kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для родителей «Пословицы в развитии речи дошкольника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пословицы  и  поговорки   способствуют   развитию  речи  ребёнка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Пословицы в развитии речи дошкольника»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» Г.ВОЛГОДОНСКА

















Воспитатель: Ремизова О.В.









Волгодонск 2023г

Пословицы и поговорки - это образные, краткие изречения, неисчерпаемый источник, запечатлевший опыт многих поколений, в которых нашли отражение все стороны нашей жизни: суждения о мудрости и глупости, семье и детях, горе и радости, добре и зле, лени и трудолюбии, а также наблюдения за природой и многое другое.


Эти фольклорные произведения способствуют общему развитию, пробуждают у детей интерес к окружающему миру, заставляют думать, осмысливать обстановку, развивают логическое мышление.

Пословицы и поговорки желательно систематизировать и представить в виде следующих групп: тематической, художественной, логико-тематической и инокультурной.

В тематическую группу вошли тексты, отражающие знакомые детям стороны жизни и связи между явлениями.

Природа

Апрель с водой, май с травой. Береги нос в большой мороз. В зимний холод всякий молод. Два друга — мороз да вьюга. Дыма без огня не бывает. Куда ветер, туда и тучи.

Животные

Волка кормят зубы, а зайца спасают ноги. Бежал от волка — попал на медведя. Крутится, как белка в колесе. Пустили козла в огород. Знает кошка, чье мясо съела. Не будь овцой, а то волк съест. Лиса хитростью берет.

Смелость

За правое дело стой смело. Волков бояться — в лес не ходить. Кто смел, тот и цел. Смелость города берет. Смелый там найдет, где робкий потеряет. Где смелость, там победа. Кто смел, тот наперед поспел.

Ложь

Врет — и глазом не моргнет. Вранье не ведет в добро. Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят. Лжецу и в правде не верят. Лучше молчать, чем врать. Не верь словам, а верь делам. Шила в мешке не утаишь.

Еда

Запретный плод слаще. Голодной куме все хлеб на уме. Есть сало — да не про кота. Ешь калачи, пока горячи. Кашу маслом не испортишь. Ложки мимо рта не пронесешь. Сытый голодного не разумеет.

Безделье

В лесу живу, а без дров сижу. Под лежачий камень вода не течет. Лень до добра не доведет. Кто труд любит, долго спать не будет. Маленькое дело лучше большого безделья. Не сиди сложа руки, так и не будет скуки. От скуки бери дело в руки.

Добро

Добро того учит, кто слушает. Добро помни, а зло забывай. За добро плати добром. И собака помнит, кто ее кормит. Мир не без добрых людей. При солнышке теплота при матери добро. Хорошо тому добро делать, кто помнит.

Художественную группу составили пословицы и поговорки в стихотворной форме (с ярко выраженными ритмом, рифмой, созвучиями) и прозаической.

Стихотворные

Всяк сверчок знай свой шесток. Без друга на сердце вьюга. За правое дело стой смело. Конец — всему делу венец. Из огня да в полымя. Доброе братство лучше богатства. Старый друг лучше новых двух. Тяп да ляп — не выйдет корабль. На хотенье есть терпенье. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Хлеб-соль кушай, а правду слушай. Когда я ем, я глух и нем. Рабочие руки не знают скуки. Терпенье и труд все перетрут. Дерево живет корнями, а человек друзьями.

Прозаические

Лиха беда — начало. Два сапога — пара. Семь раз примерь, один раз отрежь. Бежать сломя голову. Друзья познаются в беде. Хвалилась синица море поджечь. На воре и шапка горит. Тихая вода берега подмывает. Пчела мала, а и та работает. У страха глаза велики. Глаза страшатся, а руки делают. Всяк кулик свое болото хвалит. Лисичка от своего хвостика плачет. Корень ученья горек, да плод его сладок. Под лежачий камень вода не течет.

Логико-тематическая группа включала изречения, выражающие отношения между признаками и свойствами объекта (субъекта):

отрицательные или отношения противопоставления: не в свои сани не садись; ни кола, ни двора;

  утвердительные или с выделением, акцентированием свойства, признака: лучше молчать, чем врать; мал, да удал;

проявляющие взаимосвязь, взаимозависимость «причина — следствие», «стимул — реакция»: что посеешь, то и пожнешь; как с гуся вода.

Отрицательные — или отношения противопоставления

Не плюй в колодец — пригодится воды напиться. Мороз не велик, да стоять не велит. Не в свои сани не садись. Не зная броду, не суйся в воду. На берегу плавать не научишься. После драки кулаками не машут. Не беда ошибиться, беда не справиться. Умелые руки не знают скуки. Любишь есть калачи — не сиди на печи. Волков бояться — в лес не ходить. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. В тесноте, да не в обиде. Не красна изба углами, а красна пирогами. Есть сало — да не про кота.

Утвердительные или с выделением свойства, признака

Уговор дороже денег. Разум силу победит. Делай добро и жди добра. Один за всех, все за одного. Старый друг лучше новых двух. Лучше молчать, чем врать. За правое дело стой смело. Смелость города берет. Ум хорошо, а два лучше. Заставили козла огород стеречь. Совет дороже денег. За добро плати добром. Играй, играй, да и дело знай. Ученье — свет, а неученье — тьма. Долг платежом красен.

Каузальные (взаимосвязь: «стимул — реакция», «причина — следствие»)

Какие труды — такие плоды. Будет терпенье— будет и уменье. Апрель с водой, май с травой. Кто посеет ветер — пожнет бурю. . Куда иголка, туда и нитка. Взялся за гуж — не говори, что не дюж. Как аукнется, так и откликнется. Делай другим добро — будешь сам без беды. Будешь книги читать — будешь все знать. Что посеешь, то и пожнешь. Любишь кататься, люби и саночки возить. Назвался груздем — полезай в кузов. Не сиди сложа руки, так не будет и скуки. Куда ветер, туда и тучи.

. Иногда пословицы надо давать с пояснениями. Следует предлагать детям самим подумать над смыслом пословицы. Например, что значит, когда говорят: «Мастер на все руки!» Естественно, что до ребёнка – дошкольника доходит лишь внешний смысл пословицы; переносный смысл, связанный с глубокой моралью, часто остаётся ещё недоступным даже старшему дошкольнику, например, в пословице «Любишь кататься – люби и саночки возить» и др.

Непременно используйте воспитательный характер пословиц. Занимаясь с ребёнком, не упускайте возможности поговорить с ним о нравственности, добре, зле, трудолюбии, лени.

Вспомните знакомую ему ситуацию и спросите, какая пословица к ней подходит. Например, если ваш ребёнок заигрался и не хочет заняться полезным делом, скажите ему: кончил дело - гуляй смело, или делу - время, потехе - час. Если он поссорился со своим другом, не поделив игрушку, непременно напомните: человек без друзей, что дерево без корней; новых друзей наживай, а старых не теряй.

Со временем малыш будет сам подбирать пословицы и поговорки на заданную тему. Используя их в разговоре, дети учатся кратко выражать свои мысли, делают яркие сравнения. Ребята быстро начинают чувствовать иронию, юмор, присутствующие в пословицах, и с удовольствием применяют их в своей повседневной речи.


Пословицы и поговорки, писал К.Д. Ушинский, помогают «выломать детский язык на русский лад и развивать в детях чутьё к звуковым высотам русского яыка»

Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова; отражают владение словом на уровне взаимосвязи лексической и грамматической сторон языка. Понимание и использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к разным ситуациям. Краткие, емкие по смыслу изречения соединяют в себе культурно-историческое и языковое богатство фольклорного наследия, способствуют приобщению детей к ценностным (аксиологическим) ориентирам духовной культуры, которая выражается в малой фольклорной форме (А.П. Илькова)

Пословицы и поговорки помогают закрепить правильное произношение корригируемых звуков и выработать четкую и внятную речь. Кроме того, знакомство с устаревшими словами, которые зачастую использованы в малых жанрах фольклора, обогащает словарный запас детей.

Автоматизация звука [C]

  • Свято место пусто не бывает.

  • У Сысоя усы от носа до пояса.

  • Сани у Сани едут сами.



Автоматизация звука [С’]

  • В овсе вовсе не Евсей.

  • Осенью у Сени сени в сене.

  • Сеня сено косит, Вася сено носит.




Автоматизация звука [З]

  • Указание о наказании казака в Казани.

  • На возу – тазы, за возом — козы.

  • За козой – козодой.

Автоматизация звука [З’]

  • У Зины бузина в низине.

  • Зимой Кузьма зябнет.

Автоматизация звука [Ц]

  • Где цветок, там и медок.

  • В цветнике цветут цветы.

  • Овца не помнит отца.

Дифференциация свистящих звуков

  • Беседа найдет соседа.

  • Не в свои сани не садись.


Автоматизация звука [Ш]

  • Шпиону и шпионке – пшёнку.

  • У нашего Никишки – книжки.

  • Не найду я ушки у нашей подушки.

Автоматизация звука [Ж]

  • Живи да не тужи.

  • Не ждать, а побеждать.

  • Кожаные вожжи в хомут вхожи.

Автоматизация звука [Ч]

  • Точь в точь, как мать и дочь.

  • Не учи учёного.

  • На веточке – певчая птичка.

Автоматизация звука [Щ]

  • А где щи, там и ищи.

  • Тощ, как хвощ.

  • Щуку я тащу, тащу,


Дифференциация шипящих звуков

  • Щи да каша — пища наша.

  • Чужим умом умён не будешь.

  • Чужая душа – потёмки.

Дифференциация свистящих и шипящих звуков

  • За твоим языком не поспеешь и босиком.

  • На живом всё заживает. 

  • Ученье – свет, а неученье – тьма.

Автоматизация звука [Л]

  • Толку век, а толку нет.

  • Мал, да удал.

Автоматизация звука [Л’]

  • Воля в поле.

  • Купили Валеньке маленькие валенки.

  • Бдит блин кот — кот бдит блин.

Автоматизация звука [Р]

  • Доброму – добрая память.

  • У двора на траве дрова.

  • У Кондрата куртка коротковата.

.Автоматизация звука [Р’]

  • У редьки и репки корень крепкий.

  • На горе горюет Григорий.

  • Варенье Варя варит,

А Боря помогает.

Дифференциация сонорных звуков

  • Пан или пропал.

  • Проверь, а потом верь.

  • Артелью города берут.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Консультация для родителей «Пословицы в развитии речи дошкольника»

Автор: Ремизова Ольга Васильевна

Дата: 21.01.2024

Номер свидетельства: 644337

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Консультация для родителей  «Первый класс, или как подготовить ребенка к школе»."
    ["seo_title"] => string(74) "konsultatsiiadliaroditielieipiervyiklassilikakpodghotovitriebienkakshkolie"
    ["file_id"] => string(6) "324417"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1462461562"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Консультация для родителей подготовительной группы "Как подготовить ребенка к школе""
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_roditelei_podgotovitelnoi_gruppy_kak_podgotovit_rebenka_k_shk"
    ["file_id"] => string(6) "634244"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1687418500"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "ПРЕЗЕНТАЦИЯ: " ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ" "
    ["seo_title"] => string(95) "priezientatsiia-innovatsionnyie-formy-raboty-s-roditieliami-po-razvitiiu-riechi-u-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "246110"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446296465"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Консультация для родителей дошкольников «Пословицы и поговорки» "
    ["seo_title"] => string(69) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-doshkol-nikov-poslovitsy-i-poghovorki"
    ["file_id"] => string(6) "206191"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430126961"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Консультация для педагогов на тему: «Развитие связной речи детей с использованием сказок»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_na_temu_razvitie_sviaznoi_rechi_detei_s_ispolzovani"
    ["file_id"] => string(6) "612731"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1662658661"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства