Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Исследовательская деятельность в форме игры"»
Исследовательская деятельность в форме игры
Дошкольное детство – это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребенка. Игра – ведущая деятельность дошкольного детства.
Игра оказывает на маленького ребенка развивающее действие. В подвижных играх совершенствуется координация движений, происходит становление двигательных навыков и умений, развиваются сила и выносливость. В сюжетно – ролевых играх дошкольник приобщает себя к социальному миру взрослых людей. В одно мгновение он может стать шофером, продавцом, врачом, пожарным. Свои познания в области труда и деятельности взрослых при участии творчества и фантазии ребенок воплощает в практику интересной игры. Особенно захватывающими становятся игры сверстников, когда дети распределяют роли и воспроизводят в них не только профессиональные действия взрослых, но и их взаимоотношения.
Известно, что игры бывают на разные темы и сюжеты. Немалое место в жизни ребенка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в этой области и отражают ту или иную деятельность людей в природе. Если родители активно приобщают ребенка к природе через непосредственное наблюдения, труд, художественную литературу, телепередачи и прочими способами, то заинтересованность ребенка этой областью деятельности, несомненно, найдет отражение в его играх.
Яркие впечатления, полученные ребенком о посещения зоопарка, могут трансформироваться в игру. Он начинает из кубиков (или другим способом) строить клетки, заселять их игрушечными животными. Взрослых может как бы ненароком включиться в игру ребенка и сделать ее глубже, разнообразнее, содержательнее. Видя, как малыш увлечен игрой, взрослый поддерживает ее тем же методом – новыми игровыми действиями.
Способов развития и углубления содержания игры может быть много. Важно, чтобы взрослые понимали, что игра – это серьезное дело: в ней ребенок реализует себя как деловой человек, показывает свою осведомленность, проявляет активность и творчество. Деликатное (игровое) вхождение в игру взрослых обобщает ее содержание, улучшает отношения с ребенком.
Сюжетно – ролевая игра с природным содержание может быть развернута дошкольником после различных событий в его жизни посещения цирка, поездки во время отпуска родителей на юг или в деревню.
Дошкольников, конечно, заинтересуют занятия и игры с природным материалом. Гуляя в лесу, дети с удовольствием соберут шишки, желуди, веточки, семена клена, репейник. Все это – материал для поделок. Разнообразных человечеков и фигурки животных можно сделать из шишек и желудей. При этом соединительным материалом станет пластилин. Остальные детали можно изготовить из бумаги и картона. Ценное только изготовление поделок, но и их обыгрывание. С помощью фигурок с ребенком можно разыграть знакомые сказки («Колобок», «Лиса, заяц и петух» и др.), придумывать свои – новые. Такие занятия развивают в дошкольнике творческие способности конструктивного и литературного характера.