С детьми проводятся пальчиковые игры без речевого сопровождения.
Пальчики «здороваются».
Кончик большого пальца левой руки «здоровается», поочередно касается кончиков
указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца этой же руки;
Дети бегут.
Указательный и средний палец правой руки «бегают» по столу; то же упражнение проводится пальцами левой руки;
то же упражнение проводится одновременно пальцами обеих рук (дети бегут наперегонки).
Игра на рояле.
Дети последовательно касаются кончиками пальцев стола:
одним пальцем: 1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1.
двумя пальцами: 1-5, 1-4, 1-3, 1-2; 1-2, 1-3, 1-4, 1-5.
целью развития ручной моторики можно использовать также упражнения, сопровождающиеся стихотворениями, известные народные «пальчиковые» игры.
«Пальчики»
Дети поднимают левую руку ладонью к себе. Правой рукой загибают пальцы.
Этот пальчик хочет спать. (Загибают мизинец.)
Этот пальчик лег в кровать. (Загибают безымянный палей.)
Этот пальчик чуть вздремнул. (Загибают средний палец.)
Этот пальчик уж уснул. (Загибают указательный палец.)
Этот крепко-крепко спит. (Загибают большой палец.)
Встали пальчики, ура. (Распрямляются пальцы рук.)
В школу нам идти пора. (Указательный и средний пальцы левой руки
«бегут» по столу.)
Далее игра повторяется с движениями пальцев правой руки.
«Этот пальчик…»
Дети сгибают пальцы левой руки в кулак.
Этот пальчик – дедушка. (Сгибают большой палец.)
Этот пальчик – бабушка. (Сгибают указательный палей.)
Этот пальчик – папочка. (Сгибают средний палец.)
Этот пальчик – мамочка. (Сгибают безымянный палец.)
Этот пальчик – я. (Сгибают мизинец.)
Вот и вся моя семья. (Разгибают пальцы.)
Далее игра повторяется с движениями пальцев правой руки.
Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки. Отшелушивать пленку с жаренных орехов.
Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
Лепить из теста печенье. Лепить из марципановой массы украшения к торту.
Открывать почтовый ящик ключом.
Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А также разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)
Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.
Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).
Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
Помогать перебирать крупу.
Закрывать задвижку на двери под раковиной.
Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
Собирать на даче или в лесу ягоды.
Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
Вытирать пыль, ничего не упуская.
Включать и выключать свет.
Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.