Консультация для родителей
«Лепим вместе с малышом»
Занятия по лепке из теста- очень хорошее времяпрепровождения с малышом. К тому же это занятие полезно для развития сенсорных способностей и нервной системы. Дети не могут заниматься долго одним и тем же видом деятельности на протяжении долгого времени. Да и большим куском пластилина они еще не владеют. Поэтому я предлагаю начать лепить именно из теста. Почему рекомендуется начинать именно с теста? Потому что всегда под рукой у мамы есть ингредиенты из которых можно его сделать; в магазине продают массы для лепки, но они с красителями, а в тесте натуральные продукты и так как все дети любят « пробовать на зубок», то тесто не опасно.
Тесто для лепки должно быть пластичным, мягким, не липнуть к рукам.
Самый простой рецепт для изготовления теста- 200 г муки, 200 г соли 125 мл воды. Вымесить тесто руками до однородной массы и все, можно приступать к лепке.
Методические рекомендации для приобщения ребенка к игре с тестом.
Приготовьте тесто заранее: ребенок не сможет долго ждать начала игры, и, пока мама готовит тесто, его интерес угаснет. Приучайте играть с тестом за столом, на клеенке, а после игр обязательно мыть руки.
Тесто - своеобразный материал для лепки и может сначала не понравиться малышу. Начинайте игру вместе с ребенком, при первых же признаках снижения интереса займите его другой деятельностью, а к тесту вернитесь через день-два. Если все участники игры эмоционально положительно настроены и взрослый верит в способности дочки, сына, внука или внучки, все получится!
Игры с тестом особенно полезны для детей с повышенным или пониженным тонусом рук, так как они способствуют нормализации тонуса и активизации мелкой моторики.
Игры с тестом:
- обогащают опыт ощущений и восприятий (сенсорный опыт) ребенка;
- подготавливают руки к работе с более тугими материалами (пластилином и глиной), активизируют мелкую моторику рук;
- способствуют развитию воображения, памяти, внимания и могут стать мощным стимулом для интеллектуального развития ребенка;
- формируют эмоциональный и речевой контакт с взрослым;
- стимулируют понимание речи и активную речь самого малыша;
- приучают ребенка к аккуратной работе за столом
Знакомство с тестом и элементарные действия с ним
ШЛЕПАЕМ ЛАДОШКАМИ.
Выложите теплое тесто на разделочную доску или поднос - цвета теста и подноса не должны сливаться (лучше, если это будут контрастные цвета, например: поднос синий, а тесто розовое (подкрасить соком свеклы)). Разомните тесто, пошлепайте по нему рукой. Попросите малыша сделать то же, аккуратно, взяв за локоток, подведите его ручку к тесту. Сопровождайте свои и его действия стихами. Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп, Ты, ладошечка! Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп, Моя крошечка!
Если вы заметили, что интерес к игре ослабел, уберите тесто. Внимание! В следующих играх предполагается использование некрупных предметов. Если предмет не входит в контейнер от фотопленки, значит, он безопасного размера - смело давайте его ребенку. Более мелкие предметы пригодятся позже, когда ребенок подрастет.
ИГРА С ТЕПЛЫМ ТЕСТОМ
Возьмите пластмассовый шарик и покажите его малышу. У него на глазах накройте шарик носовым платком, а потом спросите: «Где шарик? Нет шарика! Где спрятался шарик?». Вместе снимите платочек: «Вот шарик! Ты нашел шарик!». Поиграйте так два—три раза.
Затем пусть малыш потрогает тесто, опять покажите шарик, а потом спрячьте его в тесте и спросите: «Где шарик?». (Шарик и тесто должны быть разного, желательно контрастного, цвета.) Ищите шарик вместе, месите тесто, шлепайте по нему руками, помогите крохе сжимать и разжимать кулачки.
ДОСТАЕМ ПРЕДМЕТЫ ИЗ ТЕСТА.
Спрячьте в тесто несколько каштанов, шариков или кубиков, так чтобы края спрятанных предметов были видны. Спросите: «Что тут спрятали? Давай посмотрим!». Аккуратно, с интересом начните доставать предметы, освобождая их из теста. Называйте тот предмет, который достали вы, а потом тот, который нашел малыш. Можно спрятать однородные предметы: только каштаны или только шарики. Пусть ребенок достает предметы, а вы говорите: «Один каштан, еще один каштан». Покажите, как складывать их в банку или на блюдце. Когда все каштаны будут найдены, скажите: «Много каштанов».
ОЛАДУШКИ.
Возьмите половину теста и разделите его на четыре-шесть кусочков. Скатайте из них шарики (колобки) и положите их перед малышом в один ряд. Рядом посадите куклу. Шлепните ладонью по одному из шариков - он расплющится. Скажите: «Был колобок, а теперь получился оладушек. Сделай такой же оладушек сам. Мы его отдадим куколке. Ешь, куколка, вкусный оладушек». Сначала можно расплющивать шарики, хлопая по ним ладошкой. Более сложное задание для ребенка около 2 лет: взять шарик в руки, размять его пальчиками, превращая в оладушек. Действия малыша сопровождайте чтением стихов.
Ой, ладушки-ладушки, Испечем оладушки! На окно поставим, Остывать заставим. А остынут - поедим И воробушкам дадим. Воробушки сели, Оладушки съели, Оладушки съели. Шу-у-у!. и улетели.
ДЕЛАЕМ БЛИНЫ
Скатайте четвертую часть теста в шар. Скажите: «Шар. Он круглый». Шлепайте ладонями по тесту, придавливая и расплющивая его. «Посмотри, получается блинчик». Пусть малыш повторяет ваши действия. В этой игре ему придется сильнее ударять по шару из теста. Прочитайте приговорку. Стала Варя (имя ребенка) Гостей угощать: И Ивану блин, И Степану блин, Да Андрею блин, Да Матвею блин. А Митрошечке - Мятный пряничек!
Можно сделать блины из теста разного цвета, а потом сложить их стопкой.
РУЧКА СПРЯТАЛАСЬ
Накройте свою руку платком и спросите: «Где моя рука?». Когда малыш сдернет платок, скажите: «Вот она, моя рука!». Так же поиграйте с его рукой. А теперь дайте ему потрогать теплое и приятное на ощупь тесто. Раскатайте его, так чтобы на одну половину поместилась рука ребенка, а другой половиной вы смогли ее прикрыть.
Скажите: «Спряталась твоя ручка. Где она? Где твои пальчики? Где твоя ладошка? Возможно, он начнет размахивать рукой чтобы стряхнуть тесто. Подскажите ему: «Помоги другой рукой. Освободи спрятанную ручку». Помогите, сами снимите тесто. Поднимите вверх чистую ручку малыша: «Вот она, рука, которая пряталась!; Очень важно, чтобы во время игры вы были серьезны, когда будете заинтересованно спрашивать: «Где ручка?». Искренне радуйтесь, когда ребенок - пусть и с вашей помощью освободит руку от теста.
ОТОРВЕМ КУСОЧЕК ТЕСТА
Сделайте из половины-четверти всего теста валик (колбаску). Держите валик, малыш пусть отрывает от него кусочки складывает их в определенное место (т пример, на тарелку). Скажите: «У меня бы большой кусок теста, а ты (имя ребенка) отрываешь маленькие кусочки». Соберите и скатайте все куски в один и скажите: «Мы собрали все маленькие кусочки. Помяли, помяли их - получился большой кусок».
ЗЕРНЫШКИ ДЛЯ КУРОЧКИ
Поставьте на стол игрушечную курочку и спойте песенку «Курочка» (сл. Т. Волги ной, муз. А. Филиппенко). Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, А за ней ребятки, Желтые цыплятки. Ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко! Не ходите далеко, Лапками гребите, Зернышки ищите.
Скажите: «Давай сделаем зернышко для курочки!». От большого куска теста отщипывайте большим и указательным пальцами маленькие кусочки и кладите их перед курочкой. Помогайте ребенку делать то же самое. Эта игра помогает формировать умение работать двумя пальцами, так называемый пинцетный захват.
ГДЕ ГЛАЗКИ?
Перед началом игры спросите: «Где у тебя глазки? Покажи носик, ротик. Молодец! А где у мамы глазки, ротик?». Пусть малыш потрогает тесто, пошлепает руками по нему, помнет его. Скатайте колобок: «Вот Колобок. Помнишь сказку про него?». Указательным пальцем сделайте в тесте углубления: «Это глазки. Где у Колобка глазки? Покажи!». Сделайте еще две ямочки - носик и ротик. Еще раз скатайте шарик-колобок, предложите малышу сделать ему глазки, носик и ротик.
Это только первые шаги в мир лепки. Пусть Ваш малыш прикоснется к этому виду творчества с удовольствием, ведь все, что дается в виде игры и с интересом запоминается надолго.