать их, а также оценивать мысли и чувства окружающих.

  2. Развитие диалогического общения. Эта технология учит находить общий язык с окружающими, используя вербальные и невербальные средства. Как правильно вести диалог, ребенок видит на примере взрослых. При общении с ними он овладевает навыками построения взаимоотношений в разных ситуациях. Но в этом случае его речь становится ситуативной, свернутой, чего не скажешь об общении со сверстниками. Стоит отметить, что формирование диалогической речи, по мнению многих специалистов, является приоритетной задачей речевого развития детей дошкольного возраста.

  3. Технология активизирующего обучения речи как средства общения. Еще одна современная технология в развитии связной речи дошкольников. Подразумевает повышение ее качества. Ребенок не просто работает умственно, но и проводит познавательную деятельность. В пример можно привести разговоры с детьми о том, какие общие признаки есть у нескольких предметов, чем они отличаются, из каких частей состоит предмет, каким объект был раньше и каким стал. Вариантов десятки.

  4. Мнемотехника. Это современные образовательные технологии для развития речи дошкольников, связанные с запоминанием информации с помощью различных образов и ассоциаций. Способствуют развитию слуховой, зрительной памяти, а также воображения и внимания. В процессе работы задействуют природные механизмы памяти. Специалисты выделяют 4 этапа мнемотехники. Это превращение информации в образы, соединение отдельных образов в один, запоминание последовательности образов и закрепление в памяти.

Также сейчас повсеместно применяются методы развития речи дошкольников, основанные на ТРИЗ или Теории Решения Избирательских Задач. Она способствует развитию логического мышления, фантазии, учит размышлять, понимать происходящее вокруг, увеличивает словарный запас и помогает сформировать связную речь.

Особенности использования технологий развития речи

Все стандартные и инновационные технологии по речевому развитию в ДОУ основаны на ряде принципов. Вот некоторые из них:

  1. Индивидуальный подход. Каждый отдельный ребенок — личность. Он имеет свой характер, способности, память, мышление и т.д. И педагог должен учитывать их при составлении заданий и упражнений. Только такой подход поможет развить речевые навыки конкретного воспитанника.

  2. Игровой подход. Игра — один из самых эффективных способов обучения. Причем, касается это не только речи, но и других сфер, например, изучения иностранных языков. В процессе обучения педагогу нужно проигрывать различные ситуации и использовать игровые методы, которые научат детей не только разговаривать, но и слышать, понимать других людей, а также активно вступать с ними в диалог.

  3. Использование разных средств обучения. Вариантов много — книги, игрушки, картинки, мультимедиа, интерактивные технологии и т.д.

  4. Создание комфортной среды. Ребенок должен доверять педагогу, чувствовать безопасность. Ему должно быть интересно. Если всего этого нет, вряд ли он будет активно участвовать в занятиях.

Еще один принцип — сотрудничество с родителями. В развитии речи ребенка они играют, пожалуй, одну из самых важных ролей. Поэтому педагоги обязательно должны не только рассказывать родителям об успехах их чада, но и давать рекомендации относительно занятий по речевому развитию дома. Только такое взаимодействие принесет результат.

Наглядные примеры

Об игровом подходе стоит сказать отдельно. Как говорится выше, игры по праву считаются одним из самых эффективных методов обучения. Поэтому их использование обязательно.

Сказки и их герои

Современные игровые технологии в развитии речи дошкольника предполагают проведение нескольких видов игр. Есть ряд примеров:

  1. Назвать героя. Педагог предлагает детям назвать тех героев из сказок или мультфильмов, которые в полной мере соответствуют заданным параметрам. Допустим, нужно выбрать героев-девочек. Это может быть Герда из сказки Андерсена о снежной королеве или Женя из мультфильма «Цветик-семицветик».

  2. Назвать действия того или иного героя. Здесь можно задать конкретные требования, например, отвечать исключительно глаголами. За основу можно взять любое произведение. Пусть это будет «Волк и семеро козлят». Воспитатель может предложить детям описать действия козы: ходила, пела, жила-была и т.д. После предложить найти такие же действия, но в других сказках. Если дети затрудняются с ответами, прочитать им отрывки.

  3. Волшебник. Задача этой игры — научить ребенка давать предметам уникальные свойства. Здесь уместно использовать круги Луллия. Это несколько подвижных кругов разного размера, нанизанные на стержень по типу пирамидки. Сверху размещается стрелка. На первом круге должны быть изображены привычные всем предметы, а на втором — волшебники или волшебные свойства. В процессе игры дети будут раскручивать круги и рассказывать о том, что происходит с предметом после того, как он столкнулся с магией. Было бы неплохо предложить задуматься о практическом применении, а также плюсах и минусах новых свойств.

  4. Где-то и как-то. Здесь тоже пригодятся вышеупомянутые кольца. Задача ребенка — представить обозначенный предмет в указанном месте и придумать о нем небольшую сказку. Эта игра хорошо стимулирует творческие способности.

Дети хорошо реагируют и на составление своих собственных сказок. Это еще один современный подход к организации речевого развития дошкольника. Интересно, что сам по себе метод появился почти 100 лет назад в 1932 году. К нашему времени он не только не утратил актуальности, но и усовершенствовался.

Суть метода такова: нужно соединить в единую сюжетную линию случайно выбранных персонажей, отдельные объекты, окружающую обстановку и т.д. В классическом варианте в сказке должно присутствовать 2 героя (хороший и плохой) каждый со своими целями, их друзья и определенная местность.

Процесс применения данной технологии на практике выглядит так:

  1. Предложить детям стать авторами своей собственной сказки.

  2. Задать вопрос, ответом на который будет слово, выбранное ребенком на странице любой книги.

  3. Собрать несколько таких слов и объединить их в единый сюжет.

  4. Составить сказку, придумать название, пересказать.

Если позволяет время, можно нарисовать героев, слепить их из пластилина, сделать аппликацию и т.д. Попросить воспитанников пересказать сказку еще раз, но уже дома. Через несколько дней попробовать вспомнить вопросы, на основании которых были выбраны основные детали произведения.

Одна из особенностей такого развития речевой деятельности современного ребенка — возможность проводить подобные игры, начиная с 3-летнего возраста. Для маленьких детей объекты, героев и окружающую обстановку можно спрятать в коробке или мешочке, откуда их постепенно будут вынимать. Примерно с 5 лет можно брать книги.

Помимо обычных сказок, можно составлять нравственно-этические. Проще говоря, те, в которых ярко прослеживается важное жизненное правило. Пример — Суп из топора, Лиса и Журавль и т.д. Работа с дошкольниками в этом направлении состоит из нескольких этапов:

  1. Определить, где именно будут разворачиваться события.

  2. Перечислить не менее 7 объектов, связанных с указанным местом.

  3. Дать объектам такие же черты характера, как у людей.

  4. Рассказать, как живут объекты. При этом стоит упомянуть, что они могут думать, чувствовать, рассуждать.

  5. Придумать случай. В сказках этот момент обычно обозначается фразой «и вот однажды».

  6. Составить монолог для каждого отдельного объекта, в котором он выразит свое отношение к случившемуся.

  7. Сделать выводы. Объединить их в единое жизненное правило.

  8. Придумать сказке емкое название, которое бы отображало суть.

Еще одна современная игра для развития речи дошкольника — составление конфликтных сказок. Что это значит? Все просто. Большинство народных сказок построены на борьбе добра и зла. Посредником между ними обычно является нечто магическое. Добро и зло борются, используя волшебные предметы или силу, заклинания и т.д. Благоприятный исход этой борьбы — равновесие.

Довольно эффективным зарекомендовало себя и смешение нескольких сказок в одну, наделение героев свойствами и качествами их оппонентов, введение в сюжет новых предметов. Например, можно придумать историю о том, как Золушка пошла на бал и встретила в пути трех поросят. Фантазию в этой игре можно не ограничивать.

Синквейн

Еще один из инновационных методов развития речи дошкольников. Это стихотворение без рифмы. Его составление — возможность пополнить словарный запас и побудить ребенка к размышлению. Как это работает?

Для начала детям нужно объяснить, что такое сам предмет и что такое действия. Рассказать, какими могут быть признаки предмета, разницу между живыми и неживыми. По возможности научить ставить вопросы к предметам, их действиям и свойствам, отображать их на бумаге.

Процесс создания синквейна таков:

  1. Придумать название, которое бы отображало суть будущего стихотворения. Это обязательно должно быть существительное. Название должно состоять из 1 слова.

  2. Придумать 2 слова, которые бы максимально точно описывали главную мысль синквейна.

  3. Найти 3 глагола, которые опишут действия.

  4. Составить фразы, которые выразят отношение к происходящему.

  5. Найти слово, которое будет синонимом к названию и также отобразит суть.

Для того, чтобы дети быстрее освоили технику составления синквейна, можно использовать наглядные пособия в виде картинок, схем и т.д.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хайрова Мениря Асымовна

Дата: 22.03.2025

Номер свидетельства: 667133

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Консультация для воспитателей по теме: «Развитие речи дошкольников с помощью дидактических игр»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_dlia_vospitatieliei_po_tiemie_razvitiie_riechi_doshkol_nikov_s_po"
    ["file_id"] => string(6) "433905"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1508696154"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Выступление к проекту Зимушка - зима "
    ["seo_title"] => string(38) "vystuplieniie-k-proiektu-zimushka-zima"
    ["file_id"] => string(6) "185659"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426227420"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Консультация для воспитателей на тему «Современные образовательные технологии для развития связной речи у дошкольников»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_vospitatelei_na_temu_sovremennye_obrazovatelnye_tekhnologii_d"
    ["file_id"] => string(6) "574615"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1614628791"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "«Особенности современных форм, методов работы в ДО по развитию речи дошкольников» Тематический педсовет"
    ["seo_title"] => string(80) "osobiennosti_sovriemiennykh_form_mietodov_raboty_v_do_po_razvitiiu_riechi_doshko"
    ["file_id"] => string(6) "453717"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1517335414"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "План по самообразованию в подготовительной группе"
    ["seo_title"] => string(54) "plan_po_samoobrazovaniiu_v_podghotovitiel_noi_ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "426810"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1504104841"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1700 руб.
2430 руб.
1390 руб.
1980 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства