Консультация для родителей «Воспитание уверенности в себе у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Воспитание уверенности в себе у детей старшего дошкольного возраста»
Родители знают, что успешное развитие способностей и вообще успешное развитие ребенка затруднено, если по какой-то причине нарушается или задерживается формирование у малыша чувства уверенности в себе, своих возможностях и силах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Воспитание уверенности в себе у детей старшего дошкольного возраста»»
Консультация для родителей
«Воспитание уверенности в себе у детей старшего дошкольного возраста»
Подготовил: педагог Волненко Л.Ю..
Родители знают, что успешное развитие способностей и вообще успешное развитие ребенка затруднено, если по какой-то причине нарушается или задерживается формирование у малыша чувства уверенности в себе, своих возможностях и силах.
Однако, взрослые, давайте честно это признаем! Изобрели множество приемов и методов, которые фактически направлены на подавление чувства уверенности в себе у детей. Пусть осуждает тот, кто думает, что дети растут, как цветы в оранжерее. Воспитание у ребенка чувства уверенности в себе не может быть самоцелью. Каждый из нас встречал в своей жизни уверенных в себе людей, которые были ничем не интересны и потому смешны или неприятны своей уверенностью.
Большинство родителей интуитивно стремится сформировать у ребенка положительное представление о самом себе (своеобразный "стерео образ"). Хотят, чтобы он основывался на реальной. Самооценке ребенка, хотят сформировать у ребенка убеждение в его положительном развитии в интеллектуальном, морально-нравственном, эмоциональном, общественном и физическом отношениях. Здесь скрыты три педагогических секрета.
Во-первых, стерео. Родители и ребенок видят все стороны, уровни, слои и т. д. личности ребенка. В этом случае не может быть никакой иерархии, или преобладания, например, интеллектуального и физического или социального и личного. Любая особенность ребенка ценна только потому, что она есть у него.
Во-вторых, развитие. Не терзайте себя сомнениями, соответствует ли ваш ребенок какому-то мифическому уровню. Если он развивается, неважно медленно или быстро - как уж у вас вместе получается, это повод для уверенности, испытывайте ее сами и внушайте ребенку.
В-третьих, реальность оценки. Если вы следуете двум первым секретам, то вам не понадобятся ни иллюзии, ни украшательства. А реальность оценки только усилит уверенность.
Копилка советов по развитию чувства уверенности у детей
1. Старайтесь не сравнивать своего ребенка с другими детьми (не важно в чью пользу идет сравнение). Более верный путь - научить ребенка сравнивать себя "сегодняшнего" с собой "вчерашним" и видеть себя " завтрашнего".Вы можете сказать своему ребенку: "Вчера ты не мог это делать, но сегодня ты это сделал. Я горжусь тобой".Или: "Сегодня ты опять принес двойку. Но завтра, если сделаешь то-то и то-то можешь принести лучшую оценку". Всегда оставляйте ребенку шанс измениться к лучшему. Такой подход откроет ребенку перспективы своего развития и создаст благоприятную почву для формирования чувства уверенности в своих силах и в своих широких возможностях.
2. Признайте своего ребенка таким, какой он есть. Часто родители хотят, чтобы их ребенок обладал какими-то конкретными достоинствами, которые родители особенно ценят. Стремясь воспитать в своем малыше эти качества, родители не замечают, или не ценят других, какими ребенок реально обладает. Любые маленькие личные победы ребенка над самим собой - научился ли он правильно завязывать шнурки, пользоваться ложкой или победил в олимпиаде, соревновании - ничто не должно пройти мимо родительского внимания. Цените все, даже если лично для вас не интересны его успехи в какой-то области, и вы ждете других достижений.
3. Учите ребенка обдумывать возможные альтернативы своих поступков или замыслов. Если вы вместе с ребенком обдумаете несколько альтернативных целей и возможностей их осуществления, это даст ребенку, да и вам тоже, особое "стерео" отношение к своим перспективам. В таком случае даже, возможное при неудачи, чувство неуверенности в себе не будет носить тотального характера, а может быть логично включено в картину мира а, следовательно, будет иметь свое логичное начало и свой логичный конец.
4. Никогда никому не говорите о своем ребенке плохо, не называйте его такими словами, как "глупый", "невезучий", "нет способностей" и т. д. Если у вас получится, постарайтесь даже не думать так. Может так случится, что вы окажетесь единственными, кто верит в вашего ребенка. Если не вы, тогда кто?
5. Позвольте, если можете, вашему малышу, хотя бы иногда, спорить с вами. Если вы сделали это, то пойдите дальше - позвольте ему убедить вас в чем-то для него очень важном. Если вы сделали это, то пойдите дальше - позвольте ему хотя бы раз поступить так, как он считает нужным, даже если вы с этим категорически не согласны. Прислушайтесь к себе, какие при этом вы испытываете ощущения? Если в этот момент у вас проснулось чувство неуверенности в себе, обратитесь к самоучителю по уверенности в себе, это вас отвлечет и скорей всего поможет.
Это - стратегическая линия воспитания уверенности в себе. Педагоги и воспитатели разработали некоторые приемы, помогающие формировать у ребенка чувство уверенности в себе. Среди этих приемов - игры, помогающие формированию и развитию уверенности в себе у детей. Дальше я привожу описание таких игр и предлагаю всем желающим расширить этот список своими собственными играми.
Игры для развития уверенности в себе
Как в любую другую игру, в них можно играть бесконечное число раз. Столько - сколько захочется ребенку. Забывая и возвращаясь снова, придумывая новые варианты и создавая свои игры. Главное, чтобы взрослый всегда помнил, что его ребенок - это уже совершенное творение природы, поражающее своей самобытностью, оригинальностью и неповторимостью. Предложенные игры позволяют стеснительным и неуверенным детям развивать чувство уверенности в себе. Сценарии составлены таким образом, что позволяют проводить их с группой детей, давая возможность каждому ребенку участвовать в главной роли, автоматически создавая положительный эмоциональный фон занятия, непринужденную дружескую атмосферу.
Игра "День рождения"
Очень простая не требующая никаких специальных навыков игра вызывает у детей множество приятных эмоций, чувство общности со своими сверстниками. Стеснительные и неуверенные в себе дети получают, участвуя в ней, неоценимый опыт положительного общения, находясь в центре всеобщего внимания.
Дети по очереди играют роль именинника. Именинник становится на стул, остальные по очереди подходят к нему, берут за руки (важен физический контакт, поздравляют с днем рождения и желают что-то в подарок. Взрослому также необходимо участвовать вместе с детьми в игре. Взрослый показывает пример, как необходимо поздравлять, если дети маленькие, следит, чтобы именинник не свалился со стула (или другого, возвышающего его предмета).
Упражнение "Мое имя"
Нередки случаи, когда маленькому ребенку не нравится имя, которым его называют. Чаще всего, это быстро проходит. Но бывают случаи упорного недовольства, требующие специальной консультации психолога. Упражнение "Мое имя" помогает установить с ребенком конструктивный диалог на эту тему.
Взрослый подробно рассказывает о значении имен собственных. Специально подготовьтесь и узнайте, какое значение имеют имена родственников ребенка, его друзей, воспитателей и т. д. Затем предложите ребенку нарисовать (или нарисуйте вместе с ним)рисунок на тему: "О чем говорит мое имя". Постарайтесь сделать его ярким и красочным, в образной форме подчеркнув особые свойства, которое носит имя ребенка.
Если вас посетит вдохновение, попробуйте придумать для ребенка историю о герое, который носит такое же имя, вызывая у малыша чувство гордости за свое имя.
Игра "Волшебная палочка"
Эта игра может носить как познавательное содержание, так и особую эмоциональную направленность. Ребенок берет в руки "волшебную полочку" и превращает играющего с ним взрослого или других детей в те или иные "образы". Затем партнер по игре " превращает" самого ребенка. "Превращения " могут быть разные (их подсказывает взрослый) - в цветы, в буквы, в животных, в птиц, в виды спорта, в любимых героев и т. д.
Конечно, необходимо следить, чтобы дети использовали положительные образы. Если ребенок недоволен тем образом, в который его превратили, то отмените превращение при помощи "волшебной палочки".
Иногда дети сами просят, чтобы их превратили то в одного героя, то в другого. Возможно, это спорно, но даже если взрослому кажется, что выбранный герой не очень положительный (например, Волк, хорошо идти навстречу ребенку. Так как возможности нравственного анализа детей могут быть ограничены, и ребенок выбирает такого героя часто потому, что он" сильный", "может постоять за себя" и т. д., желая иметь именно эти качества для себя, а остальных просто не замечая.
Две похожих между собой подвижных игры "Ниточка и иголочка" и "Дракон кусает свой хвост"
Для игры дети становятся "паровозиком". Нетрудно догадаться, что стеснительный или неуверенный ребенок становится первым.
В игре "Ниточка" все передвигаются за ним по сложному маршруту, пытаясь не разорвать ниточку.
В игре "Дракон кусает свой хвост" первый ребенок пытается поймать последнего, как будто бы укусить свой хвост. Игры очень веселые, хорошо, если играют больше 4 детей.