Консультация для родителей «Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством»
Консультация для родителей «Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством»
В детском саду ребенок знакомится с разнообразными видами изобразительного искусства: живописью, графикой (иллюстрации к книгам для детей, эстампы), скульптурой, произведениями декоративно-прикладного искусства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством»»
Консультация для родителей
«Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством»
В детском саду ребенок знакомится с разнообразными видами изобразительного искусства: живописью, графикой (иллюстрации к книгам для детей, эстампы), скульптурой, произведениями декоративно-прикладного искусства. Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством в образовательной деятельности и сочетании с широким использованием искусства в оформлении детского сада создает условия для полноценного восприятия детьми произведений разных жанров. Дальнейшее приобщение детей к искусству происходит в школе, где для этого отводятся специальные уроки.
Посредством искусства у детей воспитываются интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические, эмоциональные чувства. Перед ними раскрываются богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений. С помощью искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями жизни, проникаются высокими идеями, приобщаются к большим преобразованиям, которые совершаются в нашей стране.
Выбирая произведения живописи, графики, скульптуры, необходимо заботиться о том, чтобы они оказывали на детей положительное влияние. В них должны быть отражены те события и явления жизни, с которыми важно познакомить детей, в отношении которых нужно воспитать определенные чувства. Содержание произведений, которые показывают детям, должно быть богатым и разнообразным. Однако не каждая картина или скульптура доступны детям: в них могут быть выражены еще непонятные детям чувства и отношения — об этом надо всегда помнить.
В сюжетной картине или скульптуре должен быть ясно очерчен, охарактеризован каждый образ, чтобы детям по тем или иным признакам было понятно, кто изображен, что он делает, где и когда происходит действие. Существенное значение для понимания произведения имеет композиция. Четкое выделение основного, главного (либо расположением персонажей, либо цветом) облегчает восприятие целого и понимание изображенного.
Цвет привлекает и радует детей, поэтому большинство картин и иллюстраций для детей выполняются в цвете. Включение цвета придает большую полноту изображению, создает впечатление живой жизни, что очень важно для эстетического воспитания. Однако даже младшие дошкольники способны воспринимать рисунки, скульптуру, выполненные в одном цвете, линейно, из одноцветного материала.
Опираясь на общие требования к отбору произведений, педагог знакомит детей с шедеврами мировой живописи.
Взрослые люди, конечно, воспринимают и понимают картины гораздо полнее и глубже, но и то, что в этих произведениях понятно детям, оказывает на них большое воспитывающее влияние, воздействует на их мысли и чувства.
Педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства. Постепенно он формирует способность эстетического и эмоционального восприятия. Рассматривая картины или скульптуру, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Через произведения искусства дети не просто знакомятся с явлениями жизни: они получают представления о прекрасном, гармоничном, целесообразном, выразительном. Для эмоционального восприятия характерно заинтересованное, взволнованное отношение к изображаемым явлениям. Такое отношение находит выражение в словах, в оценке происходящего в картине, переданного в скульптуре.
Направленность внимания на выразительность в изображении событий, образов людей, животных, на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать их. Оценочное отношение у детей выражается прежде всего в предпочтении одних произведений другим: часто дети просят показать еще несколько раз то, что им понравилось и запомнилось; появляются любимые произведения, развивается осознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания. Занимаясь с детьми 3—4 лет, важно прежде всего привлечь их внимание к картине. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того ребенка, который является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя.
При рассматривании картины с маленькими детьми можно вводить своеобразный игровой прием, развивающий наблюдательность и речь: воспитатель путем вопросов вовлекает ребенка в соревнование — «Кто больше увидит на картине?», побуждая его к наблюдательности и высказываниям.
Помимо традиционных методов применяются методы, которые улучшают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают воображение и творчество, способствуют осмыслению восприятия искусства.
Метод одномоментности, предполагающий одновременное восприятие произведений различных видов искусства, способствует созданию целостного художественного образа в любом из продуктивных видов творческой деятельности.
Метод контрастности, выстраивающийся на противоречии эмоционально - образного настроя различных произведений искусства, активизирует проявления эмоциональной отзывчивости, художественно - образного мышления, воображения.
Метод "подмастерья", позволяющий рассматривать педагогический процесс не как воздействие, а как взаимодействие взрослого и ребенка в едином творческом процессе.
В очень редких случаях малыши смотрят картины молча. Воспитатель должен поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять содержание картины.
Наиболее доступны детям дошкольного возраста картины советских художников на темы, отражающие быт детей: Т. Яблонская. «Весна», Л. Дейнека. «Будущие летчики», И. Шевандронова «В сельской библиотеке», А. Ткачев, С. Ткачев. «Детвора».
Широко представлены в детских садах произведения русского реалистического искусства прошлого: картины В. Васнецова «Аленушка», "Богатыри", «Иван-царевич на Сером волке», А. Дейнеки, В. Перова.
Для старших дошкольников доступны и некоторые произведения портретной живописи: И. Репин «Стрекоза», В. Серов «Мика Морозов», В. Тропинин. «Портрет сына художника».
Богатые возможности для развития эстетического и эмоционального восприятия представляет натюрморт. В этом жанре изображение предметов привлекает ребенка прежде всего своими выразительными средствами — цветом, формой. Доступны для восприятия натюрморты И. Машкова «Рябинка», «Фрукты», «Малинка», А. Куприна «Букет полевых цветов» и др.
Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания, а не только те, в которых имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе, чем в более младшем возрасте, - о многом они могут догадаться, многое вообразить; помогают получаемые детьми знания и новые представления о явлениях жизни. У детей этого возраста достаточно развита любовь к природе, и они с интересом относятся к пейзажу, определяют, какое время года изображено, что характерно для осени и весны, какие краски выбрал художник для их передачи, как изображены зимний холод, вьюга, осенний ветер.
Знакомить дошкольников с шедеврами мировой живописи можно не только во время образовательной деятельности, но и с свободное время (утреннее, вечернее), во время посещения выставок, игровых упражнений. Можно организовывать дидактические игры "Художественный салон", "Выставка картин", "Найди ошибку", «Сказочный лес», "Портреты", "Быстро - медленно" и другие.
Таким образом, знакомясь с разными видами изобразительного искусства, богатыми по идейному содержанию и совершенные по художественной форме, доступные, как по содержанию, так и по средствам выразительности, повседневно входят в жизнь дошкольников, в их быт.