Цель: Формирование понятий «Друг», «Дружба»; развитие коммуникативной деятельности. Задачи:
- Продолжать учить детей справедливо оценивать положительные и отрицательные поступки;
- Развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, умение договариваться.
- Активизировать мыслительную и речевую деятельность детей.
- Обогащать словарный запас; закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого и игрового общения.
- Познакомить детей с правилами (секретами, законами) дружеских отношений, закреплять знания пословиц.
- Воспитывать нравственные основы личности ребенка в процессе формирования представлений о дружбе. Предварительная работа: чтение рассказов о дружбе В. Осеевой «Три товарища», «Синие листья», «Добрая хозяюшка»; В. Драгунского «Друг детства», «Друзья познаются в беде»; разучивание песен, пословиц о дружбе; просмотр мультфильмов о дружбе, ситуативные беседы и выставка рисунков на тему: «Мои друзья».
Воспитатель: : Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами поговорим об очень, очень важном. Послушайте стихотворение, которое поможет определить тему нашего занятия:
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда в беде поможет друг
Ему протянет руку.
Воспитатель: про кого это стихотворение.
Дети: про друга.
Воспитатель: совершенно верно, а разговор о друзьях мы завели, потому что тема нашего занятия «Дружба».
- Что такое дружба? (Дружба – когда играют вместе, помогают друг другу в чем – то, делятся своими секретами).
- С каким человеком вы хотели бы дружить? (хорошим, добрым, воспитанным, вежливым, честным, смелым, надежным).
- Может ли быть другом мама, папа, бабушка, дедушка? (Да)
- Как вы думаете, можно ли прожить без друзей? (Нет, без друзей скучно, не интересно. Не с кем поговорить.)
- Что друзья могут делать вместе? (играть, работать, отдыхать, шутить, разговаривать, помолчать, сходить в кино, посмотреть мультики и поесть мороженое и др.)
Ребята, вы еще только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать много законов. Ребята, какие Правила дружбы вы могли бы назвать?
• Помогать другу.
• Быть честным, не обманывать друга.
• Уступать.
• Не бояться просить прощения.
• Не обижать друга, заступаться за друга.
• Не жадничать.
• Не злиться.
• Никогда не груби своим товарищам.
• Не называй обидными словами, не давай им прозвищ.
• Не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя (например, в игре) место.
• Если ты за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду. Не злись!
• Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
• Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя, когда просит твой друг или, когда ты сам пообещал.
Игра «Руки вверх».
Я вам сейчас буду перечислять разные качества дружбы. Когда называются хорошие качества, помогающее дружбе, вы поднимаете вверх руки, когда плохие качества, которые мешают дружбе, вы складываете руки крестом на груди.
- У меня в руках наш «мячик дружбы», который я передам одному из вас. Пока звучит музыка, мы передаем мячик по кругу. Как только музыка заканчивается, тот, у кого остался мячик в руках, говорит что-нибудь доброе и ласковое про своего соседа справа.
- Ребята, вам приятно было слышать добрые слова? (Ответы детей).
- Говорить что-то приятное другому человеку – это говорить комплимент. А самим было приятно говорить комплимент своим друзьям? (Ответы детей).
А теперь я предлагаю вам взяться за руки, чтобы почувствовать тепло и силу рук своих товарищей.
Друг задушевный навеки с тобой,
С тобою он связан одною судьбой.
В ладони твоей неизменна крепка
Надежного, верного друга рука.
Воспитатель: А знаете ли вы пословицы о дружбе? Я предлагаю вам поиграть в игру «Закончи пословицу».
1.Один за всех и все за одного.
2.Нет друга - ищи, а нашел – береги.
3.Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (Дружба дороже любых денег и материальных благ. Деньги как приходят, так и уходят, а друзья всегда рядом)
4.Новых друзей наживаю, а старых не забываю.
5.Старый друг лучше новых двух. (Это значит, что дружба проверенная временем имеет большую ценность. Так как друг за многие года делил с вами и горести и радости)
6. Друг познается в беде ( Это значит, что друг это не тот, кто делит с нами радость и веселье. Друг прежде всего тот, кто с нами в трудную для нас минуту)
Молодцы ребята, много знаете пословиц и поговорок о дружбе. А как вы думаете, мы все одинаковые с вами? Конечно, нет! Хоть мы и общаемся с вами, живем рядом, но мы отличаемся друг от друга во - первых именами, верой, национальностью, интересами, цветом волос, цветом кожи. Но у нас есть и много общего, которые нас объединяют. В этом мы сейчас убедимся.
Давайте сейчас с вами поиграем в игру. Я вам буду говорить задания, а вы движениями на них отвечать.
• Хлопните в ладоши те, кто любит мороженое.
• Топните ногами те, кто любит хвастаться.
• Поднимите руки вверх те, кто любит делать зарядку.
• Присядьте те, кто любит щипаться,
• Улыбнитесь те, кто любит делиться.
Вот видите, сколько у нас общего. Вы молодцы!
А сейчас давайте встанем и немного отдохнем
Физкультминутка «Если есть хороший друг».
Настроение упало, - опускают руки вниз
Дело валится из рук… - качание головой, встряхивание кистями
Но еще не все пропало - разводят руками
Если есть хороший друг - разворачиваются лицами др. к другу
С делом справимся вдвоем, - пожимают друг другу руки
С облегчением вздохнем - - делают глубокий вдох, выдох
Настроение поднимем - нагибаются и медленно выпрямляются
И от пыли отряхнем! - отряхиваются.
Молодцы ребята, вот и отдохнули.
Дети садятся на стульчики.
Ребята, вы любите сказки? А ведь в сказках сказочные персонажи тоже умеют дружить. Попробуйте угадать, кто с кем дружит.
1.Зеленый крокодил Гена и его друг… (Чебурашка )
2.Мальчик по имени Малыш и его друг …(Карлсон)
3.Смешной мишка Вини - Пух и его друг… (Пятачок)
4.Иван Царевич и (Серый волк)
5.Кот и (Петух)
6. Кот Матроскин и (Шарик) 7. Буратино и (Мальвина) 8. Элли и (Страшила, Железный дровосек, Лев) Итог.
- О чем мы с вами сегодня говорили? (О дружбе).
- Что такое дружба? (Ответы детей).
Воспитатель: Как много вы знаете о дружбе. Мне очень бы хотелось, чтобы вы стали одной дружной семьей и всегда помогали друг другу. И помните, что дружбой надо дорожить.
Ребята, подойдите ко мне и сделайте маленький круг: давайте мы с вами построим свою пирамиду дружбы. Начну строить первой я, потом дети. Я вытягиваю перед собой руку, а вы сверху кладете свои ладошки по очереди. Раз, два, три, четыре, пять, снова встретимся опять!