Консультация для родителей «Развитие речи детей 6 – 7 лет»
Консультация для родителей «Развитие речи детей 6 – 7 лет»
Главный фактор развития речи – наличие заинтересованного, доброжелательного слушателя. Вы всегда можете вставить реплику, подбодрить, помочь в выборе удачного оборота речи, чтобы малыш не заметил, что вы его поправили. И, конечно, главный источник речевых образцов - это художественная литература. Дети, имеющие богатый опыт слушания книг, обязательно имеют и хорошо развитую связную речь. Ничто не заменит ребёнку книги: ни передача по телевизору, ни электронные игры, ни даже полноценное речевое общение на разговорно-бытовом уровне. Очень внимательно надо отнестись ко всем недостаткам в речевом развитии, обнаруженным в конце дошкольного детства, так как они негативно скажутся на обучении в школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Развитие речи детей 6 – 7 лет»»
Консультация для родителей «Развитие речи детей 6 – 7 лет»
Наталья Владимировна Меркулова, воспитатель МДОУ - детский сад № 44 «Колокольчик», г. Серпухов
Словарный запас:
После 5 лет словарный запас ребёнка растёт стремительно. Непроизвольная память в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой: один раз услышанное слово легко входит в активный словарь. Проверить состояние словаря несложно:
- Ребенок владеет обиходным словарем в полном объеме: знает все обобщающие слова (профессии, транспорт, посуда, инструменты, овощи, фрукты, ягоды, времена года, сутки, одежда, обувь, головные уборы, посуда, мебель, бытовая техника или приборы, домашние и дикие животные и птицы, насекомые)
- Ребенок не путает сходные предметы: кувшин - ковшик, миска - чашка, тарелка, кружка, стакан, фартук - сарафан, шофер - шахтер. А это у детей встречается. Например, показываешь на кресло и спрашиваешь: Что это? Ребёнок отвечает: стул. Или на стакан — говорит «чашка».
- Ребенок знает из чего состоят предметы: у дерева - ствол, ветки, листья, корни, у стула - спинка, сиденье, ножки.
- Ребёнок должен владеет достаточнымколичеством глаголов: не путает сходные действия. Например, змея именно ползёт, а не идёт, а заяц скачет. Знать, что делают различными инструментами (пилят, рубят, режут, колют), как кричат животные и птицы (мычат, щебечут, чирикают, кудахчут, блеют, ржут, стрекочут).
- Ребёнок в этом возрасте умеетподобрать антоним: высокий - низкий, узкий - широкий, толстый - тонкий, острый - тупой. Предлоги времени и пространства используются к месту и правильно: за диваном, из-за дивана, над, на, под, из-под, около, перед, между, после. К 6 годам ребёнок должен хорошо ориентироваться во времени: знать времена года, месяцы, дни недели, части суток.
Грамматический строй, связная речь:
У детей 6 лет активно развивается синтаксическая сторона речи, через усвоение способов словообразования всех частей речи, единичных форм, исключений. Речь ребенка обогащается грамматическими формами и конструкциями. Дети 6 лет правильно изменяют и согласовывают слова в предложении, могут создавать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Они самостоятельно образовывают слова, обозначающие человека определенной профессии, детенышей животных, предметы посуды, подбирают однокоренные слова. Им можно задавать вопросы о грамматической правильности высказываний, так как они уже способны анализировать. К 6 годам детиобычно умеют пользоваться не только простыми, но и сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, пересказывать текст без пропусков и перестановок частей. При этом все формы существительных, прилагательных и глаголов используются без ошибок.
- Проверьте, умеет ли ребёнок образовать множественное число: стулья, окна, ведра, пни, дома.
- Не нарушена ли структура длинныхслов: электричество, милиционер, конструктор, строительный материал.
Дети также способны выделять в предложениях слова, близкие или противоположные по смыслу. Они в состоянии понять разное значение одного и того же слова, правильно оценить переносный смысл слов (в поговорках, пословицах), выбрать наиболее точные слова и выражения, подходящие к данной ситуации. У детей 6 лет хорошо развита диалогическая речь: они отвечают на вопросы, подают реплики, задают вопросы. При этом свободно пользуются вопросительными и восклицательными интонациями, могут выразить удивление, просьбу; сопровождают речь жестами, мимикой. Они уже способны построить краткие высказывания. Владея монологической речью, дети содержательно, грамматически правильно, последовательно и связно, точно и выразительно строят свою речь при пересказах и самостоятельном рассказывании. Дети могут пересказать литературное произведение, имея определенные представления о его композиции и языковых средствах художественной речи. В рассказах по картинке дети способны передать содержание, составить самостоятельный рассказ, придумать события, предшествующие и последующие изображаемому, могут описать пейзаж, передать настроение картины, сравнить разные картины. Рассказывая об игрушках, дети пользуются точными названиями их качеств (форма, цвет, размер, величина) и функциональных назначений. В своих рассказах они активно употребляют определения. Дети 6 лет уже в состоянии составить рассказы, используя для этого набор игрушек. Дети также могут рассказать, что с ними случилось, передать свои впечатления, свой опыт в связном повествовании, живо и интересно
Больше общайтесь со своим ребёнком словесно. Интересуйтесь его мнением, его впечатлениями, создавайте комфортную обстановку общения, чтобы ребёнок мог легко открыться перед вами, чтобы хотел делиться своими наблюдениями, выводами, переживаниями. Главный фактор развития речи – наличие заинтересованного, доброжелательного слушателя. Вы всегда можете вставить реплику, подбодрить, помочь в выборе удачного оборота речи, чтобы малыш не заметил, что вы его поправили. И, конечно, главный источник речевых образцов - это художественная литература. Дети, имеющие богатый опыт слушания книг, обязательно имеют и хорошо развитую связную речь. Ничто не заменит ребёнку книги: ни передача по телевизору, ни электронные игры, ни даже полноценное речевое общение на разговорно-бытовом уровне. Очень внимательно надо отнестись ко всем недостаткам в речевом развитии, обнаруженным в конце дошкольного детства, так как они негативно скажутся на обучении в школе.
Звукопроизношение: К шести годам звукопроизношение у детей вполне нормализовалось, и работа идет по улучшению дикции, автоматизации звуков в речи. Дети не затрудняются в произнесении слов любой структуры, применяя многосложные слова в предложениях. Конечно, совсем новое слово может вызвать затруднение в произнесении, требуется выбрать более медленный темп речи, произнесение по слогам, чтобы трудное слово воспринялось и запомнилось правильно. Очень важно именно первый раз безошибочно произнести новое слово, а затем закрепить его в разных предложениях.
Ребёнок должен чётко и внятно произносить все звуки речи, слоги, а также слова и предложения со сложной звуковой и слоговой наполняемостью. Дефектное произношение отразится на письме. Ребёнок будет писать, как говорит.
Обучение грамоте: К 6 годам ребенок в состоянии овладеть основами грамоты: познакомиться со всеми буквами алфавита и знать их; проводить звуковой анализ слов; анализировать предложения (по словесному составу) и составлять их из слов и букв азбуки (3-5 слов); читать по слогам и целыми словами несложные тексты. Если ребенок не владеет всем перечисленным, с ним следует позаниматься дополнительно. Ребенок должен уметь делить предложения на слова, слова на слоги, проводить фонематический анализ и синтез. Ребёнок должен уметь выделять звуки из слов, определять место звука в слове, последовательность звуков, называть мягкие и твёрдые согласные звуки. Недоразвитие этого навыка проявляется на письме. В дошкольном детстве, естественно, для ребенка не заканчивается процесс овладения речью. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будут продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
Предлагаем «игры на кухне»по развитию речи детей: 1. Покажите ребёнку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [с]. 2. Разложите перед ребёнком фрукты и овощи (яблоко, морковь, помидор, апельсин, ананас и т.д.). Пусть он назовет сок, который можно приготовить из этих фруктов и овощей. 3. Предложите ребёнку убрать и помыть посуду, в названии которой есть звук [ч], а затем [р]. 4. Попросите ребёнка назвать блюда на звук [с]. 5. Пусть ребёнок из горошин выложит знакомые буквы. 6. Посчитайте предметы до 5. Одна ложка, две ложки…, пять ложек. 7. Сочините вместе сказку. Жил был чайник. Он был круглый, белого цвета, с красными цветами. По вечерам……. 8. Из чего сделано? Стакан из стекла, он стеклянный. Чашка из фарфора, она….
Игры для развития связной речи:
Игра "Интервью" Надо научить детей смело говорить в микрофон. Для этого попросите детей что-нибудь сказать в микрофон, хотя бы сосчитать до 10 прямым и обратным счетом. Затем распределяются роли. Обсуждаются возможные темы. Настраивается магнитофон. Репортеры начинают задавать вопросы. Возможные темы: обсуждение праздника, выставки рисунков, интересной книги, самого интересного события за неделю. Варианты игры:1) родитель интервьюирует ребят, 2) дети берут интервью у родителя.
Игра "Картинки-загадки" Сначала родители обыгрывают ситуацию между собой, а ребёнок наблюдает. Затем ребёнок выбирается водящим, а родители садятся на стулья, они должны отгадывать. На столе стоит большая коробка, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото). Водящий подходит к коробке и берет одну из картинок. Не показывая ее ребёнку (родителям), он описывает предмет, нарисованный на ней. Ребёнок (родители) предлагает свою версию. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.