Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Сенсорные игры для малышей"»
Консультация для родителей
от учителя-дефектолога Жуленковой О. Н.
Консультация для родителей
"Сенсорные игры малышей"
Сенсорное развитие ребенка занимает важное место в развитии ребенка в раннем и дошкольном возрасте, и его значение трудно переоценить. Сенсорное развитие дошкольников, забота о создании у них целостной картины сенсорного восприятия мира- основная задача родителей, которые хотят, чтобы их ребенок вырос не только счастливым и здоровым, но и гармонично развитым. Именно в дошкольном возрасте совершенствуется деятельность органов чувств. Необходимо помочь ребенку в формировании различных сенсорных навыков и умений, хоть дело это непростое. На помощь придет игра! Начинать можно с самого простого - нанизать на леску мелкие шарики и крупные бусины - и вот в руках ребенка появляются сделанные им бусы. Затем нужно усложнять задачу. Например, сделать браслет для куклы из маленьких пуговиц, нанизанных на леску. На помощь взрослым придут и любимые детьми «шнуровки»- необходимо лишь вырезать из картона разные фигуры и сделать в них отверстия дыроколом. И вот уже ребенок усердно и старательно продевает шнурок в незатейливые дырочки. Постепенно усложняйте задания, предлагая малышу нанизать бусины в определённом порядке (по размеру, цвету, форме и т. д.), чередуя бусинки и шарики. Можно также собирать фигурные пирамидки, чередуя колечки с кубиками, шарики одного цвета втулочки другого.
Для развития сенсорных способностей
существуют множество различных игр и упражнений:
1. Красочные фантазии.
В несколько стаканчиков налейте простую воду и покажите ребенку, как она окрашивается в разные цвета, если в нее опустить кисточку с краской какого-либо цвета. Попробуйте смешивать разные краски, получая новые и новые оттенки.
2. Найди такой же/найди похожий.
На прогулке или в помещении ищите предметы выбранного вами цветами: дома, машины, листья, детали одежды, предметы мебели. Можно искать все маленькое или большое. Заодно ребенок лучше усвоит и понятие относительности – по сравнению с вами автобус большой, а по сравнению с домом маленький.
3. Чудесный мешочек.
Очень известная игра, распространенная в дошкольных учреждениях – ребенок наощупь должен найти и вытащить предмет из мешочка.
Класть в этот мешочек можно что угодно – и объемные геометрические фигуры, и разные кусочки ткани и ниток, и игрушку, и даже фрукты с овощами.
4. Разложи/подбери по цвету/форме/величине.
Раскладывайте по цвету фигурки, вырезанные из цветной бумаги или картона, сортируйте их по форме (круг, треугольник, овал) или размеру – большие к большим, маленькие к маленьким.
Попросите ребенка показать такой же маленький синий квадрат или большой желтый круг, как у вас в руках.
Так же ищите и предметы, по форме напоминающие геометрические фигуры – дом, как прямоугольник, лужа как овал, песочница как квадрат и т.д.
5. Какое наощупь?
Для развития тактильной чувствительности предлагайте малышу трогать самые разные предметы, обращая внимание на то, какие они наощупь: гладкие, шершавые, пушистые, жесткие, колючие, мягкие, холодные, твердые, теплые т.д.
Трогайте все, что можно: ткань, одежду, мебель и игрушки, на улице кору деревьев и листочки, погладьте свое или чужое домашнее животное или попугайчика, попробуйте взять в руки воду, спрячьте ладошки в муке или крупе, раскатайте катушку ниток и клубок шерсти, порвите лист бумаги и дотроньтесь до кактуса.
6. Что изменилось?
Поставьте перед малышом в ряд несколько игрушек, запомнив их расположение, путь он отвернется, а повернувшись обратно, угадает, какие игрушки поменяли свое место.
7. Достань камушки.
Данная сенсорная игра для детей раннего возраста начинается с того, что мама или папа берет сухие камушки вместе с ребенком и кладет их в миску. Посыпав камни сверху песком, залейте их водой и попросите малыша их достать. Сделайте акцент на том, что теперь все камни стали мокрыми и грязными. Для того чтобы вытащить их на сухую тарелку, предварительно их следует помыть в чистой воде.
8. Кто это?
Ребенок наощупь должен угадать, руку какого члена семьи он сейчас трогает. Обязательно поменяйтесь с малышом ролями.
9. Ах, как вкусно!
Во время еды обращайте внимание ребенка на вкусовые оттенки блюда. Предлагайте пробовать новое – лимон, перец, чеснок, манго, авокадо, разумеется, в маленьких количествах. Предложите малышу, закрыв глаза, угадать, что он ест – лимон, яблоко, хлеб или печенье.