Консультация для родителей Тема: «Роль семьи в речевом развитии ребенка».
Консультация для родителей Тема: «Роль семьи в речевом развитии ребенка».
Язык любого человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей его жизни, однако важнейшим периодом его развития считается период дошкольного детства, когда происходит интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи, письма и чтения, культуры речи. Родители должны беречь ещё неокрепший голосовой аппарат ребёнка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей Тема: «Роль семьи в речевом развитии ребенка».»
Консультация для родителей
Тема: «Роль семьи в речевом развитии ребенка».
Речь малыша формируется на основе примера речи родных и близких ему людей: матери, отца, дедушки, бабушки, старших братьев и сестёр.
Язык любого человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей его жизни, однако важнейшим периодом его развития считается период дошкольного детства, когда происходит интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи, письма и чтения, культуры речи. Родители должны беречь ещё неокрепший голосовой аппарат ребёнка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос.
Взрослые должны помочь ребёнку овладеть правильным звукопроизношением. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал правильную, отчётливую речь, на примере которой, будет формироваться его собственная. Родители должны знать, какое огромное значение для ребёнка имеет речь взрослых, и как нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не торопиться, проговаривать окончания слов. Особенно чётко следует произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова, объясняя их значение. Обращаясь непосредственно к малышу, вы побуждаете его отвечать, а он имеет возможность внимательно прислушиваться к вашей речи. Очень важно приучить ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослого.
К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно, тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесённое ребёнком слово, лучше дать образец его произношения.
В семье для ребенка необходимо создавать условия для проведения развивающих занятий, важно стимулировать речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребёнком, в творческих играх. Названия свойств предметов, закрепляются в словесных играх. Спросите у ребёнка: «Что бывает высоким?», «Что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» или: «Что бывает широким?», «А что шире – ручеёк или река?» Так дети учатся сравнивать, обобщать. Для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребёнка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит всё это постепенно.
Постепенно подводите ребёнка к составлению рассказа по картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнет высказываться о том, что на ней изображено. Используйте для таких занятий и интересные игрушки. Ребёнку четырёх-пяти лет можно предложить для сравнения две куклы или два автомобиля. Сначала ему придётся внимательно их рассмотреть, а потом уже рассказать, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга. Постепенно можно предложить дошкольнику самому попробовать составлять небольшие сюжетные рассказы. Подберите несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девочка - ёлочка - корзинка - грибок - ёжик). Спросите, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий малышу. Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить творческие задания.
«Вспомни случай»
Выберите с ребёнком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.
«Рассказы по картинкам»
Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом, например, из детского журнала. Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребёнку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребёнка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.
В процессе общения взрослым необходимо помочь ребёнку овладеть речью, в итоге к шести - семилетнему возрасту, ребёнок уже будет располагать большим словарным запасом и практически освоит грамматический строй родного языка. Таким образом, для развития речи ребёнка достаточно традиционно принятых форм общения, - разговор, рассказ, игра, чтение художественной литературы. Развивая общение, взрослый не просто учит ребёнка новым видам взаимодействия с другими людьми, но и формирует его личность.